Героизм без национальных границ: осмысление писем с фронта
Завершился исследовательский проект «Герои народа — герои страны». Осмыслить содержание фронтовых писем и подвиг народов нашей страны впервые смогли школьники со всей Удмуртии. В минувшем году проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Проект «Герои народа — герои страны» экспертами был отмечен как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на этот конкурс. «Несколько лет тому назад подросток обезобразил свастикой стену Еврейского общинного центра в Ижевске. Напоминанием этому служит грязное пятно, которым службы ЖКХ замазали позор тех, кто в своё время не довёл до сознания подростка, что нёс нацизм всем народам нашей страны. Возможно, и не было бы у подростка ненависти к евреям, если бы он знал, что еврейское население страны, потерявшее более двух миллионов людей всех возрастов, дало стране 107 Героев Советского Союза. Так пришла идея создания проекта», — рассказывает Марк Гольдин, руководитель проекта, председатель общественного еврейского благотворительного фонда «ХЭСЭД-АРИЭЛЬ» Удмуртской Республики. Новая страница в летописи проекта для школьников была открыта благодаря тому, что организаторы решили обратиться к хранителям Национального музея республики. В фондах музея находится более 800 писем с фронта, в том числе и целые семейные переписки на русском, удмуртском и татарском языках. В районных и школьных музеях республики фронтовые треугольники также одни из наиболее ярких экспонатов. Открыть этот уникальный фонд источников и предложили учащимся школ. В конкурсной программе появились новые номинации — помимо эссе о жизненном пути участников событий военных лет, ребята представили на суд жюри сочинения по изученным ими письмам с фронта и большие исследования текстов военной корреспонденции. Первое знакомство с обновленным проектом состоялось в начале ноября прошлого года во время выездного лагеря для активистов школьных музеев. Именно тогда для школьников со всей республики были проведены практические занятия по работе с письмами с фронта. А уже в конце ноября в Доме Дружбы народов прошёл семинар, собравший экспертов проекта и педагогов для обсуждения вопросов проведения конкурса. «Там, где возникает хорошая идея, туда притягиваются и ресурсы для ее реализации. И в этом году к проекту подключились не только национально-культурные объединения, но и сотрудники Национального музея Удмуртии и Национальной гимназии им. К. Герда. Мы объединили наши замыслы того, как сделать так, чтобы праздник 9 мая был прочувствован, а не просто красным цветом обозначен в календаре, чтобы он нашел отражение в сердцах и умах молодого поколения», — делилась с участниками семинара министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова. Результаты масштабной работы участники представили уже в начале весны, когда конкурс преодолел школьный и муниципальный этапы. В марте в национальной гимназии им. К. Герда прошла защита исследовательских работ «Строки судьбы». Гимназисты обнародовали итоги совместной работы с сотрудниками Национального музея. Ученики 5−10 классов детально изучили письма из фондов. Объектом внимания гимназистов стали биографические сведения авторов посланий с полей сражений. Кроме того, школьники интересовались их боевыми заслугами и тем, какой путь каждый солдат преодолел в годы войны. Среди работ, представленных участниками, был также лингвистический анализ писем с фронта. «Каждое письмо — это судьба, это история жизни. Каждая строчка — экскурсия в прошлое. Расшифровать их и проследить жизненный путь автора очень непросто. Вы знаете о Великой Отечественной войне только из фильмов, из рассказов. Очень немного осталось ветеранов, не каждому из вас посчастливилось с ними побеседовать. Тем не менее, вы сделали очень важное дело», — обратилась к ученикам директор гимназии Татьяна Волкова. Вместе с первыми результатами конкурса был запущен сайт-каталог «Письма с фронта». На интернет-ресурсе были опубликованы распознанные и переведённые тексты фронтовых писем, а также их сканированные изображения. Многие письма переведены с удмуртского на русский язык. Возможность дополнить каталог посланий предоставлена всем желающим. Кроме того, на портале будут опубликованы конкурсные работы участников и методические материалы. Окончательные итоги просветительского проекта организаторы подвели в канун празднования Дня Победы. В Доме Дружбы народов встретились лучшие участники научно-исследовательского конкурса и их педагоги-руководители. «Всё, что в майские предпраздничные дни заставляет задуматься, всё, что привлекает внимание к теме Великой Отечественной войны. Всё, что относится к такому серьёзному и весомому слову „патриотизм“ — крайне важно. Сегодняшнее мероприятие, которое завершает долгую и масштабную работу в рамках этого проекта — ещё более важно, потому что речь идёт о содружестве народов в борьбе с фашизмом, речь идёт о той исторической правде, которая объединяет многонациональный народ нашей страны», — заключила министр образования и науки Удмуртии Светлана Болотникова. Как модно сейчас говорить, в третьем сезоне проекта число участников практически превысило 1000 человек. Благородная миссия конкурса объединила школьников республики в интересе к изучению самых судьбоносных событий в истории нашей страны. Автором лучшего эссе по письмам с фронта стал ученик глазовской гимназии Ростислав Маркин. В своей работе он рассказал о героическом подвиге разведчиков-артиллеристов — калмыка Бадмы Убушуев, белоруса Фёдора Дмухи и удмурта Зосима Веретенникова (прадедушка автора). В эссе Ростислав приводит цитату из письма прадеда: «22 августа 1942 года. Дорогие товарищи! Если кто найдет эту записку, то передайте командованию. Мы, разведчики 730 артполка стрелковой дивизии Убушуев Бадма Закович (из Калмыцкой АССР, Сарпинского района), Веретенников Зосим Васильевич (Удмуртская АССР, ст. Балезино), Дмуха Федор Тарасович (Белорусская ССР, Черниговской области), находимся в городе Коротояке на очень опасном рубеже между первой и второй линиями немецких позиций. Узнав о скоплении немецких войск и подготовке к бешеному наступлению, мы решили создать панику у фашистов. Оставленными нашими пушками уничтожили 3 вражеских пулеметных точки и 1 батарею противника, тем самым создали панику и приостановили бешеное наступление фашистских полчищ. Меня сейчас ранило в левую ногу. Мои товарищи действуют, бьют фашистов, а я пишу эту записку. Может, нас истерзают фашисты, но мы постараемся, чтобы не попасть в их лапы, всеми силами постараемся прикрывать советские войска от сильного уничтожения фашистами. Умрем за Родину все вместе, но не сдадимся. Будем бить фашистов до последней капли крови. По поручению товарищей расписываюсь за командира взвода. Разведчик 3. ВЕРЕТЕННИКОВ. Ставлю оттиск большого пальца кровью». Победительница в номинации «Исследовательский проект» Софья Шарычева из Каракулинской средней школы, свою работу посвятила еврею по национальности, ленинградскому педагогу Самуилу Певзнеру. Удмуртское село Каракулино стало в годы войны островком спасения для сотен еврейских детей из объятой огнём Польши. Все они избежали уничтожения благодаря решительности и мужеству удивительного человека — Самуила Марковича. Изучению вопроса об истории детского дома для эвакуированных детей и была посвящена работа Софьи. О героизме в тылу рассказал другой победитель в номинации «Эссе «Герои народа-герои страны» Станислав Беляев. Озаглавив свою свою конкурсную работу «У войны женское лицо», он представил историю судьбы своей прабабушки-удмуртки Ольги Беляевой. На её долю выпало не одно испытание. Ольга Михайловна участвовала в строительстве полевого аэродрома, лесозаготовке, сооружении железной дороги Ижевск-Балезино, работала трактористкой в колхозе. Эссе Станислава стало одним из немногих, отразивших вклад в победу женщин, оставшихся в тылу. С 11 по 13 июля школьники из Удмуртии, ставшие лучшими по итогам исследовательского конкурса, побывали в военно-патриотическим туре в Москве. Они посетили главные музеи страны, в которых хранится история самой кровопролитной войны и народов, внесших вклад в грандиозную победу над «коричневой чумой». Музейные уроки и самостоятельная исследовательская работа — не одноразовая акция. Ее результаты не остаются в стенах учебных заведений, они становятся вкладом в сохранение исторической памяти и просвещение публики. Заметный итог нынешнего конкурса — выставка «Треугольники судьбы» в Национальном музее Удмуртии, на которой школьники-участники проекта провели экскурсии в День Победы. Это недвусмысленный символ того, что знания о судьбах героев разных национальностей, трогающих до глубины души, подвигах, вызывающих гордость и отношениях людей в годы тяжелых испытаний, не будут преданы забвению ни одним из живущих сегодня поколений.