Войти в почту

О первом тайном компьютерном мультфильме 1968 года

В 1968 году молодые советские ученые впервые создали компьютерную симуляцию живого существа. Работа над мультфильмом «Кошечка» проходила в секретности, сообщает Deutsche Welle. Черно-зеленоватое видео, похожее на выцветший рисунок, длится немногим более минуты. Этот ролик был снят задолго до того, как компьютерные технологии стали широко применяться в кино и мультипликации. Эта история изложена в книге «Приход кошки», изданной Владимиром Вельминским и Мартином Варнке. На страницах издания есть интервью с математиком Николаем Константиновым, одним из авторов мультфильма, а также научная статья о создании анимации. Будучи биологом, Константинов ушел из этой науки и занялся математикой и физикой. Но в 1968 году один из коллег показал ему пластилиновую модель ДНК. Чтобы продемонстрировать молекулу в движении, положение отдельных частей меняли и фотографировали. Увидев раскадровку, Николай предложил сделать что-то похожее на компьютере. Перед учеными возникла проблема, как смоделировать систему шарниров. Константинов вдруг предложил за основу взять движения кошки. Математик работал над своей идеей вместе со студентами Владимиром Пономаренко и Виктором Минахиным. «… чтобы смоделировать движения кошки, они воспользовались дифференциальными уравнениями второй степени. Их вывел Виктор Минахин, который для этого тщательно наблюдал за походкой своего кота», - пишет DW. В книге говорилось, пишет издания, что Виктор долго наблюдал за своим котом, даже сам бегал на четвереньках, чтобы понять, какие мышцы задействованы. Получить доступ к ЭВМ (прародителям современных компьютеров) студентам, тем более другой кафедры, было невозможно. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1968 в Москве шло громкое судебное разбирательство в отношении писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля (их обвинили в антисоветской пропаганде и судили за то, что они тайно вывозили за границу свои произведения и печатались на Западе под псевдонимами). Очень многие представители интеллигенции выступили в их защиту. В частности физики и математики МГУ, часть из которые были уволены или понижены в должности. Этот инцидент, кстати, положил начало диссидентскому движению в СССР. Так, светлых умов, работающих на ЭВМ в стенах Альма-матер осталось меньше, и другие ученые, даже студенты, смогли иметь доступ к компьютеру — в частности, сотрудники лаборатории, где занимались космонавтикой и моделировали советские пилотируемые полеты на Луну. Там и работали авторы «Кошечки». Мультфильм понравился первым зрителям, но широко известным так и не стал. Команда авторов показывала его и школьникам. Они-то, вспоминает Константинов, и задавали самые интересные вопросы. Например: понимает ли кошка, что она не настоящая? А как вы считаете? Автор: Мария Исаева Фото: из открытых источников

О первом тайном компьютерном мультфильме 1968 года
© Пульс Live