ФАС России одобрила объединение Саткинского и Косогорского завода

Слияние Саткинского чугуноплавильного завода и Косогорского металлургического завода не приведёт к их доминированию на товарном рынке марганцевых ферросплавов. Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство АО «Саткинский чугуноплавильный завод» (СЧПЗ) о приобретении до 100% голосующих акций ПАО «Косогорский металлургический завод» (КМЗ). Напомним, что АО «СЧПЗ» является производителями марганцевых ферросплавов таких марок, как ФМн78 и ФМн75; в то время как ПАО «КМЗ» производит только ферромарганец марки ФМн78. «Проведённый нами анализ состояния конкуренции показал, что суммарная доля компаний на товарном рынке ферромарганца после их объединения не будет превышать 35%[1], что соответствует требованиям Закона о защите конкуренции. В то же время на рынке уже действует участник, чья доля рынка превышает 40%[2]», — комментирует решение ведомства начальник Управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова. Согласно данным анализа, который был проведён ФАС России, в 2017 году суммарная доля реализации товара АО «СЧПЗ» и ПАО «КМЗ» составила 25,3%, а в 2018 году – 20,9%[3]. «Важным фактором при принятии решения послужило расширение продуктовых границ рынка марганцевого ферросплава, представленного марками ФМн78 и ФМн75, в них был включен силикомарганец, который является взаимозаменяемым по отношению к указанным маркам», — поясняет Нелли Галимханова, Взаимозаменяемость товаров была подтверждена в результате репрезентативного опроса потребителей ферромарганца, организованного ФАС России, в котором приняли участие 19 организаций. Так, по данным опроса 74% (14 из 19) компаний заменяли или могут заменить ферромарганец на ферросиликомарганец, марганец металлический и ферромарганец иных марок. Случаи фактической замены подтвердили 12 организаций: • 37% (7 из 19) полностью заменяют ферромарганец на силикомарганец марок МС17, МС18, FeMnSi18LP; • 16% (3 из19) частично заменяют ферромарганец на силикомарганец; • 16% (3 из 19) полностью заменяют ферромарганец на марганец металлический. Причём, говоря о замене ферромарганца на марганец металлический, потребители отмечают нецелесообразность этой замены, так как использование последнего значительно повышает себестоимость конечной продукции. Поэтому металлический марганец не может быть отнесён к взаимозаменяемым товарам [4]. Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются ферромарганец марок ФМн70, ФМн75, ФМн78, ФМн88, ФМн90 и ферросиликомарганец марок МнС17 и FeMnSi18LP.Основными поставщиками в Российской Федерации являются ПАО «КМЗ», АО «СЧПЗ», АО «ЧЭМК». Как показало исследование, проведённое ФАС России, рынок ферросплавов является отчасти импортоориентированным. В 2017 и в 2018 годах ежегодный импорт ферромарганца и ферросиликомарганца составлял в среднем 24,7% от рынка товара[5]. Кроме того, 17 из 19 опрошенных компаний подтвердили, что помимо российских производителей, они закупают товар у зарубежных поставщиков, расположенных в странах бывшего СНГ, Европы и Азии. То есть, географические границы рынка включают не только территорию РФ, но и страны Евразийского континента. При этом товарный рынок в границах РФ является умеренноконцентрированным с умеренно развитой конкурентной средой. Антимонопольное ведомство отмечает наличие значительных экономических, финансовых и технологических барьеров входа на товарный рынок марганцевых ферросплавов. В частности, это связано с нерентабельностью марганцевых месторождений в России. В результате чего, наша страна импортирует практически весь объём марганцевой руды и 25,5% марганцевых ферросплавов от всего объёма товара на исследуемом рынке. Учитывая эти факторы, антимонопольное ведомство не ожидает в ближайшее время появления новых игроков на рынке. Также при принятии решения о согласовании сделки ФАС России были приняты во внимание планы развития по совершенствованию производства на АО «СЧПЗ» и ПАО «КМЗ», заключающиеся в увеличении извлечения марганца из доменного шлака и расширении ассортимента производимой продукции за счет производства ферромарганца с пониженным содержанием углерода. Справочно: [1,2,3] Согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, доля хозяйствующего субъекта определяется как выраженное в процентах отношение объема продукции, реализованной данным хозяйствующим субъектом к общему объему продукции, реализованной хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации. Расчёт произведён с учётом географических границ рынка, включающих территории иностранных государств, проведение дальнейшего исследования осуществляется исходя из доступной информации. [4] Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом. [5] По данным Федеральной службы государственной статистики. Фото превью: torg94.ru