Гречка: откуда пришел и что значит для украинской культуры самый популярный кандидат

В одном из украинских предвыборных роликов отрицательный герой подкупает избирателей. «Этот прием стар, как мир. Не знаю почему, но до сих пор работает. Гречка, макароны, календарик. Действительно, есть что-то особенное в этом социальном пакете», — рассказывает он. В другом ролике этой же политсилы кандидат перед собравшимися избирателями материализует гору гречки. Да и в других партиях вспоминают об этой сельскохозяйственной культуре, призывая избирателей не голосовать за гречку. При этом сами политики частенько раздают ее в продуктовых наборах. Благодаря этому гречка оказалась среди прочих экспонатов выставки «Избирательный трэш», которую открыли в Национальном историческом музее Украины в Киеве. А между тем гречка играет важную роль в истории и культуре украинцев. Привет из Византии и презрение казаков Гречка попала на земли современной Украины в VII веке. Завезли эту культуру византийские монахи. Собственно, благодаря им она и получила свое название, когда ее начали выращивать на монастырских землях. Современные археологи находят подтверждение тому, что гречку полюбили еще древние русичи. «Археологические исследования засвидетельствовали высокий уровень хозяйственного развития городища в VIII-XIII веках: тут знали пашенное земледелие, выращивали просо, горох, пшеницу, лён, позднее также ячмень, гречку, мак, овёс», — пишет о Донецком городище, что под Харьковом, местный краевед и историк Дмитрий Бадаев. Монгольское нашествие на Русь не только не смогло покончить с гречкой, но и подарило нам еще одну легенду о появлении этой агрокультуры на русских землях. В ней рассказывается о несчастной княжне Крупеничке, не существовавшей в реальности. Девушка отказалась идти замуж за монгольского хана, и, разозлившись, тот отправил пленницу трудиться на поля. Как-то мимо нее проходила богомолица и пожалела девушку, превратив ее в гречишное семя. Придя на русские земли, бросила богомолица зерно, оно проросло в куст, семена которого ветер разнес по 77 полям. В другой версии легенды в зерна превратились дети пленницы и хана, все же добившегося своего. Как бы то ни было, но монгольское нашествие гречка пережила и утвердилась как одна из излюбленных сельскохозяйственных культур украинцев. Это нашло отражение даже в презрительном названии запорожскими казаками украинских крестьян — «гречкосеи». Кстати, сейчас это слово вошло в обиход современных украинских националистов. Так они называют обывателей, которым чужд радикализм и желание войны. «Среди украинцев есть хохлы, малороссы, гречкосеи, и есть украинцы, казаки», — писал под записью лидера «Свободы» Олега Тягныбока один из комментаторов в 2009 году. Но почему казаки так свысока относились к своим соотечественникам, сеявшим гречку? Ведь сами запорожцы в большинстве своем и были из крестьян, очень часто — беглых. Дело в том, что на Запорожскую Сечь под страхом смерти нельзя было приводить женщин. Поэтому, по одной из версий, желавшие жениться казаки оседали близ Сечи, засевая свои поля гречихой, которая к тому же прекрасный медонос. Таких их собратья и называли «гречкосеями». По другой версии, любвеобильные казаки наведывались к селянкам, а чтобы избежать конфликтов для себя и проблем для девушек, встречи назначали в густых зарослях гречихи. Кстати, отсюда пошел украинский эвфемизм для супружеской измены: «Стрибати у гречку» — «Прыгать в гречку». Но украинским крестьянам было плевать на чьи-либо предрассудки. Гречиха для них оставалась одной из любимейших культур. Народная культура В вышедшей в 1907 году в Харькове книге этнографа Петра Иванова «Жизнь и поверья крестьян Купянского уезда Харьковской губернии» среди прочего описывается небылица, которую один из крестьян Слобожанщины рассказывал односельчанам. «А в раю речка сметаны течет, над нею деревья растут, а них все гречневые вареники — и здоровые! Под теми деревьями люди лежат, и все в белых сорочках, а чоботы добрым дегтем намазаны, аж течет! Вот как только какой есть захочет, сейчас рот распахнет, а вареник с дерева да и в сметану, а тогда ему прямо в рот» — описывал крестьянин рай. И это все в той же Харьковщине, где за тысячу лет до этого уже сеяли гречиху (вспомним Донецкое городище)! Спустя столетия после появления гречка и изделия из нее прочно вошли в народный фольклор: небылицы, песни, колядки. Наверняка все советские дети помнят мультфильм «Волшебник Ох» по мотивам украинской народной сказки. Одна из исполненных в нем песен — популярная в народе «Гоп, мої гречаники». Вообще изделия из гречневой муки были одними из самых любимых у украинцев. «Сюда же (к жидким кушаниям. — Ред.) относятся: «кулиш», «крупник» (жидкая кашица из пшена на сале или молоке), известное кушанье чумаков «полева» (навар потрохов барана с гречневой и пшеничной мукой на сале), «зубци» и «путря» (из варенаго ячменя). Из гречневаго теста готовится также «тетеря» и «соломаха». Весьма любимое блюдо составляют «галушки» — куски пшеничнаго, гречневаго или ржаного теста; их едят или с салом и олием, или в квасу. Кроме галушек пользуются не меньшей любовью «вареники» (резанное тесто с салом), «затирка» из пшеничной муки с яйцами, «пизи» (шарики из гречневаго теста) и «вареники» с сыром, маком, капустой и т. п..Из печений кроме хлеба пекут «паляницы», «калинник « (с ягодами), «книши», «перепичку», «пампушки», пироги, «коржи», «бублики», а из гречневой муки еще «гречаники», «млинци» (блины), «ставбци» (в особых формочках — кухликах)», — описывают в седьмом томе труда «Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей», который называется «Малороссия» предпочтения простых людей два члена Императорской Санкт-Петербургской академии наук: этнографы Владимир Ламанский и Петр Семенов. Эта книга была издана в 1903 году. Через три года один из ее авторов получит приставку к своей фамилии — Тян-Шанский. Гречку не стеснялись просить даже у Бога. Украинский этнограф Олекса Воропай в своей работе «Обычаи нашего народа» передает записанную со слов крестьянина с Киевщины Свирида Галушки колядку. «Ой, дай, Боже, ще й трохи гречки, Трохи гречки — на варенички», — просит персонаж колядки — бедная вдова. Именно блинчики из гречневой муки вместе с пирогами с мясом ставили на праздничный стол на Щедрый вечер в Поднепровье, указывает Воропай. В другой части современной Украины — Гуцульщине — так поздравляли с Новым годом. «Сійся, родися, всяка пашниця: жито, пшениця, Ячмінь, овес, гречка, горох, сочевиця». Понятно и без перевода. Автор украинского гимна — этнограф, историк и исследователь Павел Чубинский, живший в XIX веке, в одной из своих работ рассказывает, что в Переяславщине на Рождество развозили по домам снопы из гречихи, обмолоченные в Рождественский пост. Да и на Масленицу украинцы тоже ели блины из гречневой муки, как бы ни пытались отрицать это современные переписыватели истории на Украине. Этнограф Воропай приводит еще один интересный обычай, правда, не зимний, а весенний. «На Пасху каждый крестьянин старался хотя бы несколько раз дернуть за веревку и ударить в колокол, ведь это по народному поверью приносило счастья, в частности… родила гречка», — пишет этнограф. В частности, такой обычай был распространен в Острожском уезде на Волыни, где каждый крестьянин после разговения спешил на колокольню, чтобы обеспечить себе таким образом хороший урожай гречки. В общем, гречка — один из неразрывно связанных с Украиной продуктов. Правда, нынешние времена подчас вносят коррективы и в рацион, и в лексикон украинцев. Так, украинцы не раз уже переживали подорожание гречки, на время переводившее ту же гречневую кашу из рациона простого народа в рацион богачей. Да и «гречкосеями» на Украине теперь все чаще называют не мирных крестьян или обывателей-пацифистов, а политиков, «засевающих гречкой» избирательные округа в надежде купить народную любовь и попасть в депутатское кресло.