Правила интернет-торговли: признаки безопасной покупки в сети
Сильный рубль стимулирует потребительский спрос, в том числе и в сфере онлайн-торговли. В прошлом году объем продаж в российском сегменте интернета достиг рекорда – триллион 660 миллиардов рублей. Такие данные приводит в своем исследовании Ассоциация компаний интернет-торговли. Это почти на две трети больше, чем в 2017-м, и максимальный рост за последние 9 лет. Причина, как считают аналитики, – быстрое развитие онлайн-рынка в российских регионах. Самой популярной в интернете категорией товаров остается цифровая и бытовая техника. Самый быстрорастущий сегмент – товары для красоты, здоровья и свежие продукты. Чем активнее торговля перемещается в онлайн, тем больше выигрывает покупатель. Причем не только в плане цены и удобства, но и с точки зрения прав, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Владислав Рябов. Владелица массажного салона Жанна Минина заказала в интернет-магазине продукцию на 50 тысяч рублей. То, что она получила, было рассчитано на китайскую размерную линию. Такие ситуации не редкость. Женщина пыталась вернуть некачественный товар. Менеджеры магазина сначала обещали все исправить, а потом просто перестали отвечать на звонки. Чтобы такого не случилось с вами, проверяйте добросовестность интернет-продавца заранее. Нужно сделать – посмотреть отзывы на потребительских форумах и в соцсетях. Стоит изучить сайт магазина – есть ли на нем контактная информация, название и адрес регистрации юрлица. Еще лучше – сверить эти данные с базой налоговой службы или зайти на сайт специальной организации. «Есть общество «Общественная потребительская инициатива». Они берут тысячу самых популярных российских сайтов по посещаемости и проверяют, все ли на них правильно указано: есть ли информация о продавце, совпадает ли она с данными налоговой», – отмечает президент АКИТ Артем Соколов. По сравнению с клиентом обычного магазина онлайн-покупатель имеет ряд привилегий. Например, продавец обязан предоставить правила возврата товара в распечатанном виде и взять с покупателя расписку о том, что он с ними ознакомился. Если вы ничего не подписывали, можете вернуть покупку в течение трех месяцев без объяснения причин. Отказаться от интернет-покупки можно независимо от категории товара. «В первую очередь покупатель должен знать свои права. Он не должен слушать продавцов, которые говорят, что нельзя вернуть особо сложные технически товары или так называемые вещи для личного потребления, такие как белье или скоропортящиеся товары. Единственным ограничением является товар, изготовленный на заказ специально для покупателя. Это может быть специальная обувь или предметы интерьера», – предупреждает адвокат Алексей Аксенов. Если вы зарезервировали товар онлайн, а оплачивали в пункте выдачи, где была возможность его осмотреть и задать вопросы консультанту, с юридической точки зрения это обычная розничная продажа. Чтобы покупка однозначно считалась дистанционной, лучше оплатить товар картой на сайте продавца. Это даст вам дополнительную степень защиты. «Как правило, чтобы предложить оплату картой, магазин должен заключить договор с банком-эквайером. Банк очень тщательно проверяет магазин. Оплата картой гарантирует, что платеж пройдет через банковский комплекс. Если что-то будет не так, вы с магазином ни о чем не договоритесь и не поймете, с кем вести разговор, разобраться в операции, которая по сути была мошеннической, вам поможет банк. То есть у вас появляется третья ступень гарантии», – отмечает президент АКИТ Артем Соколов. Правила дистанционной торговли применимы и к покупкам в зарубежных онлайн-магазинах. Если решить вопрос другими способами не удается, на них можно подать в российский суд. Но есть два условия. Во-первых, у страны, где зарегистрирован продавец, должен быть договор с Россией о взаимном признании судебных решений. Во-вторых, магазин должен быть ориентирован на российского покупателя. Доказательством этого послужит русскоязычная версия сайта, реклама на русском языке или опция оплаты в рублях. В странах Содружества и Грузии популярность интернет-торговли тоже растет. Лидирует Беларусь. Там в 2018 году онлайн-магазины продали товаров на 730 млн долларов. В Казахстане выручка от интернет-продаж достигла 420 миллионов. Это данные за 8 месяцев. Около 80 млн долларов потратили на покупки в интернете граждане Грузии. Список самых популярных онлайн-покупок выглядит везде примерно одинаково. Это одежда, обувь, гаджеты, бижутерия, косметика, продукты и лекарства.