Рынок социального предпринимательства ждет масштабная реформа
Не создавать резервацииСтатус субъектов СП получат компании, соответствующие одному из нескольких критериев. Первый связан с достижением общественно-полезных целей и решением социальных проблем. Речь здесь идет о ряде направлений деятельности: организации детского отдыха, оказании услуг в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, развитии межнационального сотрудничества и других. Второй критерий - трудоустройство социально уязвимых категорий граждан. К ним, в частности, относятся инвалиды, недавние выпускники детских домов, пенсионеры и "предпенсионеры", одинокие и многодетные родители. При этом "социально уязвимые" работники должны составлять как минимум половину штата компании, а их зарплаты - формировать не менее четверти фонда оплаты труда.Третий и четвертый критерии - производство или продажа товаров для социально уязвимых категорий граждан, оказание услуг таким клиентам.Требование закрепить пятьдесят процентов рабочих мест за особыми работниками вызвало множество споров. Ведь фактически реформа поощрила создание резерваций, в том числе для инвалидов. Это противоречит сложившейся мировой практике: большинство развитых стран давно идет по пути инклюзивного трудоустройства людей с особыми возможностями здоровья или особым социальным статусом.К примеру, на калининградском предприятии, которое производит инвалидные коляски-вездеходы и шагающие ступенькоходы, работают тридцать человек. Семеро из них, в том числе создатель бизнеса Роман Аранин, являются инвалидами. Компания планирует расширяться: в ближайшее время под Калининградом начнется строительство завода по выпуску кресел-колясок с электроприводом, крайне востребованных на российском рынке. Откроется около семидесяти новых рабочих мест, в том числе 30-35 - для колясочников.Закон не обязывает местные власти пользоваться новыми инструментами, а лишь дает им такую возможность- Но доля инвалидов, с учетом имеющегося штата, все равно не превысит пятидесяти процентов - я не пойду на создание резервации по принципиальным соображениям, - подчеркивает Роман Аранин. - Одолеть пятидесятипроцентный порог смогут только различные заводы советского типа - по производству скрепок, конвертов и тому подобного. Они, на мой взгляд, не являются социальными предприятиями, поскольку не выполняют никаких социальных задач, кроме обеспечения номинальной занятости инвалидов. В то же время другие компании, помогающие государству решать важные проблемы, останутся за бортом. Я говорю не только о проблемах инвалидов, но и о развитии малых городов, борьбе с наркоманией и многом, многом другом. Думаю, в ближайшее время будут приниматься поправки или сопутствующие нормативно-правовые акты, уточняющие список льгот и преференций для субъектов СП. Надеюсь, что законодатели вместе с этим внесут и корректировки, направленные на инклюзивное трудоустройство "социально уязвимых" категорий граждан.Преференциям действительно требуется доработка. Пока предприятия, включенные в единый реестр субъектов СП, смогут претендовать на адресную финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку. Но закон не обязывает местные власти пользоваться новыми инструментами, а лишь дает им такую возможность.Решение за регионами- Еще после первого чтения законопроекта мы с коллегами предлагали в той части, где говорится об оказании поддержки, заменить слово "может" на слово "должно", - делится информацией координатор российского Сообщества предпринимателей с инвалидностью, эксперт фонда "Наше будущее", член экспертного совета по развитию социального предпринимательства при Госдуме РФ Анна Хрястунова. - В итоговом законе это замечание, к сожалению, не учли, но, надеюсь, учтут в ходе дальнейших правок. Предлагаем также распространить преференции ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", которыми сейчас располагают только общероссийские общественные организации инвалидов (ООИ), на социальные предприятия и на региональные ООИ. Ведь в нашей стране, по самым скромным подсчетам, функционирует порядка двух тысяч региональных ООИ. Многие из них, как и субъекты СП, реализуют важные социальные проекты. Есть и позитивные изменения, которые новый закон претерпел в ходе обсуждений. Регионам разрешили самостоятельно расширять перечень работ, связанных с достижением общественно-полезных целей и решением социальных проблем. А также дополнять своими пунктами перечень социально уязвимых категорий граждан.- Конкретный пример: в Карелии существует дефицит социальных такси. Предприятия, оказывающие такие услуги, по инициативе региона смогут получить статус субъекта СП и соответствующие преференции. Есть и еще один важный нюанс. Некоторые регионы и раньше поддерживали социальных предпринимателей. Местные власти смогут помочь таким компаниям войти в реестр субъектов СП, даже если вид деятельности того или иного предприятия изначально не нашел отражения в новом законе, - поясняет Анна Хрястунова.Финансовая поддержкаИнтересен опыт Калининградской области, которая в течение нескольких лет целенаправленно развивает социальное предпринимательство. В 2015 и 2016 годах местные субъекты СП могли получить невозвратные деньги в рамках федеральной и региональной программ поддержки малого и среднего предпринимательства - на компенсацию затрат, связанных с развитием бизнеса. Ежегодно победителям конкурса перечисляли в общей сложности пять миллионов рублей, и субсидии помогли встать на ноги многим социально ориентированным компаниям. Два года назад федеральный центр отказался от механизма компенсации затрат субъектам малого и среднего бизнеса, в том числе субъектам СП. Клининградские социальные предприниматели продолжили получать поддержку - консультации, льготные кредиты и другие преференции. В июне 2019-го в Центре поддержки предпринимательства региона заработал Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС) - специальный отдел, который отвечает за развитие СП. Кроме того, в этом году откроется школа социального предпринимательства. Образовательную программу готовит ЦИСС при содействии Фонда региональных социальных программ "Наше будущее".- Новый закон о социальном предпринимательстве предусматривает, помимо прочего, финансовую и имущественную поддержку, которая очень интересует калининградских субъектов СП, - отмечает директор Центра поддержки предпринимательства Калининградской области Кирилл Лило. - Возможно, в перспективе регионы смогут получить федеральные средства на условиях регионального софинансирования, в том числе на предоставление субсидий социальным предпринимателем. Калининградская область, безусловно, этой возможностью воспользуется. Кроме того, мы готовы участвовать в проработке новых мер поддержки, делиться накопленным опытом.Сейчас в эксклаве, по данным калининградского министерства экономического развития, промышленности и торговли, насчитывается порядка четырехсот субъектов социального бизнеса. Не все они соответствуют критериям, прописанным в новом законе.- Мы будем работать над тем, чтобы предприятия, которые в Калининградской области ранее считались социальными, получили статус субъектов СП согласно закону, - подводит итог Кирилл Лило. - Кроме того, мы очень надеемся, что федеральная реформа в комплексе с открытием ЦИСС, школы социального предпринимательства и другими нашими региональными мероприятиями породит множество новых социальных бизнес-проектов.