В Пскове реконструируют древнейший "бизнес-центр" – Дом Постникова
Первоначальный вид палат сильно изменился в середине XIX века, но, как полагают специалисты, дом делился на мужскую и женскую половины. В нем было три каменных этажа и два крыльца, соединенных проходом. Это был большой каменный дом с более миниатюрной пристройкой по оси улицы. Между крыльцами находилась сторожка, из которой привратник сообщал наверх о гостях по прообразу современного "домофона" – узенькому наклонному каналу в сени жилых покоев. В мужской половине разместили столовую и "веселую палату" со сводчатым потолкам для проведения досуга хозяевами и гостями. Чертеж Дома Постникова в середине XIX века. Род Постниковых был богат на протяжении всего XVIII столетия. Согласно городским легендам, купцы не жили в доме, а с самого начала XVIII века использовали их для казенных надобностей. По другим же данным, палаты превратились в "казенный дом" после морового поветрия. При Петре I в нем устроили Ордонанс-гауз (Комендантское Управление). В нем, в числе прочего, содержались лица, арестованные военной комендатурой. В глазах обывателей это означало тюрьму. За это палаты прозвали "Мешок". "Мешок". Фото ЖЖ: nathalie-zh.livejournal.com Документально подтверждено, что Постниковы в начале 80-х годов XVIII века сдавали палаты в аренду межевой конторе. В 1784 году Антон Постников продал их банковской конторе. В XIX в. в палатах помещались казармы, военные швальни и мастерские и штаб губернского батальона. В 1839 - 1842 годах здания двора капитально отремонтировали, перестроив крыльцо палат и внеся ряд других изменений. Вскоре после этого архитектор И.Ф.Годовиков обмерил строения Двора Постниковых и оставил чертежи, сохранившие их не первоначальный, но все же исторический облик. Согласно этим чертежам, дворовое служебное здание было двухэтажным, в "светелках" на втором этаже обитали слуги, а на уличном фасаде были декоративные элементы – балкончик и трапециевидные ниши для ставень. Перед зданием тогда находились старинные ворота. В 1944 году их разрушило попадание снаряда. После войны в памятнике старины располагался городской отдел культуры и спорткомитет. Позднее до 2001 года - библиотека Псковского района. С тех пор Дом Постникова не использовался, и это плохо сказалось на его состоянии и внешнем виде. Псковские жители, болеющие за судьбу исторического наследия, фотографировали разрушающийся дом, окружающие его буйные кустарники, импровизированную свалку, в которую превращалось пространство двора… Фото ЖЖ: nathalie-zh.livejournal.com Но в середине 2010-х годов сохранившиеся постройки Двора Постникова передали в пользование Псковскому музею-заповеднику. В связи с этим была запланирована масштабная реставрация комплекса. Она должна была полностью вернуть дому и пристройкам исторический облик (включая утраченные каменные ставни и ворота), чтобы затем в покоях разместились музей истории Пскова и музей книги. Для создания проекта реставрации была приглашена группа московских специалистов, проводящих инженерные, экологические и натурные исследования, а также искавших в архивах важные документы о комплексе дома Постниковых. Также на объект прибыли представители компании Remmers, участие которой в реставрации архитектурных памятников всегда начинается на стадии проектной работы. Псковские исторические объекты находятся в ведении санкт-петербургского отделения компании Remmers. Как рассказал главный технолог компании Remmers Леонид Бобров, сотрудники компании выехали на объект, осмотрели его и оценили поставленное перед ними задание со всех точек зрения, чтобы дать ответ на главный вопрос: возможно ли решить эту задачу? Конечно, невозможных задач для этой компании нет. Но различаются нюансы: или проблема решается существующими в распоряжении Remmers технологическими средствами, или необходимо для этой цели создавать новые приемы и технологии. В случае с Псковом все оказалось относительно просто: компания Remmers имеет солидный опыт работы со здешними памятниками старины и с редким псковским известняком, из которого создано большинство подобных зданий. Поэтому технологическое решение было принято на основе ранее накопленных знаний. Технологи Remmers дали группе проектировщиков советы по поводу технологий, необходимых для реставрации объекта, а также помогли составить регламенты технологических работ. Это было в 2017 году. В сентябре 2017 года официальный портал Псковской области сообщил о начале работ по реставрации и музеефикации Двора Постникова и Варлаамовского угла (три башни и участок прясла крепостной стены, завершающие панораму Псковского кремля). Оба исторических объекта администрация региона предложила для участия в проекте Министерства культуры РФ и Всемирного банка "Сохранение и использование культурного наследия в России", финансируемого из средств Всемирного банка. На оба объекта было выделено более полутора миллиардов рублей. Из них порядка 770 миллионов рублей пошло на Варлаамовский угол, остальное – на Дом Постникова. Дом до реставрации. фото ЖЖ: nathalie-zh.livejournal.com По словам председателя Государственного комитета Псковской области по охране объектов Елены Яковлевой, проекты вела московская фирма "Арт-Реставрация". Работы по реставрации и приспособлению памятников выполняли петербургские специалисты фирмы "Ренессанс-Реставрация". Музеефикацию взял на себя Псковский музей-заповедник. Работы по реставрации и музеефикации Двора Постникова и Варлаамовского угла два года назад предполагалось завершить к июню 2019 года. Все отреставрированные объекты требовалось сделать доступными для посещения маломобильными гражданами. Второй этап участия компании Remmers в реставрационных работах на Доме Постникова начался в ходе непосредственной реализации проекта. "Внимание" Remmers было направлено в основном на восстановление и укрепление камня, из которого построен дом XVII столетия. В некоторых случаях в старинный стройматериал потребовалось добавить средство, которое в компании в обиходе называют "камнеукрепитель". Но в основном компания занималась защитой камня от гибельного воздействия влаги. Для этого использовалась собственная разработка Remmers - водоотталкивающий продукт под названием гидрофобизатор "Фолкоссил СНФ". Гидрофобизатор – общее название материалов, которые действуют так: при попадании внутрь натурального камня обволакивают его поры, изменяя смачиваемость поровых пространств. Тем самым ставится преграда воде, которая камень точит – но лишь в том случае, если не применяется гидрофобизатор "Фолкоссил СНФ" от компании Remmers. Это же практически чудодейственное средство было предложено и для реставрации объектов Псковского кремля. Также специалисты фирмы провели обучение реставраторов работе с поставленными Remmers материалами и контролировали правильность их применения. По словам Леонида Боброва, участие компании в реставрационном процессе завершилось весной 2019 года, когда основной массив работ был осуществлен. Фото внутри Дома Постникова сделаны псковским архитектором В. Шуляковским. В ходе реконструкции во Дворе Постникова были сделаны усиление и гидроизоляция фундамента, реставрация каменной кладки, заполнение швов, демонтированы старые кровли, возведены стропильные системы, заново устроены полы и проведены наружные инженерные сети. Для работы реставраторы задействовали местный известняк. В ноябре 2018 года "Псковская правда" делала репортаж о реконструкции Двора Постникова. Оказалось, этот процесс таил в себе много сюрпризов. Так, в обоих исторических зданиях были обнаружены "потайные" ниши в стенах и крутые узкие лестницы. Все эти старые конструкции были замурованы в советскую эпоху как ненужные, и потому об их существовании "позабыли". В одном помещении нашли даже туалет конца XVII века! Окна Дома Постникова изнутри. Фото В. Шуляковского. Руководство музея описало журналистам, как будет выглядеть Двор Постникова после реставрации. Он станет музейным комплексом, в ежедневной деятельности которого будут использоваться как внутренние помещения (для экспозиций, интерактивных программ и мастер-классов), так и двор, где также будут устраивать музейные мероприятия. Территорию двора планируется всячески украсить: проложить дорожки и расставить малые архитектурные формы, в том числе изделия мастеров Псковского кузнечного двора. Вход в музей будет представлять собой каменные ворота, соединяющие два здания. Перед ним разобьют автопарковку. В ходе реставрации. Фото: портал pskov.ru В здании под названием Малые Мешки разместится музейный образовательный центр. "Изюминкой" его экспозиционных залов будут восстановленные сводчатые потолки и аккуратные ниши в стенах, но главное – изразцовые печи! В Малых Мешках была одна печь, в соседнем корпусе Большие мешки — четыре. Их оформят изразцами, воспроизводящие подлинные псковские изразцы, найденные археологами в том числе и на территории Дома Постниковых. При производстве этих изразцов не обошлось без реставрационных материалов компании Remmers. Изразцы. Фото: "Псковская правда" В подвале здания оборудуют музейный кинотеатр на 50 мест с отдельным входом. В другой части здания, пристройке XIX века, – помещение для мастер-классов и всевозможного интерактива. Большие Мешки предполагается приспособить под выставки коллекций Древлехранилища Псковского музея-заповедника, хранящего уникальные книги, коллекции монет разных эпох и клады, найденные на территории средневекового Пскова. Это позволяет сделать конструкционная особенность здания — огромные подвалы площадью около 100 квадратных метров с высокими сводами и нишами в стенах. Реставрационный процесс. Фото: портал pskov.ru Небольшие с виду здания комплекса Двора Постникова внутри обширные, включающие множество помещений. По этим комнатам, подвалам и потайным переходам музейщики планируют проложить несколько не повторяющих друг друга экскурсионных маршрутов для гостей. Реконструкция уже завершается. Вскоре быт богатых псковских купцов и обиход различных казенных учреждений XVIII – XIX веков, предтеч сегодняшних бизнес-центров, можно будет в буквальном смысле слова "потрогать руками". К открытию комплекса Псковский музей-заповедник обещал подготовить лучшие коллекции из своих фондов, не доступные на сегодняшний день для открытого показа. Оживить псковскую историю и в буквальном смысле слова сохранить ее в камне помогла компания Remmers.