Об экспорте нет и речи. Власти Крыма продают нефтебазу из-за ее неэффективности
Зачем продают нефтебазу в Феодосии Феодосийская нефтебаза, которая может хранить 250 тысяч тонн и переваливать до 12 млн тонн нефти в год, вошла в состав ГУП РК «Черноморнефтегаз» в 2015 году. Однако в 2018 году поставки топлива на нефтебазу сократились до 75 тыс. тонн. В прошлом году глава Крыма Сергей Аксенов заявил о намерении превратить убыточную базу в терминал для доставки топлива на полуостров морским путем и его экспорта. По мнению властей, именно такое преобразование позволит сделать предприятие рентабельным. «Для обеспечения потребностей республики она избыточна и экономически обоснованна никогда не будет», – заявил тогда Сергей Аксенов, подчеркнув, что продавать нефтебазу будут только крупному инвестору. В июле произошло отчуждение движимого и недвижимого имущества нефтебазы, стоимость которого оценили в 649 млн рублей. Это стало основой уставного капитала учреждаемого «Черноморнефтегазом» АО «Морской нефтяной терминал». Общий объем составил 769,8 млн рублей. Терминал закреплен за ГУП по праву хозяйственной деятельности. При этом власти отмечают, что проект потребует около 1 млрд рублей инвестиций. «В настоящее время деятельность нефтебазы недостаточно эффективна в рамках ГУП, а сама нефтебаза требует масштабных капитальных вложений», – заявил крымский министр топлива и энергетики Вадим Белик, отметив, что терминал создается для улучшения обеспечения граждан и компаний нефтепродуктами, услугами по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов. После государственной регистрации эмиссии 100 % акций создаваемого акционерного общества будут приняты в государственную собственность республики. Затем акции выставят на торги. «Мы хотим, чтобы появился частный игрок, который оживит нефтебазу и обеспечит транзит нефтепродуктов не только в Крым, но и перегрузку нефтепродуктов в другие регионы России и, возможно, за рубеж», – сказал глава республики. По словам Аксенова, в покупке заинтересованы как минимум три «большие и эффективные компании», которые на рынке хорошо известны. Их названия пока не озвучиваются из-за санкций, наложенных на регион. Но эксперты предположили, кто это может быть. Кто может стать новым владельцем Среди возможных покупателей нефтебазы фигурируют имена украинского беглого бизнесмена Сергея Курченко и российского юриста и предпринимателя Виктора Хмарина, которого называют однокурсником и другом Владимира Путина. 33-летний Сергей Курченко владеет группой предприятий Восточно-европейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК). В его активах также значатся ГК «Газ Украина», медиахолдинг UMH Group (в него входит журнал «Forbes Украина») и футбольный клуб «Металлист Харьков». Курченко связывали с близким окружением экс-президента Украины Виткора Януковича. С 2008 года занимался бизнесом, связанным с нефтепродуктами. По информации из открытых источников, владел в Крыму сетью заправок «Лукойл-Украина» и собрался купить ТЭК «Современник» и нефтеперевалочный комплекс в Керчи. На 2014 год его состояние оценивалось в 266 млн долларов. После смены власти на Украине в 2014 году перебрался в Россию, где продолжил вести бизнес. Тогда же ходили слухи о возможной покупке Курченко сети крымских АЗС «Современник». США ввели в отношении него персональные финансовые санкции. В прошлом году, когда Сергей Аксенов впервые заговорил о продаже феодосийской нефтебазы, Сергей Курченко уже якобы выразил интерес в приобретении активов. Вторым претендентом, по мнению экспертов, может стать председатель совета директоров инвестиционной группы «Миролюб» Виктор Хмарин, занимающийся торговлей нефтепродуктами уже около 30 лет. Он является соучредителем юридической компании «Хмарин и партнеры» и совладельцем около десяти фирм, зарегистрированных в Москве, согласно открытым данным. В 1993 году стал собственником фирмы ИЧП «Вита-Х», которая спустя несколько лет получила 5 % акций ЗАО «Петербургская топливная компания» (ПТК). Возможно, активами заинтересуется и еще один близкий к окружению Виктора Януковича украинский политик – олигарх и глава политсовета пророссийской партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук. По данным ряда СМИ, жена бизнесмена телеведущая Оксана Марченко является конечным бенефициаром Ventolor Investments Limited. Именно этой кипрской офшорной компании ростовский миллиардер Сергей Кислов продал все свои нефтеперерабатывающие активы – Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП), «НЗНП Трейд», «Юг Энерго», ТД НЗНП и «Роузвуд Шиппинг». «Те, кто уже под санкциями, могут позволить себе рисковать. Нельзя рассчитывать на тех, у кого развернут серьезный международный бизнес. Крупные игроки с международными брендами сюда точно не придут. Но могут заинтересоваться активами местные игроки, чей бизнес не выходит за пределы России», – считает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Окупятся ли инвестиции? Экс-министр транспорта Крыма, генеральный директор логистической компании ООО «Нова-Групп» Анатолий Цуркин говорит, что для внутреннего крымского потребителя цена на топливо не изменится. Терминал будет работать на экспорт и импорт. «Если бы там было организовано хранение топлива, тогда другой вопрос. За 5 лет этого сделано не было. Крупнейшие операторы АЗС – АТАН и ТЭС – имеют свои комплексы по хранению и не нуждаются в этой нефтебазе», – говорит Цуркин. Генеральный директор АТАН Александр Терещенко подтвердил «ФедералПресс», что компания использует феодосийскую нефтебазу лишь частично, так как имеет свои терминалы и резервуарные парки для хранения топлива, которые практически полностью покрывают потребности сети АЗС. По мнению аналитиков, перспективы использования терминала в качестве базы для перевалки нефтепродуктов за рубеж морским путем весьма сомнительны. Несмотря на то что глубоководный порт Тамань еще не достроен, а Новороссийский порт перегружен, сложная логистика будет удорожать продукт, а санкции наложат ограничения на количество потенциальных партнеров. «Ставки портовых сборов на перевалку наливных грузов в Новороссийском порту довольно велики, появление на рынке Феодосийского экспортного терминала даст возможность альтернативы для грузовладельцев. Но объемы перевалки через терминал очень туманны из-за санкций. После запуска железнодорожного моста через Керченский пролив возможно будет доставлять сюда топливо, а затем экспортировать. Но единственный крымский экспортный потребитель – это Сирия, которая тоже находится под санкциями. Пока судовладельцы не хотят заходить в крымские порты, включая Феодосию», – говорит Цуркин. Алексей Калачев также ставит под сомнение окупаемость вложенных в терминал инвестиций. Эксперт считает, что об экспорте за рубеж топлива через Феодосийский терминал и речи быть не может. Однако возможно развитие базы для перевалки прямогонного бензина, который идет для дальнейшей переработки, и других полуфабрикатов. «Топливо в Крыму дороже, чем в других регионах. Все ждут, когда будет запущено железнодорожное сообщение, чтобы цистернами доставлять на полуостров бензин и дизельное топливо и как-то уравнять цены. Мне интересно, куда они намерены экспортировать нефтепродукты? В Европу – нет, Турция – тоже вряд ли. Азербайджан сам экспортирует. Если мы говорим о топливе, то об экспорте нет и речи, если о перевалке полуфабрикатов – это еще возможно. Но не думаю, что здесь будут большие объемы», – считает Калачев.Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева