Балетки для Меган Маркл. Как создать бизнес в $700 млн на обуви из пластиковых бутылок
«От принтов с животными в сон клонит», — вздыхает Лесли Клиффорд. Директор по мерчендайзингу Rothy’s, стремительно растущего производителя обуви, созданной с помощью 3D-вязания, спорит с креативной командой в подвале штаб-квартиры стартапа в Сан-Франциско. К стенам приколоты наброски концепций и модных трендов. Рот Мартин, сооснователь компании, пришел, чтобы просмотреть подборку цветов для новых ботинок. Для стартапа это пятая модель, ее выход запланирован на осень. Оттенки темно-синего выглядят отлично и получают одобрение Мартина, однако никто не доволен принтом. «Я не думаю, что принт скучный, — замечает Эрин Ловенберг, креативный директор компании, которая консультировала такие бренды, как Patagonia и Gap. —Просто, наверное, образец, который мы выбрали, недостаточно хорош». В целом, однако, Мартин доволен и пребывает в хорошем настроении. Ловенберг выходит, чтобы ответить на звонок, и Мартин поддразнивает ее после возвращения. «Мы тут всю линейку перекрасили, пока тебя не было», — говорит он. Ловенберг смеется в ответ. За три года Rothy’s — сочетание имени Мартина и прозвища его бизнес-партнера Стивена «Хоти» Хоторнтвейта — появилась из ниоткуда и достигла выручки в $140 млн, в основном благодаря бюджетному маркетингу в соцсетях и сарафанному радио. При случае посмотрите на ноги любой женщины. Высока вероятность, что на ней обувь именно от Rothy’s, особенно если она моложе сорока. Меган Маркл, например, одна из поклонниц этого бренда. Журналисты заметили, что герцогиня Сассекская носила фирменные черные балетки с острым носом ($145), когда была беременна. В основе успеха Rothy’s — изменения как в покупательских привычках, так и в требованиях, которые женщины предъявляют к обуви. Объем обувного рынка огромен — в США он составляет $72 млрд (причем $34 млрд приходятся на женскую обувь), по данным исследовательской фирмы NPD Group. Каблуки и прихрамывание в прошлом: сейчас в моде удобство и экологичность. Самые преданные покупатели Rothy’s выстаивают в очередях перед крохотным магазином на Филмор-стрит и вступают в закрытую группу «зависимых от Rothy’s» на Facebook (там уже 14 000 человек). «Мы создаем продукт, который нравится женщинам», — говорит 46-летний Мартин. Компания нравится и инвесторам. Недавно Rothy’s привлекла $42 млн от инвесторов, среди которых Lightspeed Venture Partners и Goldman Sachs. Теперь бизнес оценивается в $700 млн. Мартин и Хоторнтвейт по-прежнему владеют большей частью компании. Forbes оценивает стоимость их доли примерно в $500 млн. Rothy’s не комментирует размер доли, но малый объем внешнего капитала отвечает планам компании. «Если у вас горы денег, вы можете начать принимать глупые решения», — говорит Мартин. Конкуренты тоже обратили внимание на шумиху вокруг Rothy’s. Например, Cole Haan теперь предлагает трикотажную обувь, в основном мужскую. Everlane, популярный среди миллениалов производитель одежды из Сан-Франциско, недавно представил собственные трикотажные балетки, которые сильно напоминают модель Rothy’s. В условиях, когда конкуренты идут по пятам, компании нужно искать новые преимущества. Мартину придется решать эту задачу без человека, который был рядом с ним все время. Хоторнтвейт покинул пост гендиректора в июне, после того как взял отпуск из-за проблем со здоровьем. Его обязанности теперь временно исполняет сам Мартин, который к тому же и креативный директор. Сейчас Rothy’s обдумывает освоение новых стилей, открытие собственных розничных магазинов и, возможно, производство не только обуви. Мартин настаивает, что уход Хоторнтвейта никак не замедлит рост стартапа. «Дела у компании идут все так же хорошо, как и раньше», — говорит он. Рот Мартин вырос в Сан-Франциско, и в его жилах течет самая голубая кровь, какая только может быть. По линии отца: Де Янги, основатели San Francisco Chronicle. По линии матери: Мэтсоны, основатели Matson Navigation, гиганта рынка доставки, рыночная капитализация которого сейчас — $1,6 млрд. Окончив Университет Бостона, он провел пять лет в трейдинговой компании Glencore, а потом вернулся в Сан-Франциско. Работая над реставрацией дома в викторианском стиле, Мартин начал собирать мебель и предметы искусства середины века. Он увлекся этим настолько, что в 2003 году открыл галерею совместно с деловым партнером. Тем временем, Хоторнтвейт посещал занятия в Дьюке, потом изучал право в Университете Уэйк-Форест и работал в финансовой сфере, в том числе в международном инвестиционном банке GCA и в Barclays. Уроженец Южной Каролины, который в онлайн-биографии описан как «элегантный южный джентльмен», Хоторнтвейт со временем начал работать с компаниями из e-commerce в качестве банкира. Эти двое подружились благодаря женам, Эмили и Эрин, которые встретились в группе для матерей больше десяти лет назад. Они вместе готовились к марафонам и триатлонам и проводили время семьями (у Мартина четверо детей, у Хоторнтвейта двое). В 2012 году Мартин успел устать от требовательных состоятельных коллекционеров, а Хоторнтвейт хотел начать свое дело. В то время, вспоминает Мартин, Сан-Франциско заполонили женщины в черных штанах для йоги. Но Мартин не видел подходящей обуви для них. «Моя жена покупала стильные балетки, а на следующий сезон их уже не было, или ходила в обуви для бега, даже когда не бегала», — говорит Мартин. Несмотря на отсутствие опыта с обувью, он и Хоторнтвейт решили, что могут что-то создать. После поездки в Китай в 2013 году им пришла в голову новаторская на тот момент концепция обуви, связанной из нитей, которые делаются из переработанных пластиковых бутылок. Как и 3D-печать, 3D-вязание начинается с компьютерного дизайна, но после этого процессы различаются. В машинах для 3D-вязания Rothy’s установлены тысячи иголок, которые ходят туда-сюда и вяжут верхнюю часть обуви. Вязанная часть обуви выходит из машины целиком и ее можно просто прикрепить к подошве из переработанной резины. Мартин и Хоторнтвейт хотели производить свои балетки в США. Они решили, что могут лучше контролировать процесс, если он будет происходить не за тысячи миль у китайского подрядчика. Кроме того, надпись «Сделано в Америке» — неплохой маркетинговый ход. Они попытались делать это на фабрике площадью 3000 кв. футов в Мэне, но не могли производить обувь в больших объемах без ущерба для качества. Допустимая погрешность для обуви очень мала: 6 миллиметров отделяют шестой размер от седьмого, а квалифицированных рабочих найти нелегко. «Наши друзья и жены уже начинали посмеиваться, сделаем ли мы хоть один ботинок, и запустимся ли мы когда-нибудь», — говорит Мартин. Они продолжали пытаться на протяжении года, финансируя деятельность из собственных сбережений. Каждый вложил по $1 млн. Мартин вернулся в Китай, чтобы поискать другие варианты. Они закрыли фабрику в Мэне и установили две вязальные машины и наняли программиста в промышленном городе Дунгуане. В декабре того года Rothy’s запустила собственный сайт. Мартин отправил письма нескольким тысячам контактов со времен галереи, а Хоторнтвейт сделал то же самое среди своих знакомых. Когда друзья и деловые партнеры стали покупать обувь, про обувь заговорили. «Мы отчаянно хотели наконец выпустить продукт после стольких стараний, — говорит Мартин. — Если вкратце, мы продали обуви на $100 000». Но качество и посадка все еще были не на высоте. На следующие полгода бизнесмены ушли в тень. В 2016 году дела пошли в гору. Мартин начал строительство фабрики в Китае. Кроме того, компания открыла магазин на фермерском рынке в Ferry Building в Сан-Франциско. Люди ждали в очереди, заказывая обувь на планшетах. Как и другие стартапы, которые поставляют товар напрямую клиентам, Rothy’s полагалась на Facebook и Instagram (где у нее сейчас 235 000 подписчиков), чтобы привлечь внимание потребителей с минимальными затратами. Некоторые трудности оставались, потому что спрос значительно превышал возможности производства. В январе 2017 года, когда Rothy’s открыла новую фабрику в Китае, стартап выпустил 900 пар обуви и продал более 4000. На пике список ожидания у некоторых моделей достигал десятков тысяч. «Бренд просто взлетел», – говорит Мартин. В 2018 году Rothy’s продала более миллиона пар обуви. В этом году она, вероятно, продаст около двух миллионов. Сегодня в их коллекции есть балетки с закругленным и острым носом, лоферы и кроссовки во множестве цветов и принтов (по цене от $125 до $165), а также детские лоферы и кроссовки ($65). На китайской фабрике сейчас работают 140 вязальных машин, которые занимают 6 этажей, и около 500 сотрудников. Пока традиционные модные бренды планируют более чем на год вперед, Rothy’s концентрируется на коллекциях ближайшей осени и зимы. Она определяет по онлайн-покупкам клиентов, что следует производить в большем объеме, а что сократить, и проводит на сайте опросы, чтобы определить, какие снятые с производства модели следует снова выпустить в продажу. Некоторые вариации (вроде розового камуфляжа) не пользуются успехом, зато другие (как золотистые остроносые балетки) неожиданно «заходят». Этой осенью Rothy’s откроет магазины в нескольких городах, в том числе в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В начале года запустились продажи в Шанхае через мессенджер WeChat. Rothy’s – один из немногих американских брендов, кто решил начать международную экспансию с Китая. Почему? Ее производство находится именно там, и логистика упрощена. «Это осторожный рост, – говорит Мартин. – Мы стараемся развиваться плавно, но это не значит, что мы боимся пробовать новое». Уход Хоторнтвейта стал ударом. Выход любого из основателей – всегда знаковый момент для стартапа. Но за последние полтора года Rothy’s сформировала опытную команду менеджеров, состоящую преимущественно из женщин, под руководством Купер. Она пришла в компанию на должность президента и операционного директора, успев поработать в Levi’s, Walmart и онлайн-магазине ModCloth. Весной этого года Rothy’s пригласила на должность своего первого полноценного финансового директора Дайну Кванбек, бывшего финансового директора онлайн-магазина одежды для женщин Charlotte Russe. У новых топ-менеджеров есть опыт масштабирования бизнеса – этих навыков креативным основателям часто недостает. Они понадобятся Rothy’s на пути к запланированному объему продаж в $280 млн в этом году. В долгосрочной перспективе Мартин думает о новых продуктах, которые отвечали бы экологичному подходу Rothy’s. О каких именно, он отказывается сказать. Компании крайне важно оставаться на шаг впереди конкурентов. О подражателях Мартин говорит: «Это раздражает? Да. Это немного льстит? Да». Но его мысль уже летит вперед. «Инновации, – говорит он, – это главный козырь». Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes 1 из 25 CHAINALYSIS 2 из 25 Facebook 3 из 25 Facebook 4 из 25 5 из 25 Divvy 6 из 25 Facebook 7 из 25 Faire 8 из 25 Firgma 9 из 25 FOURKITES 10 из 25 Facebook 11 из 25 FuboTV 12 из 25 Facebook 13 из 25 14 из 25 Facebook 15 из 25 Facebook 16 из 25 Facebook 17 из 25 Facebook 18 из 25 Facebook 19 из 25 Facebook 20 из 25 Facebook 21 из 25 Facebook 22 из 25 Facebook 23 из 25 24 из 25 Truepill 25 из 25 VERKADA CHAINALYSIS Основатели: Майкл Гронагер (гендиректор), Джонатан Левин, Ян Моллер Привлеченные инвестиции: $53 млн Выручка за 2018 год: $8 млн Ведущие инвесторы: Accel, Benchmark Нью-йоркский стартап Chainalysis создает программное обеспечение для исследования криптовалют, которое может пролить свет на то, как люди используют биткоины, эфириум, лайткоины и другие цифровые деньги. Финансовые организации используют эту технологию для проверки клиентов и соблюдения требований регуляторов, направленных на предотвращение отмывания денег. Правительственные учреждения, такие как Налоговое управление США и Федеральное бюро расследований, с ее помощью могут выявить незаконные операции и навести справки о предполагаемых преступниках. Прежде чем объединиться и основать Chainalysis, 49-летний гендиректор Майкл Гронагер участвовал в создании криптобиржи Kraken, а 47-летний технический директор Ян Моллер разработал кошелек для криптовалюты Mycelium. CONTRAST SECURITY Основатели: Аршан Дабирсиаги, Джефф Уильямс, Алан Науманн (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $122 млн Выручка за 2018 год: $25 млн Ведущие инвесторы: Acero Capital, Battery Ventures, General Catalyst, Warburg Pincus В 2010 году 52-летний Джефф Уильямс в рамках собственной консалтинговой компании Aspect начал разрабатывать программу, которая позволила бы автоматизировать мониторинг безопасности программного обеспечения. В 2014-м вместе с бывшим сотрудником Aspect, 36-летним Аршаном Дабирсиаги, он основал в Лос-Альтосе (Калифорния) компанию Contrast Security. Разработанная ими технология проверяет код работающих мобильных приложений и уведомляет разработчиков о потенциальных уязвимостях. «Данные, которые раньше должны были проходить через экспертов по безопасности, теперь идут напрямую разработчикам», — говорит Дабирсиаги, отвечающий в компании за исследования. В 2016 году для расширения бизнеса Contrast Security наняла в качества исполнительного директора Алана Науманна, бывшего гендиректора 41st Parameter — стартапа, помогающего обнаружить интернет-мошенников. CYBEREASON Основатели: Лиор Див (гендиректор), Йосси Наар, Йонатан Стрим-Амит Привлеченные инвестиции: $189 млн Выручка за 2018 год: $50 млн Ведущие инвесторы: CRV, Lockheed Martin, Softbank, Spark Capital Сооснователи Лиор Див, Йосси Наар и Йонатан Стрим-Амит познакомились во время службы в израильской армии. Все они служили в элитном разведывательном подразделении 8200, где зародился не один высокотехнологичный стартап. Занимаясь кибербезопасностью в армии, программисты придумали Cybereason — облачную платформу, которая постоянно мониторит и реагирует на угрозы. Компания была основана в Израиле в 2012 году, а годом позднее переведена в Бостон. «Можно приносить пользу, помогая большим организациям не попасть в новости о том, как кого-то взломали», — говорит 41-летний Лиор Див. Основатели: Парас Читракар, Джейсон Уилк (гендиректор), Джон Воланин Привлеченные инвестиции: $13 млн Выручка за 2018 год: $19 млн Ведущие инвесторы: Марк Кьюбан, Section 32 Будучи студентом Университета Лойолы Мэримаунт, Джейсон Уилк, которому сейчас 34 года, постоянно уходил в минус по банковским картам. Заядлый пользователь сайта Reddit, он часто видел жалобы на комиссии, которые банки берут за овердрафт. Так в 2016 году он запустил стартап Dave, взяв для названия краткую версию имени победившего Голиафа Давида (под «Голиафом» Уилк подразумевает крупные банки). Приложение Dave отслеживает расходы пользователей и предупреждает их, когда баланс на картах приближается к нулю. Уилк ударил по больному месту: в апреле 2017 года Dave стал «приложением дня» в AppStore. Всего за два года его скачали почти 10 млн раз. «Предпринимателям надо смотреть в оба в поисках новой идеи, — говорит Уилк. — Любая идея, которую можно проверить на Reddit, — неплохой старт». DIVVY Основатели: Блейк Мюррей (гендиректор), Алекс Бин Привлеченные инвестиции: $257 млн Выручка за 2018 год: $8 млн Ведущие инвесторы: Insight Partners, New Enterprise Associates, Pelion Venture Partners Сервис Divvy, конкурирующий с Concur и Expensify, предлагает бизнесу инструменты бюджетирования, предотвращения мошенничества и управления расходами совершенно бесплатно. Вместо взимания платы с клиентов стартап, который находится в городе Лихай (штат Юта), предоставляет компаниям карты Mastercard и берет с банков комиссии, когда они расплачиваются за покупки. Основателям (и приятелям со времен старшей школы) Алексу Бину и Блейку Мюррею удалось привлечь более 3000 корпоративных клиентов, включая WordPress, Evernote и Qualtrics. DUOLINGO Основатели: Луис фон Ан (гендиректор), Сэверин Хэкер Привлеченные инвестиции: $108 млн Выручка за 2018 год: $36 млн Ведущие инвесторы: CapitalG, Kleiner Perkins, Union Square Ventures Duolingo — одна из самых популярных в мире платформ для изучения иностранных языков и краудсорсинговых переводов. Ей пользуются более 28 млн человек в месяц. Большинство из них использует бесплатную версию приложения. Но компания надеется удвоить выручку в 2019 году за счет абонентской платы за версию без рекламы. Гендиректор Duolingo в свои 39 лет успел побывать профессором компьютерных наук Карнеги-Меллона и стать в 2006 году лауреатом стипендии Мак-Артура, присуждаемой гражданам США от 20 до 40 лет за «исключительные достижения и потенциал для долгой и плодотворной творческой работы». Прежде чем основать компанию в Питтсбурге, Луис фон Ан продал Google два изобретения, одно из которых мы знаем не понаслышке — это reCAPTCHA, которая помогает сайту понять, что вы не робот. Луис фон Ан — иммигрант из Гватемалы. Он утверждает, что знание английского языка кардинально изменило его жизнь, поэтому он сам теперь предлагает бесплатное языковое обучение для всех желающих. FAIRE Основатели: Марсело Кортес, Даниэле Перито, Макс Родс (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $116 млн Выручка за 2018 год: $100 млн Ведущие инвесторы: Forerunner Ventures, Khosla Ventures, Венчурные партнеры Lightspeed, Y Combinator В стремлении помочь малому бизнесу Faire решила рискнуть и избавиться от оптовых закупок как явления. Эта компания из Сан-Франциско помогает розничным продавцам находить и покупать через интернет товары, а также готова бесплатно забрать все, что не продалось за 60 дней. Сейчас сайт Faire предлагает 35 000 товаров от 5000 брендов. Генеральному директору и бывшему сотруднику Square Максу Родсу 32 года. Идея Faire пришла ему в голову после того, как он начал работать в компании-производителе зонтиков в Новой Зеландии. Родс потратил тысячи долларов, сидя на стенде компании на выставке и убеждая владельцев магазинов в США продавать высококачественные зонтики. FIGMA Основатели: Дилан Филд (генеральный директор), Эван Уоллес Привлеченные инвестиции: $83 млн Выручка за 2018 год: $3 млн Ведущие инвесторы: Greylock, Index Ventures, Kleiner Perkins, Sequoia Figma хочет полностью перенести весь процесс дизайна в онлайн, чтобы специалистам больше не приходилось скачивать специальный софт и изолированно друг от друга разрабатывать графику. Компания предлагает работать дизайнерам вместе, пользуясь ее платформой прямо в браузере. Эвану Уоллесу 29 лет, Дилану Филду — 27. Они встретились в Брауновском университете — Уоллес тогда только окончил обучение, а Филд бросил учебу ради получения стипендии Питера Тиля и в 2012 году основал в Сан-Франциско собственную компанию. Через 5 лет Figma представила свою платформу профессиональным дизайнерам. Пакет для непрофессионального пользования до сих пор остается бесплатным. Абонентская плата за версию для профессионалов составляет $12 в месяц, если вы занимаетесь дизайном частно. Редактор для юрлиц обойдется в $45. Продутом Figma сегодня пользуются более 5000 дизайнерских команд, в том числе из Microsoft, Volvo, Uber, Square и других компаний. «Дизайн похож на вирусную инфекцию: если у твоего конкурента отличный дизайн, то и у тебя он должен быть отличный, иначе ты разоришься», — говорит Филд. FOURKITES Основатели: Арун Чандрасекаран, Мэтт Эленджикал (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $101 млн Выручка за 2018 год: $16 млн Ведущие инвесторы: August Capital, Bain Capital Ventures, Hyde Park Venture Partners Мэтту Эленджикалу 37 лет. Он получил магистерскую степень в Школе управления им. Келлога Северо-Западного университета и в 2014 году начал собственный бизнес. Его проект FourKites призван помочь компаниям узнать, где находятся их заказы, когда они прибудут к месту назначения и что происходит на всем пути доставки. Сегодня это интеллектуальное ПО для управления поставками используют более 260 ведущих мировых грузоотправителей, которые высылают свыше 500 000 грузов в день. Среди них — Best Buy, Kraft Heinz, Nestlé и Smithfield Foods. «Если вы грузоотправитель, то как только грузовик покинул точку отправления с вашим товаром, вы не представляете, что происходит дальше. Именно так работают поставки без FourKites, — говорит Эленджикал. — Вы не сможете конкурировать с Amazon без нашей технологии». FRONT Основатели: Матильда Коллин (генеральный директор), Лоран Перрен Привлеченные инвестиции: $79 млн Выручка за 2018 год: $16 млн Ведущие инвесторы: Sequoia, Uncork Capital Матильда Коллин уже вошла в список Forbes «30 до 30». Впервые мысль о создании Front пришла ей после окончания школы. «Я видела, как много времени люди тратят на то, чтобы отсортировать письма в своей почте», — говорит она. Поэтому в 2013 года Матильда Коллин основала Front, чтобы помочь компаниям повысить продуктивность благодаря подключению к общему почтовому ящику, который агрегирует сообщения в Facebook, Twitter и SMS. У Front 5000 клиентов, включая крупных Shopify, MailChimp и Stripe. FUBOTV Основатели: Сунг Хо Чой, Дэвид Гэндлер (гендиректор), Альберто Хориуэла Привлеченные инвестиции: $145 млн Выручка за 2018 год: $74 млн Ведущие инвесторы: 21st Century Fox, Northzone, Sky 44-летний Дэвид Гэндлер давно занимался продажами в интернете, а в 2015 году запустил FuboTV — сервис, предназначенный для американских телезрителей, которые хотят смотреть матчи зарубежных футбольных лиг. Для начала FuboTV запустила прямые трансляции латиноамериканской спортивной вещательной сети GolTV и ее португальского аналога Benfica TV, а затем заключила сделки с beIN Sports и Univision, расширив вещание. Сегодня FuboTV — это доступный аналог кабельного телевидения (от $54,99 в месяц), который предлагает своим клиентам более 90 каналов. GROVE COLLABORATIVE Основатели: Крис Кларк, Стюарт Ландесберг (гендиректор), Джордан Саваж Привлеченные инвестиции: $213 млн Выручка за 2018 год: $104 млн Ведущие инвесторы: Bullpen Capital, General Atlantic, Lone Pine Ventures, Mayfield Fund, Norwest Venture Partners, Serious Change Спросите генерального директора Grove Collaborative, 34-летнего Стюарта Ландесберга, кто является его типичным клиентом, и он даст вам конкретный ответ: «29-летняя мать двоих детей, которая работает учителем в Лоуренсе, штат Канзас». В эпоху вездесущего Amazon молодой стартап Grove смог отвоевать место на рынке электронной коммерции в США объемом $104 млн. Стартап продает натуральные продукты, бытовую химию и косметику, обеспечивая простой способ заказа и доставки. Это не точный слепок Amazon: по словам Ландесберга, около 60% выручки проекта приходится на товары, которые не продаются на Amazon. А в 2016 году Grove начала производить собственные полностью натуральные продукты, которые уже обеспечивают проекту почти 50% продаж. В чем секрет успеха? Grove производит концентраты, которые оказываются дешевле в перевозке. Например, их очиститель для стекла имеет более высокую концентрацию и, соответственно, меньший объем: по размеру упаковка не больше тюбика зубной пасты. Основатели: Аугусто Мариэтти (гендиректор), Марко Палладино Привлеченные инвестиции: $71 млн Выручка за 2018 год: $5 млн Ведущие инвесторы: Andreessen Horowitz, CRV, Index Ventures, New Enterprise Associates Kong предоставляет доступ к API компаний (код, который разработчики используют для создания приложений) и отслеживает, как часто они применяются. 31-летний Аугусто Мариэтти и 30-летний Марко Палладино создали компанию в гараже в Милане, где оба учились в университете, и постоянно летали туда-сюда в Кремниевую долину в поисках инвесторов. «Нам тогда едва хватало денег на еду. Мы явно похудели, когда только начинали», — рассказывает Мариэтти. Сейчас офис Kong находится в Сан-Франциско, у компании — 130 клиентов, включая SoulCycle, Yahoo Japan и WeWork. LATTICE Основатели: Джек Альтман (гендиректор), Ерик Кослоу Привлеченные инвестиции: $27 млн Выручка за 2018 год: $7 млн Ведущие инвесторы: Shasta Ventures, Thrive Capital О том, как корпоративная культура влияет на результаты работы, основатели Lattice — 30-летний Джек Альтман и 28-летний Эрик Кослоу узнали на собственном опыте во время работы в стартапе Teespring, производящем футболки. В 2015 году они решили создать свою компанию Lattice и выпускать программное обеспечение для управления персоналом. Технологии компании позволяют работодателям с помощью опросов сместить фокус с аттестации сотрудников на их карьерное развитие. Сегодня у Lattice — 1300 клиентов, включая Coinbase, Instacart, Slack и WeWork. «Сотрудники ищут в работе больше смысла, чем когда-либо прежде, и у них больше понимания собственных возможностей и наличия других предложений на рынке труда», — говорит Альтман. Lattice помогает работодателям лучше взаимодействовать с сотрудниками в таких условиях. NEXT TRUCKING Основатели: Элтон Чунг, Лидия Ян (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $125 млн Выручка за 2018 год: $46 млн Ведущие инвесторы: Brookfield Ventures, China Energy Group, Sequoia Проект NextTrucking осуществляет брокерские перевозки грузов, которые можно отслеживать онлайн. Компания основана супругами Элтоном Чунгом и Лидией Ян в 2015 году, офис располагается в Лос-Анджелесе. В то время как уже известные в США стартапы Convoy и Uber Freight перемещают грузы из пункта A в пункт B, Next Trucking фокусируется на перевозке грузов в «первой миле», т.е. перемещении товаров из порта на склад. «Первая миля намного сложнее всего остального пути, так как здесь в процесс вовлечены терминалы и порты», — говорит 38-летняя Ян. С 2016 года Next Trucking ежегодно удваивает выручку. В прошлом году оборот достиг $46 млн. По прогнозам Ян, в 2019 году оборот проекта составит $120 млн — помогут крупные контракты с ретейлерами Dollar General, Rite Aid и Steve Madden. PATREON Основатели: Джек Конте (гендиректор), Сэм Ям Привлеченные инвестиции: $166 млн Выручка за 2018 год: $35 млн Ведущие инвесторы: Freestyle Capital, Glade Brook Capital Partners, Index Ventures, Thrive Capital 35-летний Джек Конте до того, как стать предпринимателем, был музыкантом. Он хочет сломать стереотип о «голодных художниках», помогая творческим личностям получать постоянный доход. «Решение стать артистом не должно даваться сложно. Это должно быть словно жизнеспособной карьерный выбор», — говорит Конте. С помощью приложения Patreon артисты предлагают эксклюзивные впечатления в обмен на плату от подписчиков, или «покровителей». В числе пользователей Patreon — актриса и режиссер Исса Рей, основатель группы Humans of New York Брэндон Стэнтон и комик Хизер Макдональд. Суммарные выплаты пользователям к концу 2019 года могут превысить $1 млрд, рассчитывает компания. PROXY Основатели: Денис Марc (гендиректор), Саймон Ратнер Привлеченные инвестиции: $14 млн Выручка за 2018 год: $1 млн Ведущие инвесторы: Kleiner Perkins Приложение Proxy похоже на связку ключей в вашем смартфоне: оно дает вам доступ в любое здание, где вы зарегистрированы, избавляя от необходимости носить с собой традиционные пропуска и ключи. Это простая идея, но австралийцы Денис Марс (42 года) и Саймон Ратнер (39 лет) уверены, что ее потенциал еще не раскрыт. Среди клиентов Proxy — компании, занимающиеся коммерческой недвижимостью, в частности WeWork. Марс и Ратнер планируют доработать технологию так, чтобы ее можно было использовать для идентификации людей в сервисах каршеринга и на вечеринках. REDIS LABS Основатели: Офер Бенгал (гендиректор), Иифтач Шулман Привлеченные инвестиции: $147 млн Выручка за 2018 год: $50 млн Ведущие инвесторы: Bain Capital Ventures, Francisco Partners, Goldman Sachs, Viola Ventures В 2011 году израильские разработчики Офер Бенгал и Иифтач Шулман создали сервис быстрого доступа к базам данных. Сервис позволяет компаниям ускорить отклик на запросы в своих приложениях. Redis Labs использует так называемый NoSQL, альтернативную форму компиляции данных, которая быстрее традиционных моделей. Среди пользователей компании — служба быстрой доставки FedEx, платежная система Mastercard и другие корпоративные гиганты. Для быстрого масштабирования компания предложила бесплатную версию с открытым исходным кодом — это позволяет привлекать сторонних разработчиков. В 2013 году была выпущена платная версия — минимальная стоимость составляет $5 в месяц за гигабайт. «Если вы хотите быстро развиваться, то вам не обойтись без открытого исходного кода», — уверен Бенгал. REMITLY Основатели: Шиваас Гулати, Джош Хаг, Мэтт Оппенгеймер (генеральный директор) Привлеченные инвестиции: $312 млн Выручка за 2018 год: $80 млн Ведущие инвесторы: Bezos Expeditions, DFJ Venture Capital, Generation Investment Management, Naspers’ PayU, QED Investors, Stripes Group Remitly зарабатывает на денежных переводах, как и Western Union, но берет меньшую комиссию — 1,5% против 5% у гиганта рынка. Компания была создана в 2011 году Мэттом Оппенгеймером, который до этого работал в кенийском подразделении второго по величине британского банка Barclays. Основная цель Remitly — помогать жителям развитых стран (например, США или Австралии) дешево отправлять деньги в страны третьего мира — Мексику, Филиппины и др. Сегодня Remitly обслуживает 60 стран и обрабатывает переводы на $6 млрд в год — это около 1% от всех денежных переводов в мире. Уже сейчас стартап стал одной из крупнейших в мире финтех-компаний, ориентированных на мигрантов. В будущем Remitly планирует расширить перечень финансовых услуг и начать выдавать кредиты. RIGUP Основатели: Сюань Юн (гендиректор), Майк Витте Привлеченные инвестиции: $94 млн Выручка за 2018 год: $21 млн Ведущие инвесторы: Bedrock Capital, Фонд учредителей, Quantum Energy Partners В США работает почти 1000 буровых установок для добычи нефти и газа. Каждая из них требует участия десятков сервисных компаний и рабочих. Сюань Юн верит, что RigUp может сделать привычную систему подбора подрядчиков более эффективной. Стартап помогает подыскивать подходящих исполнителей из разных сфер: например, алмазодобытчиков и инженеров. RigUp предварительно проверяет работников и заказчиков и берет себе около 4% от стоимости каждого контракта, заключенного через его онлайн-платформу. Юн не переживает насчет того, что машины захватят нефтяную сферу: по его словам, даже при развитии искусственного интеллекта спрос на «живую» рабочую силу будет сохраняться. «Ведь разнарядки до сих пор подписываются на бумаге», — отмечает Юн. ROTHY’S Основатели: Стивен Хоторнтвейт, Рот Мартин (и.о. гендиректора) Привлеченные инвестиции: $42 млн Выручка за 2018 год: $140 млн Ведущие инвесторы: Goldman Sachs, Lightspeed Venture Partners Основатели компании — Рот Мартин, бывший владелец художественной галереи, и Стивен Хоторнтвейт, в прошлом — инвестиционный банкир. Их жены жаловались на то, что не могут найти стильную и удобную обувь. Тогда предприниматели решили запустить собственный бренд и делать обувь из трикотажа и переработанных пластиковых бутылок. На третий год работы выручка от продажи обуви Rothy’s достигла $140 млн. SIGNALFX Основатели: Филипп Лю, Картик Рау (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $179 млн Выручка за 2018 год: $25 млн Ведущие инвесторы: Andreessen Horowitz, CRV, General Catalyst, Tiger Global Management SignalFX контролирует облачную инфраструктуру крупных компаний в режиме реального времени. Среди клиентов стартапа — компании Yelp, Shutterfly и HubSpot. Компанию в 2013 году основали 41-летний Картик Рау, который раньше работал в технологических стартапах LoudCloud и VMware, и бывший разработчик Facebook, 51-летний Филипп Лю. В то время как конкуренты запрашивают данные о возможных багах облачной системы каждые две-три минуты, SignalFX предупреждает пользователей о возможной аномалии за 2-5 секунд до «катастрофы». «Разница между получением надежных оповещений за считанные секунды или за считанные минуты заключается в том, чтобы вы либо можете беспрепятственно решить проблему, либо все ваши пользователи уже пожаловались в Twitter», — говорит Рау. SYNTHEGO Основатели: Пол Дабровски (гендиректор), Майкл Дабровски Привлеченные инвестиции: $157 млн Выручка за 2018 год: $20 млн Ведущие инвесторы: Founders Fund, 8VC Технология генного редактирования Crispr дал толчок развитию нового рынка продуктов, появившихся благодаря дешевому и простому методу редактирования ДНК. Synthego решил заработать на этой «золотой лихорадке», продавая генный эквивалент кирок, лопат, карт и других инструментов, позволяющих эффективнее создавать новые продукты в этой области. Готовые к использованию наборы Synthego ускоряют работу исследователей как в частном секторе, так и в научно-исследовательских институтах — в том числе, помогая в разработке новых методов лечения. Основатели, братья Пол (34 года) и Майкл Дабровски (38 лет), раньше работали инженерами в компании SpaceX Илона Маска. Теперь они применяют свой опыт и инновационное мышление в сфере биотехнологий. TRUEPILL Основатели: Умар Африди (гендиректор) и Сид Вишванатан Привлеченные инвестиции: $13 млн Выручка за 2018 год: $48 млн Ведущие инвесторы: Initialized Capital Truepill — это своего рода Amazon в мире аптек. Если человек заказывает в интернете, например, противозачаточные средства Nurx или шампунь от выпадения волос Hims, то, скорее всего, оформит и привезет этот заказ Truepill. Стартап был основан в 2017 году фармацевтом Умаром Африди и выходцем из Johnson & Johnson Сидом Вишванатом. Предприниматели увидели растущий тренд на цифровизацию аптек и начали активно работать с конечными потребителями — клиентами аптек. Сейчас основатели планируют выходить на b2b-рынок и зарабатывать на корпоративных клиентах. VERKADA Основатели: Бенджамин Беркович, Филипп Калижан (гендиректор), Джеймc Рэн, Ганс Робетсон Привлеченные инвестиции: $59 млн Выручка за 2018 год: $20 млн Ведущие инвесторы: First Round, Meritech, Next47, Sequoia Пока другие стартапы занимались технологиями умного дома, Verkada меньше чем за два года разработала новую систему слежения и ворвалась на рынок с заманчивым предложением для крупных предприятий, муниципалитетов и школ. Основанная на облачных технологиях, система предполагает гибрид ПО и «железа» и позволяет хранить данные и управлять потоками всей видео-информации через облако, а также делиться ей. Компания, основанная тремя выпускниками Стэнфорда и бывшим соучредителем Meraki («облачного» стартапа, выкупленного Cisco), в 2019 году подписала контракты на более чем 1000 камер слежения с администрацией города Мемфис, с производителем электронных сигарет Juul Labs и с школьным департаментом города Ньютаун, где в 2012 году произошло массовое убийство в начальной школе «Сэнди-Хук».