Анна Гор: «Наш регион укрепился на карте современного искусства в стране»

Международный фестиваль аудиовизуального искусства INTERVALS, международный музыкальный фестиваль Opus 52, фестиваль уличного искусства «Место» стали драйверами культурного развития нашего города. Благодаря им традиции переплелись с современностью. Накануне были объявлены победители премии в области современного искусства «Инновация». Впервые в истории её награждение проходило в нашем городе. Что эта премия даёт Нижнему Новгороду, мы поговорили с директором Центра современного искусства «Арсенал» Анной Гор.– Анна Марковна, что всё-таки даёт премия «Инновация» Нижнему Новгороду? – В первую очередь эта премия даёт стране. Это один из элементов структурирования художественной ситуации в России. Согласитесь, в любой отрасли существуют рейтинги, некоторые авторитеты. Те, кто находится в начале списка, наиболее уважаемые и успешные, определяющие ситуацию специалисты. В данном случае художники. Для того чтобы определить их, существует целый набор инструментов, к которым относятся выставки, издания, каталоги, премии, ярмарки, музеи. «Инновация» – главная в стране, поддержанная государством премия, которая каждый год выбирает лучших. И что представляется более важным, чем отдельные лауреаты, показывает срез искусства за прошедший год. Это погружает его в основные тренды и обозначает основные имена. Выбрать одно имя можно, но это не охватит всех явлений. Вот пять лучших – это пять разных сторон, то, что сегодня происходит в искусстве. Нижний Новгород укрепился на символической карте современного искусства в стране и принять такое событие вполне может. Кроме того, в Нижнем Новгороде происходят перемены. Все мы их замечаем. Перемены позитивные. Современное искусство перестало быть уделом столицы. Оно распределилось по всей большой стране. Имеет в стране свои центры, где работают институты и художники. Главное — есть зрители. Нижний заявляет о себе как о серьезном центре, где происходят серьезные события в области современного искусства. INTERVALS, Opus 52. Это выход нашей культуры на другое качество, на другую звучность, на другое общественное значение. – Не потеряется ли в этом случае классическое искусство? – За классическое не волнуйтесь. Оно имеет серьезную укорененность в культуре и такие серьёзные институты, музеи, коллекции, что никуда не денется. Я не люблю разделять искусство на классическое и современное. Всё, что было раньше современным, становилось классическим. Потеряются ли люди среднего возраста от того, что родились новые дети? Нет, конечно. – Почему сейчас такой невероятный интерес к современному искусству? – На это есть несколько причин. Одна историческая. Пока современное искусство в советское время находилось под запретом, всё было регламентировано, пока оно развивалось андеграундно, были квартирные выставки, художники работали у себя дома, люди разучились разговаривать новым языком. Современное искусство – это ведь всегда новый язык, это всегда поиск чего-то, что на гребне, то, чего не было или изобретено заново. Это привело к тому, что несколько поколений не имели навык общения с этим искусством. Даже людям, чтобы общаться, нужно знать язык друг друга. Какую-то базу для общения. То же самое и с современным искусством. Язык классического искусства известен, а язык современного искусства пришлось учить заново. Прошли те самые 20-25 лет, когда появились люди, которые владеют данным языком, отсюда и его популярность. Нам кажется, что нарастает его популярность, на самом деле идёт изучение данного языка. – Как объяснить простому обывателю, что, например, работы Йоко Оно и Андрея Бартеньева – это современное искусство? – Андрей Бартеньев – больше дизайнер, Йоко Оно – концептуалист. Дело в том, что для этого искусства чрезвычайно важен контекст. Нельзя это объяснить так же, как, если начать объяснять ребёнку, что 2+2 получится 4. Это не так просто. Надо много прочитать, много услышать. Много насмотреть. В «Арсенале» ведётся ежедневная, специально устроенная работа по диалогу со зрителем. Записываются аудиогиды, создаются специальные путеводители, делаются аннотации. Разговаривать и объяснять – это наша работа. Сказать что-то в одной фразе – невозможно. И заставить человека полюбить то, что ему не нравится, тоже невозможно. Человек всегда, если он не специалист, способен выбирать. Кто-то любит Кустодиева, кто-то не любит Йоко Оно. Кому-то нравится художник Шутов. Это с искусством нормально. Но не надо останавливаться. Надо читать книжки, думать. Основная польза от современного искусства, что оно создаёт образ. Наши юные посетители придумали очень интересную формулировку – неправильных интерпретаций не бывает. Это очень хорошо относится к современному искусству, потому что каждый интерпретирует так, как ему нужно, как ему хочется и кажется правильным.– Художники хорошо зарабатывают? – Художник – это профессия. Если художник успешен в своей профессии, он зарабатывает и даже прилично. Чтобы добраться до этой стадии, нужно много работать. Это профессия в зоне риска. На это не всегда есть спрос. Профессия интеллектуальная и требующая ремесленных навыков. В общем, это тяжелая профессия и зарабатывать в ней нелегко, но можно. – А вкладывать в современное искусство выгодно? – Если коллекционер вкладывает и имеет терпение, если его коллекция собирается тщательно с хорошим отбором и с вкусом, то в какой-то момент она катализируется.

Анна Гор: «Наш регион укрепился на карте современного искусства в стране»
© Нижегородская правда