К езде на снегоходах и квадроциклах могут допустить всех обладателей водительских прав
По мнению сенаторов и экспертов, к управлению снегоходами и квадроциклами необходимо допустить всех обладателей водительских прав, а надзор за этими видами техники передать в МВД. Такие меры подстегнут развитие нового вида туристической деятельности и обеспечат приток инвестиций со стороны малого и среднего бизнеса. Круче Канады В ряде регионов России снегоходы и квадроциклы всё чаще используются в туристических целях. Эта техника способствовала возникновению и развитию новых видов зимнего туризма — таких как приключенческий туризм и зимнее сафари. В Адыгее, Горном Алтае, Кузбассе, на Камчатке, Кавказе, Урале, Карелии проложены уникальные маршруты, популярные среди российских и зарубежных любителей снегоходного туризма. Набирают популярность джип-туры и сафари на квадроциклах в Краснодарском крае, Республике Крым, Карелии, на Алтае и Байкале. По мнению участников «круглого стола», прошедшего в Совете Федерации 23 июля, новое туристское направление обладает высоким экономическим потенциалом и может способствовать развитию экологического и этнографического туризма, охране окружающей среды, стимулировать новые виды предпринимательской деятельности и создать благоприятные условия для инвестиций в туристическую индустрию. «Мотовездеходный и снегоходный туризм в нашей стране обязателен, потому что без этого невозможно освоение Сибири и Дальнего Востока. Мы должны пользоваться уникальными возможностями, данными нам природой и активно их осваивать», — убеждён губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв. Он отметил, что снегоходный и мотовездеходный туризм приносит Канаде миллиард долларов ежегодно. «У нас при правильной организации можно получать больше одного миллиарда, потому что у нашей страны больше возможностей», — считает глава Кузбасса. Пересесть с трактора По мнению участников «круглого стола», развитие снегоходного и мотовездеходного туризма придаст значительный импульс развитию малого и среднего бизнеса. И речь не только о продаже, ремонте и обслуживании снегоходов и квадроциклов — но и о появлении всевозможных кафе, ресторанов, гостиниц и домов отдыха вдоль туристических трасс. Однако пока развитию снегоходного и мотовездеходного туризма препятствует несовершенство действующего законодательства. Например, сейчас для того чтобы получить право на управление снегоходом или квадроциклом, владелец должен отправиться в Ростехнадзор и сдать права на управление трактором. Само собой разумеется, что большинство обладателей такой техники (не говоря уже о туристах, арендующих её на время), этого требования не соблюдают. Также государством не решён вопрос достаточного надзора за этой техникой. «Наши граждане активно вовлекаются в снегоходное и мотовездеходное движение. Однако количество такой техники, стоящей на регистрационном учёте, в несколько раз ниже, чем количество реализованной техники. Допуск к управлению снегоходами и квадроциклами возможен только при наличии удостоверения тракториста-машиниста, и количество выданных удостоверений также значительно меньше количества реализованной техники», — констатировал член Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын. По мнению Цивилёва, решением проблемы могло бы стать признание достаточным основанием для управления снегоходом или квадроциклом любых водительских прав начиная с категории А1. Что касается государственного надзора, губернатор предложил передать полномочия по надзору за снегоходной и мотовездеходной техникой из ведения Гостехнадзора в ведение МВД. Ещё один важный вопрос, который необходимо решить для того, чтобы развивался данный вид туристического направления — это определить правовой режим земель под снегоходными и мотовездеходными трассами. Например, в Кемеровской области более 14 тысяч километров бесхозных дорог. Энтузиасты в инициативном порядке обустраивают их в туристические трассы, вкладывая в них огромный труд и значительные средства. Однако при этом их права абсолютно не защищены. «Вопрос правового режима земель является определяющим, — убеждён глава Кузбасса. — Если мы сделаем соответствующий правовой режим, то появится огромное количество инвесторов, и мы сможем сделать больше протяжённых трасс, чем в Канаде». Изменить стратегию Сергей Цивилёв заявил, что Кемеровская область готова стать пилотным регионом, где будут приняты соответствующие законодательные решения. Тем более что региональный закон «О развитии снегоходного туризма» действует уже 10 лет, а часть доходов бюджета, поступающих от транспортного налога, направляется на поддержку снегоходного туризма в Кузбассе. Предложение губернатора горячо поддержал замглавы Минпромторга Александр Морозов. Он отметил, что благодаря существующей господдержке второй год подряд растёт производство снегоходной и мотовездеходной техники — например, в прошлом году он составил 15 процентов. «Стабильный спрос на эту продукцию послужит хорошим подспорьем для программы локализации компонентов. Поэтому полностью поддерживаю проект протокольного решения «круглого стола», — отметил чиновник. Представитель Ростуризма Евгений Куделя сообщил, что тема развития мотовездеходного и снегоходного туризма актуальна, поскольку она позволит создать новые рабочие места и обеспечить повторяемость приезда туристов на одни и те же направления. И предложил Минэкономразвития совместно проработать вопрос по необходимым изменениям в законодательстве. «Мы не видим ограничений для развития данного вида туризма, — откликнулась представитель Минэкономразвития Марина Никитина. — Это правильная и нужная история, учитывая мировой опыт. Мы готовы подключиться и решить вопрос так, чтобы и в России всё заработало. Эта актуально не только для Кузбасса, но и для других регионов. Мы обеими руками за, и готовы с Ростуризмом проработать все вопросы». Точку в дискуссии поставил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. Он предложил обратиться в Правительство с инициативой определить снегоходные и мотовездеходные прогулки в качестве отдельных видов туризма и внести соответствующие изменения в стратегию развития туризма до 2035 года, которая как раз сейчас находится на финишной стадии разработки. «Предлагаю то, что мы сегодня обсудили, срочно подготовить и отправить в рамках доработки стратегии, чтобы скоординировать сферы действия. Сделать это надо в ближайшие дни», — сказал сенатор.