Посулами и гречкой. Чем и как украинские политики скупают голоса избирателей. Фоторепортаж
К этим выборам депутатам не удалось подойти вразвалочку, как обычно. Агитация теперь совмещается с завуалированным подкупом. Пока это лучший рецепт для мобилизации избирателей. Вот и движение «Чесно» (рус. — «Честно»), которое зорко следит за проколами и невыполненными обещаниями политиков, решило показать выставку о грязной агитации под названием «Избирательный трэш». Название организаторы объяснили тем, что кандидаты, чтобы продать себя избирателю, прибегают к примитивным и пошлым лозунгам-агиткам. Открылся шоу-рум в Национальном историческом музее на четвертом этаже и будет работать до конца лета. В первые два дня выставки вход бесплатный. Потом за билет нужно будет платить 20 грн (49 руб.). Залог вашего будущего Национальный исторический музей находится в живописном месте Десятинного переулка близ популярной Пейзажной аллеи. Интересно, что возле музея установлен Идол Перуна, и поэтому националисты-неоязычники любят тусить на этом пятачке. В первый день выставки, как и положено, среди посетители преобладали журналисты-газетчики и телевизионщики. Небольшой шоу-рум был разделен на два маленьких зала рядами стульев, где могли расположиться зрители, чтобы посмотреть выведенные на экран кадры политической рекламы разных лет. Лично мне показалось, что реклама прошлых годов была гораздо интереснее и креативнее, нежели сейчас. Стоило мне взглянуть на экран, как в памяти тут же всплыли остроумные рекламные фразы, давно ушедшие в народ. Бумажные обещания Одна часть выставки посвящена газетной агитации: вкусные обещания, «джинса» (заказные хвалебные статьи о кандидате. Кстати, Олег Ляшко, кажется, заказал целую серию публикаций о себе в газете «Сегодня») и грязь, то есть статьи-разоблачения, высмеивающие, оскорбляющие или демонизирующие кандидатов. Были там и перлы. Чего стоят, к примеру, ярлыки, которые навешивали соперники на коммунистов и Зеленского. Доставалось и Юлии Тимошенко и Виктору Януковичу. Были здесь и заверения покойного Вячеслава Черновола о том, что «Украина станет одним из богатейших, а также одним из влиятельнейших государств Европы». «Лановой — это залог вашего благополучия», — обнадеживал украинцев в 1994 году Владимир Лановой — бывший вице-премьер, министр экономики и советник Леонида Кучмы. В том году тоже совпали две кампании: сначала парламентская, потом президентская. Депутатом Лановой стал, а в президентской гонке занял 4-е место. Нынче он баллотируется от «Руха новых сил» Михаила Саакашвили. Впрочем, все изыски записных агитаторов прошлых лет выглядят бледным прахом истории. Это свалка невыполненных обещаний и невоплощенных надежд — грустное зрелище! Вкусное и материальное Другая часть зала была отдана под материальные «дары» кандидатов: продуктовые наборы (гречневая крупа, торты, подсолнечное масло, шампанское, кагор, куличи). Показаны и знаменитые «Вітаміни для родини» (рус. — витамины для семьи) от застройщика Николая Микитася. Эта часть выставки была бы неполной без «Маршала Гречки». На местных выборах 2015 года в Чернигове он, соревнуясь в жесткой борьбе с конкурентами, раздавал избирателям десятки килограммов гречки, за что и получил свое прозвище. Из несъедобного на выставке присутствовали вещи секонд-хенд, стетоскопы для врачей, очки, аптечки с таблетками и даже Wi-Fi-роутер с отделением гемодиализа в больнице. В экспозицию включена и маленькая детская площадка наподобие той, что один из кандидатов объединенных громад от «Народного фронта» подарил людям, а на следующий после выборов день демонтировал: обиделся за то, что за него не проголосовали. Другие и патриоты В помещении было два манекена, облаченных в символику кампаний Виктора Януковича (2010 год) и Виктора Ющенко (2004-2005 годы). Их нарочно поставили рядом. Еще два манекена представляли веселых технических кандидатов на парламентских выборах, изображающих кино- и мультяшных героев: Дарта Вейдера от «Интернет партии» — кандидата в депутаты текущей гонки и сантехника Супер-Марио — кандидата на прошлых выборах 2014 года. На стендах висят объявления о концертах артистов, которые поддерживали политиков в их кампаниях. Здесь же присутствуют и анонсы увеселительных мероприятий (в том числе для детей). Тут, например, увековечен уже нам знакомый Виталий Павлик — киевский депутат, рвущийся в Верховную Раду. Интересно узнать, как агитируют, подкупают и на каких чувствах спекулируют националисты. Так, ВО «Свобода» использовала день защиты детей и проблему коммунальных тарифов. «Правый сектор» оценивает свою деятельность, как «V (пять. — Ред.) лет стремления». А лидер «Национального корпуса» Андрей Билецкий давил на патриотические чувства граждан в статье «Комбат». Кто виноват Активисты «Чесно» разместили на стендах памятки о выборах, где приведена такая статистика: только 4 из 10 украинцев обращают внимание на политическую программу кандидата. Остальные ведутся на нереальные посулы, закамуфлированные под дальновидные стратегии и псевдоэффективные тактики. «Чесно» — это один из многих проектов «Центр.UA», грантовой организации, которой руководит бывший политик — член СНБО, глава Секретариата и советник президента Виктора Ющенко до 2008 года Олег Рыбачук. Он же был близким соратником Ющенко. Правда, спустя три года после «Оранжевой революции» они разругались. Одна из работниц «Чесно» обмолвилась, что Рыбачук сам кое-что принес для выставки из своих запасов и абсолютно адекватно относится к такого рода агитации. Но считает, что агитация должна быть содержательной и разъяснять программы кандидатов, их взгляд на будущее. Собственно говоря, в порочности и лживости предвыборных посулов виновато украинское правосудие. Ведь всякие подачки и бесплатные концерты влияют на чей-то выбор. В то же время стоимость агиток не должна превышать 3% от прожиточного минимума (более 57 гривен — 140 руб.). Да, агитировать концертами или прогулками по Днепру не возбраняется. Но организация этих действ вовсе не бесплатная, а значит, может считаться подкупом. Только никто, даже антикоррупционные активисты, не могут это доказать.