«Резонансная и важная тема». На Южном Урале изменился подход к строительству и ремонту дорог

Дорожный нацпроект и громкие отставки Алексей Текслер с первых дней после назначения на главный пост региона заявил о приоритетном значении для правительства исполнения национальных проектов. При этом он отмечал, что значительное внимание в этом контексте будет уделено ремонту региональной дорожной сети. Чиновникам разных уровней была поставлена четкая, «ключевая», по словам Текслера, задача – привести в нормативное состояние большинство магистралей Южного Урала. За ее невыполнение и срыв сроков глава региона пригрозил кадровыми решениями. И без них не обошлось. «Качественная и своевременная реализация национальных проектов – абсолютный приоритет для правительства региона. Осуществляется еженедельный мониторинг, исполнители несут персональную ответственность», – подчеркивал Алексей Текслер. Первой отставкой в этой сфере и, собственно, первым кадровым решением главы региона стало снятие с должности министра дорожного хозяйства Дмитрия Микулика. Позже Алексей Текслер потребовал отставки начальника управления дорожного хозяйства челябинской мэрии Александра Шабалина. Его категорически не устроили срывы заключения госконтракта на ремонт челябинских дорог в рамках нацпроекта. Эта долгая история позже задела и главу Челябинска Владимира Елистратова, на отставке которого также настоял глава региона, предложив ему на замену Наталью Котову. В итоге срыв сроков в заключении значимого для областного центра контракта, когда сезон дорожных работ был в самом разгаре, конечно, был не единственной причиной снятия мэра, но одной из них. В госконтракт по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» вошли работы на 18-ти улицах практически во всех районах города. Трижды его заключение срывалось по решению УФАС, которое находило противоречия в документации заказчика – мэрии. Выбранный было победитель аукциона – компания «ЯКК», которая уже неоднократно являлась исполнителем госконтрактов в Челябинской области, – в итоге отказался от сотрудничества с администрацией. В очередном туре аукциона победило предприятие из Нижнего Новгорода «Нижавтодорстрой». Из-за многочисленных заминок подрядчик был вынужден приступить к работам позже, а не в самом начале сезона. Но при содействии мэрии во главе с Котовой и неукоснительном контроле Алексея Текслера у компании есть все шансы успеть в срок. «В Челябинской области дорожная сеть очень развита: более 27 тысяч километров дорог федерального, регионального и муниципального значения. Привести в нормативное состояние большинство магистралей Южного Урала – это ключевая задача, которую я ставлю перед правительством региона. В 2019 году в регионе на дорожные работы направлена беспрецедентная сумма – более 16 млрд рублей. И с каждым годом мы будем стараться наращивать темпы дорожного строительства», – подчеркнул Алексей Текслер. Как сообщили «ФедералПресс» в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, в 2019 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» проходит третий этап реконструкции автодороги Аргаяш – Кулуево – Марксист – Альмеева. В текущем сезоне дорожники взялись за участок протяженностью 7 км, расположенный на загруженном транспортом и востребованном у жителей Челябинской области направлении, ведущем ко множеству поселений Аргаяшского муниципального района. Он также позволяет добраться к популярным туристическим местам: Государственному Ильменскому заповеднику и озерам Аргази, Тургояк, Увильды. В рамках реализации нацпроекта миндортранс также приводит в нормативное состояние два моста: через реку Зюзелга в Сосновском муниципальном районе (0,212 км) и через реку Сак-Елга (0,263 км) в Карабаше. Кроме того, в этом году продолжатся работы по заключенным ранее долгосрочным контрактам на дорогах в нескольких муниципалитетах области и на магистралях Кизильское – Бреды – Мариинский до границы с Республикой Казахстан и Верхний Уфалей – граница Свердловской области. В ведомстве также сообщили, что финансирование работ ведется не только в рамках нацпроекта, но и по региональным программам «Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области» и «Устойчивое развитие сельских территорий». Так, в текущем году из этих источников также было направлено порядка полумиллиарда рублей на дорожный ремонт в закрытых южноуральских городах. Кроме того, будет построено три автодороги общей протяженностью 22,7 км: две в Октябрьском муниципальном районе, одна – в Чесменском. Новая история челябинских дорог В конце июня по итогам видеоконференции с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом Алексей Текслер поставил региональному миндортрансу задачу организовать работу по заключению долгосрочных контрактов на все виды дорожных работ. «Использование такого подхода позволит избежать ситуации, которая сложилась в этом году в Челябинске. В течение трех месяцев городские власти, ответственные за это направление, боролись с ФАС, вместо того чтобы подготовить правильно документы и приступить вовремя к дорожным работам. Готовиться к дорожному сезону необходимо заранее, чтобы не заниматься бумажной волокитой в период, когда должны вестись активные строительно-монтажные работы. Необходимо перейти на систему заключения долгосрочных контрактов, что позволит усилить контроль за качеством выполненных работ подрядчиком и исключить потерю времени», – подчеркнул Алексей Текслер. Увы, в этом году, из-за того что челябинские власти не были вооружены предложенным главой региона подходом, подрядчику придется работать в режиме цейтнота. По словам заместителя гендиректора ООО «Нижавтодорстрой» Александра Сидорука, по контракту с мэрией компании необходимо выполнить более 900 тысяч кв. м дорог, а сейчас выполнено менее 150 тысяч. «Но программа называется «Безопасные и качественные автомобильные дороги», поэтому мы не гонимся за квадратными метрами, главное – качество, качество и еще раз качество. Если транспортный коллапс – мы работы останавливаем, идет дождь – приостанавливаем всю деятельность тоже. Надеемся, что жители будут довольны», – подчеркнул Александр Сидорук.Заминка в работе была связана не только с трудностями в проведении аукциона, но и с новыми требованиями к качеству дорог в области. «В сезоне-2019 повышенное внимание уделяется качеству асфальтобетонных смесей. Например, устройство выравнивающего слоя покрытия на автодороге Челябинск – Харлуши – граница Аргаяшского района производится из горячей смеси щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА-16). Такой материал в Челябинской области применяется впервые – работа идет в соответствии с обновленными стандартами качества», – сообщили «ФедералПресс» в миндортрансе. «Нижавтодорстрою» также потребовалась корректировка рецептуры асфальтобетонной смеси, чтобы соответствовать новым стандартам качества в регионе. На это ушло время. Сейчас уже два местных завода могут производить необходимый для работ материал, поэтому подрядчик ускоряет темпы. По словам замглавы Челябинска по дорожному хозяйству Владимира Алейникова, в скором времени к производству смеси для челябинских дорог подключится и третий завод. «Те вопросы, которые вначале были связаны с рецептурой асфальтобетонной смеси, сегодня сняты и решены. Были взяты пробы – так называемые вырубки. Все они дали положительные результаты: по основным показателям они соответствуют необходимым требованиям. Главная задача сегодня – увеличение поставляемого асфальта. У подрядчика есть ряд контрактов с асфальтобетонными заводами в Челябинске. По качеству мы очень тщательно подходили, проверяя в независимых лабораториях, насколько они могут изготавливать смесь, соответствующую требованиям. Сегодня мы считаем, что они добились этого», – рассказал Владимир Алейников. Контроль хода и промежуточных результатов работ лично ведет Алексей Текслер. Он неоднократно выезжал на ремонтируемые участки в городе и области. Пробы нового асфальта на улице Худякова брали и проверяли в присутствии главы региона. По его требованию такой контроль будет не только регулярным, но и станет проводиться с участием нескольких независимых передвижных лабораторий. «Качество дорожных работ – это важнейшая задача. Перекладывать каждый год асфальт и перекрашивать разметку – такого быть не должно! Ежедневный мониторинг контроля качества работ – такая задача сегодня перед нами стоит. Речь идет не только о состоянии рабочего полотна, его качестве, а также о ширине, толщине, всех параметрах, которые должны соответствовать проекту. Мы эту работу обязательно организуем. Есть традиционные методы проверки качества работ в городских лабораториях. Однако считаю необходимым уже в этом году к контролю привлечь и передвижную лабораторию. Она очень четко показывает те места, где подрядчиком допущены ошибки. Эта лаборатория должна работать на постоянной основе, все недостатки необходимо ликвидировать уже в этом сезоне, не дожидаясь проблем в будущем», – обозначил Алексей Текслер. «Была бесконкурентная среда» Южный Урал получил возможность привести в порядок большее число дорог еще и потому, что теперь в области появилась возможность снизить стоимость госконтрактов. До назначения в регион Алексея Текслера строительством и ремонтом дорог, как правило, занимался один подрядчик, выигрывавший аукцион по начальной цене или с минимальным ее понижением, что и стало предметом претензий антимонопольной службы. Помимо того, что это было невыгодно областной казне, это сказывалось и на качестве работ, которое не контролировалось должным образом. Теперь доступ к аукциону получили другие компании, а регион получил возможность выиграть в качестве при меньших затратах. «Дороги – крайне резонансная и важная тема. Как вы знаете, в Челябинске в плане дорожных работ была бесконкурентная среда, поэтому хорошо, что заходит новый подрядчик, посмотрим, как будет работать. Мы сосредоточимся на контроле качества работ», – подчеркнул Алексей Текслер. Законодательное собрание Челябинской области уже обратилось в Контрольно-счетную палату с поручением проверить целесообразность расходования средств на дорожных работах, которые проводились в сельской местности в минувшие годы. Напомним, Федеральная антимонопольная служба уличила компанию «Южуралмост» в антиконкурентном сговоре с миндортрансом региона при непосредственном участии экс-губернатора Бориса Дубровского. По данным ведомства, «Южуралмосту» за несколько лет отошло 90 % всех контрактов, цена которых снижалась незначительно. Других участников торгов отсеивали по разным предлогам. Порой договоры заключались несмотря на предписания Челябинского УФАС.

«Резонансная и важная тема». На Южном Урале изменился подход к строительству и ремонту дорог
© РИА "ФедералПресс"