Войти в почту

Mykharkov.info: История и легенды трех цирков Харькова

Для представлений владельцы сооружали временные деревянные постройки на улицах и площадях Харькова. Перечисленные заведения не носили постоянного характера, но они — неотъемлемая часть полуторавековой истории одного из старейших и авторитетнейших украинских цирков — Харьковского государственного цирка. Первый в Украине стационарный цирк Отправной точкой в истории Харьковского цирка считают 1886 год, а его основателем Генриха Грикке — харьковского промышленника, основным источником благополучия которого выступали оранжереи и торговля цветами. Согласно городской легенде заняться цирковыми представлениями Грикке подтолкнули пылкие чувства к артистке цирка. Юная звезда имела немалые амбиции и хотела выступать в собственном цирке. Богатый промышленник не поскупился и подарил цирк возлюбленной на свадьбу. Но это лишь красивая история, а реальность состоит в том, что заведение стало первым стационарным цирком не только в Харькове, но и в Украине. Спустя два десятилетия цирк Грикке обрел новый постоянный дом — первое в нашем городе каменное здание, построенное специально для цирковых представлений. Строение возвели на Жандармской площади, сейчас площадь Национальной Гвардии, по проекту архитектора Владимира Хрусталева. Здание представляло собой цирк-театр. Манеж легко трансформировался в сцену и зрители могли наслаждаться театральными постановками. Здесь особенно эффектно шли водевили и оперетты. Зодчим удалось добиться уникальной акустики в зрительном зале. Здесь нет звуковых ям, а звук отбивается от поверхности купола. В 1930-е годы здание перестроили, манеж сделали стационарным, а для артистов построили гримерные. Но в целом, за более чем столетнее существование, архитектура сооружения сохранилась без особых изменений. Даже покрытие манежа осталось таким как его делали в начале прошлого века. Оно состоит из пяти шаров, каждый толщиной пол метра — земля, конский навоз, глина, смесь глины и опилок, чистые опилки. Подобное покрытие позволяет минимизировать травмы артистов. Кстати, кроме Харькова, подобное здание цирка-театра, сохранилось только в Одессе. Два цирка в одном городе В начале 20 века в Харькове работало сразу два стационарных цирка. Не многие европейские столицы могли похвастаться таким обилием цирковых зданий, а украинские города и подавно. В 1910 году по улице Благовещенской, 28 свои двери для зрителей открыл новый цирк-театр, зал которого мог вмещать более 5000 гостей. Здание, возведенное в модном тогда стиле модерн, называют одним из самых красивых и масштабных цирковых зданий в Европе. Владельцем нового цирка стал бывший управляющий цирком братьев Никитиных Герасим Михайлович Муссури. Здесь, как и в цирке Грикке, манеж не был стационарным и легко трансформировался, опускался и вращался. Хотя сооружение обустроили по последнему слову техники, уже спустя несколько лет дела цирка пошли крайне плохо. В 1912 году из здания практически исчез манеж, но появился театр оперетты. Только, вот оперные партии здесь не звучали — зал цирка не обладал необходимой акустикой. До конца 20 века здание перестраивали, пытаясь адаптировать зрительный зал к потребностям работающего здесь Театра музыкальной комедии. Только проблема так и осталась не решенной. Последние десятилетия сооружение не используется и постепенно разрушается. А вот в стенах цирка Грикке представления успешно шли долгих 68 лет. Изменилось лишь название — на Харьковский государственный цирк. Новое здание Харьковского цирка Третьим специально построенным для цирковых выступлений строением стало здание цирка на площади Урицкого (сегодня — площадь Ирины Бугримовой). Первое представление на новой арене состоялось 9 апреля 1974 года. Круглое в плане здание из стекла и металла с интересной, изогнутой крышей технически соответствовало требованиям своего времени. Просторный зрительный зал мог вместить 2300 зрителей. За кулисам множество репетиционных, технических и подсобных помещений. Единственным недостатком нового здания стало полное отсутствие оригинальности. При строительстве использовали типовой проект. Двойники Харьковского цирка встречают детей и взрослых в Кривом Роге, Донецке, Луганске, Воронеже, Новосибирске, Уфе, Самаре, Перми, Брянске. С открытием нового цирка манеж цирка Грикке не пришел в запустение — он превратился в учебную площадку, где свое мастерство оттачивают цирковые артисты. Они приходят в эти стены в очень юном возрасте — 3-4-х лет, чтобы навсегда связать свою жизнь с волшебным миром цирка. Современные харьковчане знают этот строение как «старый цирк», в отличии от нового, на площади Ирины Бугримовой. Первая женщина — дрессировщица диких животных Среди харьковчан множество выдающихся людей, которые опережали свое время и навсегда вошли в мировую историю как первые. Цирковое искусство не исключение. Именно в стенах Харьковского цирка начала выступать первая в Советском Союзе женщина дрессировщица диких животных Ирина Бугримова. Не будучи представительницей цирковой династии, Ирина Бугримова в детстве часто бывала за кулисами Харьковского цирка. Вместе с отцом, известным в Харькове ветеринаром, девочка приходила сюда лечить четверолапых артистов. В дрессуру Ирина Николаевна пришла не сразу. Ее цирковая карьера началась в конце 1920-х годов с трюкового номера «Полет на санях из-под купола цирка», подготовленного совместно с Александром Буслаевым. Сильный характер, решительность, увлечение спортом — атлетикой, толканием ядра и метанием диска, мотоспортом помогли девушки сделать то что до нее не решались другие. Длительные репетиции и гастроли сблизили молодых людей. Вскоре артисты поженились, но прожили вместе всего несколько лет. Уже в 1937 году Ирине Бугримовой предложили сделать номер с леопардами. Подумав артистка решила, что если уж и браться за укрощение диких животных, то самых опасных и грациозных. Последующие десятилетия Ирина Бугримова выступала исключительно со львами. Первыми ее воспитанниками стали львята Гай, Юлий и Цезарь. Всего же дрессировщица подготовила около 70 львов. В конце 1930-х годов рекомендаций по дрессуре животных, тем более львов, не существовало. Каждый укротитель искал свои методы, следуя интуиции и получая травмы. Глубокие царапины, переломы, разрывы сухожилий — неполный перечень того с чем пришлось столкнуться Ирине Бугримовой. После удара лапой по лицу дрессировщице делали пластическую операцию. Ирина Бугримова не била и не запугивала животных. Ей удавалось показать льва настоящим царем зверей, опасным хищником, при этом не создавая на манеже атмосферу опасности. «Лев на мотоцикле», «Лев в воздухе», «Лев-канатоходец», «Огненное кольцо». И сегодня номера Ирины Бугримовой и ее воспитанников остаются непревзойденными. Кузница цирковых талантов В середине 20 века Харьковский цирк считался одним из самых лучших в стране. На харьковском манеже придумывали и реализовывали невиданные до этого по сложности и красоте цирковые номера и аттракционы. «Гималайские медведи-акробаты», «Полет вокруг Эйфелевой башни», «Воздушный перекрестный полет», «Африканские львы-великаны», «Среди хищников», «Атлет и лев», «Иллюзионный аттракцион». Вот лишь малый перечень номеров, которые увидев свет на арене Харьковского цирка обрели популярность и любовь зрителей во всем мире. В нашем городе происходило профессиональное становление многих цирковых звезд. В разные годы на харьковском манеже работали эквилибрист Петр Маяцкий, дрессировщик Юрий Дуров, дрессировщик Валентин Филатов, наездник-джигит Хаким Зариков, дрессировщик лошадей Ирбек Кантемиров, дрессировщик хищных животных Мстислав Запашный, дрессировщики тигров и львов, воздушные гимнасты, акробаты Людмила и Владимир Шевченко, создатель уникального аттракциона «Акробаты-вольтижеры с медведями» Виктор Шемшур. В Харьковском цирке выступало немало известных клоунов — Константин Берман, цирковой режиссер, киноактер Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, создатель Театра кошек в Москве Юрий Куклачов, Михаил Румянцев, он же клоун Карандаш. Легенды «старого цирка» Согласно одной из цирковых легенд именно в Харькове один из выдающихся клоунов 20 века, Олег Попов впервые выступил в жанре клоунады. В начале 1950-х годов будущий Солнечный клоун приехал в Харьков в составе Молодежного циркового коллектива с номером «Эксцентрик на свободной проволоке». В это же время в цирке заболел коверный клоун без которого представление практически обречено на провал. Его роль заполнять паузы между номерами, не давая скучать публике. Директор Харьковского цирка предложил Олегу Попову выступить с репризами. Выступление оказалось более чем успешным. По другой версии дебют Олега Попова в амплуа клоуна состоялся в Саратовском цирке. На манеже старого цирка выступал также известный иллюзионист Эмиль Кио, с которым связана другая цирковая байка. Настоящая фамилия артиста Гиршфельд, Кио — сценический псевдоним, который фокусник обрел именно в Харькове. Проходя вечером мимо кинотеатра иллюзионист обратил внимание, что на вывеске горят все буквы, кроме Н, то есть КИО. Сочетание букв настолько понравилось артисту, что фактически стало его фамилией. Касательно происхождения псевдонима Кио также существуют различные версии, но об их правдивости или несостоятельности мог бы сказать только один человек Эмиль Кио, но он оставил это тайной. Автор: Алена Маршала. Оригинал публикации.

Mykharkov.info: История и легенды трех цирков Харькова
© Украина.ру