КРДВ нанесла удар по владельцам «Амурстали»
Арбитражный суд Дальневосточного округа поставил точку в споре между АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ) и ООО «Торэкс». Собственникам «Амурстали» (бывший «Амурметалл») придется компенсировать затраты КРДВ, сообщает KONKURENT.RU. Конфликт возник на почве ТОР «Хабаровск», из которого «Торэкс» хотел выйти «сухим». На территории опережающего развития «Торэкс» планировал поставить сталеплавильное производство с выпуском 242 тыс. тонн стальной заготовки в год. Обещанный объем инвестиций составлял ни много ни мало 4,5 млрд руб. Однако бизнес-план легко строился, и также быстро пришел в негодность с приобретением на торгах в 2017 г. «Амурметалла». «Письмом ответчик («Торэкс» - прим. ред.) сообщает АО «КРДВ» о финансовых затратах в связи с приобретением металлургического завода «Амурметалл» и приостановке реализации проекта, предусмотренного соглашением на неопределенный срок, а также просит рассмотреть вопрос о расторжении соглашения», - говорится в судебных материалах. «КРДВ» и «Торэкс» разошлись в 2018-м. Между тем в заявке на вступление в члены резидентов ТОР компания указала на следующие потребности в инфраструктуре: электроснабжение мощностью 55 МВт и газоснабжение 6500 м3/час. На разработку проектной документации и строительство инфраструктурных элементов КРДВ потратило 19,5 млн руб. Именно такую сумму попросили вернуть управляющей компании ТОРов теперь уже все инстанции арбитражной системы. До 2009 г. «Амурметалл» принадлежал бывшему депутату Хабаровской думы Александру Шишкину, потом отошел за долги ВЭБу и после банкротства был выкуплен «Торэкс» и переименован. По данным ЕГРЮЛ, ООО «Торэкс» принадлежит Павлу Бальскому (50%), Николаю Мистрюкову и Ларисе Стародубовой (по 25%), двое последних в таких же долях владеют ООО «Торэкс-Хабаровск», купившим имущество «Амурметалла», а 50-процентная доля в нем принадлежит АО «Армада» Ивана Манохина. По сведениям «Известий», Лариса Стародубова - супруга губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. За «процветание» единственного на Дальнем Востоке металлургического завода уже давно бьются в различных чиновничьих кабинетах. Споры часто выливаются в непредвиденные решения на уровне правительства и огромные проблемы для портов Приморья. Так, чтобы загрузить «Амурсталь», в 2008 г. российские власти ограничили экспорт лома через все дальневосточные порты, кроме Петропавловска-Камчатского. Запрет регламентировался приказом ФТС и просуществовал в 2009 г. в течение полугода. Экспортеры оспорили его в ФАС, и норма была отменена. 26 ноября 2011 г. было принято постановление правительства № 1148, бессрочно запретившее экспорт лома черных металлов через любые порты Дальнего Востока, кроме Магадана. Оно проработало полгода, пока его Высший арбитражный суд РФ не признал недействительным. Летом прошлого года постановление № 584 «Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через госграницу для убытия из РФ за пределы таможенной территории ЕЭС отдельных категорий товаров». Документ определил, что лом черных металлов до конца 2018 г. можно будет вывозить только через Петропавловск-Камчатский, Магадан, мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри, Москальво, Пригородное и Шахтерск (Сахалин). С начала же 2020 г. экспорт лома черных и цветных металлов за пределы ЕАЭС планируется осуществлять через продажи на бирже. Соответствующие изменения в проект постановления правительства в рамках исполнения поручения вице-премьера РФ Дмитрия Козака уже размещены на официальном портале проектов правовых актов. Считается, что эта мера позволит обеспечить «недискриминационный доступ отечественных потребителей к лому и отходам черных металлов, а также сделать условия экспорта более прозрачными».