Ты не проплывешь, или Как крымские пограничники проверяют маломерные суда
Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым Крымские пограничники контролируют все 2,5 тыс километров береговой линии и регулярно проводят рейды по выявлению маломерных судов, владельцы которых выходят в море без разрешения. Корреспонденты РИА Новости Крым вместе со "стражами границы" вышли в море, чтобы проверить хозяев плавсредства на наличие документов, а заодно провести учебную погоню. Вид на побережье КрымаНа цепи и в море В мае 2019 года за нарушение правил пограничного режима владельцами маломерных судов были привлечены к административной ответственности 24 человека. В июне количество нарушителей возросло в 2,5 раза. "В июне было составлено более 50 протоколов. Основные нарекания – неправильное хранение плавсредтств и отсутствие документов, удостоверяющих личность владельцев. Согласно правил, за два часа до выхода в море владелец судна обязан подать уведомление в пограничное подразделение, в котором он должен сообщить о месте и времени выхода, количестве людей на борту и ориентировочное время возвращения", — рассказывает сотрудник Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым Василий Никифоров и направляется к выставленным на пляже лодкам и катерам. Гидроцикл в море у берегов поселка Рыбачье в Крыму По его словам, спокойно себя могут чувствовать только те, кто не уплывает от берега дальше 500 метров. "В местах организованного отдыха граждан, если плавсредство не заплывает далее чем на 500 метров от берега, можно паспорта с собой не брать", — поясняет пограничник. Никифоров указал, что ответственность за суда не снимается с их владельцев и по возвращению на берег. "После прибытия маломерное судно должно быть закреплено с помощь цепи или троса на специальном колышке или помещено в закрытое помещение. Это делается для того, чтобы никто не смог украсть его и, впоследствии, нарушить пограничный режим", — рассказывает Василий Никифоров. Пограничник проверяет, как закреплены суда и показывает "образцовое" крепление: в лодку через техническое отверстие заведены металлические тросы, закрытые на замок. Сбежать не получится Тем временем к берегу подходят два катера Master, которые использует береговая охрана. На вид небольшие суда могут взять на борт до восьми человек десанта и довезти их до нужной точки со скоростью 70 километров в час. Катера рывками набирают скорость и берут курс на проносящейся мимо гидроцикл. Его водитель быстро понимает, что не просто так за ним "увязались" и сбавляет ход. "Документы на плавсредство есть?" — спрашивает пограничники у парня на гидроцикле. "Да, конечно, о выходе уведомлял, время возвращения где-то с шести вечера", — говорит молодой человек и протягивает бумаги в водонепроницаемом чехле. "Хорошего дня", — говорит пограничники и катер, резко срываясь с места, берет курс в сторону желтой скоростной яхты. Водитель гидроцикла предъявляет документы сотрудникам Погрануправления ФСБ РФ по РК во время проверки Та начинает "наваливать" обороты. Завязывается импровизированная погоня, которая заканчивается сразу после того, как пограничный катер начинает подавать звуковые сигналы. Судно остановлено. "Документы на плавсредство, будьте добры, и паспорт", — обращается пограничник к мужчине, который отходит от штурвала. Однако и тут все "чисто": документы в порядке, разрешение на выход в море было дано. Курс – на берег. Учебная погоня сотрудников Погрануправления ФСБ РФ по РК за владельцем катераНа дно! Но не только за "надводной жизнью" моря следят крымские пограничники — проверкам подвергаются и дайверы. Руководитель дайвинг-центра, инструктор Сергей Соболев, приехавший в Крым из Иркутска, согласился рассказать, каким образом сейчас работают и контролируется дайвинг-центры. А пограничники тем временем проверяют документы предприятия. "Разрешение на выход в море мы берем у пограничников. До этого каждый баллон и акваланг мы ставим на учет – у нас есть приписные карточки и учетные номера", — поясняет он. Для безопасности место погружения "метят" спецсредствами. "Дайверы во время погружения ставят на месте буйки. На большом удалении от берега с собой берется буй, который надувается на случай всплытия", — говорит Сергей. Сотрудник дайвинг-центра показывает буй, необходимый для погружения дайвера Это помогает дайверам, в том числе, не попасть под винты — красные буи видно издалека. "Но на самом деле чаще всего под винты попадают подводные охотники, ведь они погружаются без аквалангов. Подводная рыбалка с аквалангом считается браконьерством и за такое хобби пограничники могут привлечь к серьезной ответственности", — рассказывает Сергей. Есть и другие ограничения для подводных охотников. "Подводная охота запрещена в ночное время. Нельзя охотиться возле оборудованных пляжей, в том числе днем. А в светлое время суток можно поохотиться с использованием пневматического ружья или арбалета на резиновой тяге. Обязательно с собой необходимо иметь тот самый буй и нож", — рассказывает Сергей Соболев. Дайверы во время подготовки к погружению в Черное море Проверка закончена, нарушителей не выявлено ни на воде, ни под водой. По словам пограничников, согласно статистике, в день задерживается как минимум один нарушитель.