Войти в почту

Через три года «постоянных» времянок на БАМе не останется

Чтобы в ближайшие годы окончательно решить жилищную проблему ветеранов Байкало-Амурской магистрали, потребуется значительно увеличить финансирование соответствующих программ. В дни, когда отмечается 45-летие БАМа, на «круглом столе» в Совете Федерации обсудили, как скорее переселить в нормальные дома обитателей времянок. Пока что 3,6 тысячи семей бамовцев живут в ветхом или аварийном жилье, а 900 семей и вовсе ютятся в помещениях, не предназначенных для проживания. Плюс 2,8 миллиарда рублей — каждый год В Центральной России слово «балок» в диковинку, а в Сибири и на Дальнем Востоке его хорошо знают. Передвижные домики на полозьях обычно служат для временного размещения геологоразведчиков или строителей, но для тысяч человек в посёлках вдоль БАМа они оказались жильём на десятилетия. Задачу усложняет то, что часть таких строений даже формально не считается жильём, а некоторые домики перевели в жилой фонд, после чего они сразу же получили аварийный статус. Активные подвижки начались в 2011 году, когда в федеральную программу «Жильё» включили пункт «переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали». Уже переселено 3,5 тысячи семей, своей очереди ждут ещё 3,6 тысячи семей, или 9,8 тысячи человек. За последний год список увеличился за счёт 3,3 тысячи человек из Амурской области, чьи хибары по настоянию Генпрокуратуры признали жилыми помещениями. «Очевидно, что для окончательного решения этой проблемы требуется увеличение финансирования, поскольку сроки программы ограничены 2025 годом. Если в 2019 году на эти цели предусмотрено почти 710 миллионов рублей, то полная ликвидация очереди потребует значительно большего бюджетного финансирования», — сказал зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий, открывая «круглый стол». Чтобы выполнить мероприятия, при том объёме денежных средств, который сейчас выделяется, потребуется около 20 лет. В Минстрое готовят предложения по резкому увеличению финансирования и ликвидации очереди уже до 2022 года, проинформировал замглавы ведомства Юрий Гордеев. «Размер потребности составляет 9 миллиардов 127 миллионов рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета — почти 8 миллиардов рублей, а за счёт бюджетов субъектов — 1 миллиард 145 миллионов рублей. Ежегодно будем просить 2,8-2,9 миллиарда рублей дополнительно», — привёл цифры чиновник. Инициативу Минстроя в палате регионов обязательно поддержат, пообещал Владимир Городецкий. Мониторинг хотят поручить Минстрою Помимо финансовой, есть и другие проблемы, которые могут помешать закончить программу в срок. «К сожалению, на федеральном уровне не осуществляется мониторинг реализации данного мероприятия, который бы позволил отследить динамику переселения людей и сноса ветхого и аварийного жилья, а также целевой характер использования выделяемых ресурсов», — обратил внимание законодатель. В Совфеде рекомендуют Правительству дать такие полномочия Минстрою. Остро стоит и вопрос, куда переселять граждан. «Всем нам понятно, что населённые пункты БАМа не обладают достаточно необходимым объёмом вторичного жилья, а строительство нового там проблематично ввиду территориальной удалённости и отсутствия активной хозяйственной деятельности. В связи с этим надо рассмотреть вопрос об увеличении стоимости одного квадратного метра жилого помещения для данной территории, дополнить механизмы, посредством которых граждане могут быть переселены в иные населённые пункты и даже в другие субъекты Федерации», — предложил замглавы комитета. Также Владимир Городецкий напомнил, что в 2020 году в девяти регионах должна стартовать программа по переселению граждан из строений, не предназначенных для проживания. «Это мероприятие затрагивает как территории БАМа, так и иные территории Сибири и Дальнего Востока. Регионы составили и согласовали с МВД и Росреестром списки граждан, определён расчётный объём финансирования. Однако говорить, что на всех этих территориях будут ликвидированы все так называемые вагон-городки, балки, сборно-щитовые строения, пока не приходится», — констатировал он. Оказалось, что предложенные Минстроем критерии излишне жёсткие, поэтому в четырёх регионах не смогли их выполнить. Так, за рамками пока оказались Республика Бурятия, Амурская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. «Для того чтобы реализовать данное мероприятие, нам необходимо переселить 900 семей, или 2,5 тысячи человек из помещений, которые не предназначены для проживания. Общая потребность в данных мероприятиях составляет 2 миллиарда 397 миллиона рублей», — разъяснил Юрий Гордеев. Ещё одно затруднение состоит в том, что представляемые субъектами Федерации данные содержат несопоставимые показатели. «По одним регионам это количество расселённых семей, по другим — число переселённых граждан… Разнобой статистической информации явно не позволяет чётко организовывать реализацию проекта, определять те необходимые финансовые потребности, разрабатывать методологическую базу, критерии, и так далее», — объяснил Городецкий. Лишним подтверждением этой претензии сенатора стали монотонные доклады, которые один за другим зачитали представители регионов, на территориях которых находятся проблемные посёлки. «Я много лет занимаюсь жилищным просвещением, сижу сейчас и ничего не понимаю из того, что вы говорите. Представляю себе человека, сидящего в своём балке, который он утеплил, вложил деньги, а теперь не знает — его снесут или нет», — отреагировала на эти выступления профессор факультета государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Елена Шомина. По её мнению, информационное сопровождение обеих программ должно быть внятным и доходчивым. Владимир Ресин член Комитета Госдумы по транспорту и строительству - БАМ отмечает своё 45-летие. Я сердечно поздравляю своих коллег и Ефима Басина (руководитель строительства БАМа в 1980-е гг. — Ред.) с этой датой. Вспоминаю лозунг того времени — «Экономика должна быть экономной!». А мы на платформы грузили и везли из Москвы на БАМ сборный железобетон с заводов ДСК, вахтенным методом обеспечивали сборку на месте, решали государственную задачу любой ценой. Но сегодня главный принцип строительства — комплексный подход, как в планировании, так и в реализации принятых решений. Вдоль магистрали крайне необходимо развивать всю сопутствующую инфраструктуру. Необходимо обеспечить раскрытие потенциала и эффективное функционирование одной из главных транспортных артерий, связывающую центр страны с регионами Дальнего Востока. На основе посёлков можно создать новые современные городские поседения. В модернизацию и расширение БАМа вкладываются миллиарды рублей. В советское время закончить проект в предполагаемом объёме не удалось. Теперь мы обязаны пересмотреть критерии и в первую очередь обеспечить поэтапное градостроительное развитие прилегающих территорий БАМа, включая социальную инфраструктуру. Это отличная возможность дать людям рабочие места и новые комфортабельные дома, бытовые условия комфорта на строительных площадках. Железнодорожники, обеспечивающие эксплуатацию магистрали, должны жить и работать в достойных условиях. Гибкие и мобильные строительные технологии, современная промышленность строительных материалов могут обеспечить реализацию поставленной задачи.

Через три года «постоянных» времянок на БАМе не останется
© Парламентская газета