Жилгородок в Железнодорожном проектировал Иван Жолтовский
Выдающийся архитектор Иван Жолтовский руководил строительством Жилгородка в Железнодорожном в послевоенные годы. Манежная площадь, как и Красная — лицо Москвы. Каждое строение здесь особое. И тот, кто спроектировал роскошное здание по адресу Моховая, 13, стоящее между «Националем» и старым зданием МГУ, построенное в 1934 году, может по праву называться выдающимся архитектором. Оно просто завораживает и называется неофициально — дом Жолтовского на Моховой. Это строение считают переломной вехой в градостроительной архитектуре советского периода и даже назвали в свое время «гвоздём в гроб российского конструктивизма». Ставший знаменитым архитектором ещё в царской России, Иван Владиславович Жолтовский начал творить в эпоху зарождения стиля модерн и успел за свою долгую жизнь стать законодателем архитектурной моды на тот же конструктивизм, на советский монументальный классицизм и сталинский ампир вплоть до эпохи хрущёвских пятиэтажек, в которую он успел сделать свой оригинальный вклад. Талант архитектора был поистине многосторонним. Относительно здания на Моховой Жолтовский говорил: «Если я провалюсь, то провалю принципы классики». «Я считаю, что даже в Европе трудно найти мастера, который так тонко понял бы классику», — сказал о нём знаменитый Алексей Щусев. Иван Владиславович Жолтовский родился в 1867 году в семье небогатого помещика католического вероисповедания в Минской губернии. С раннего детства любил рисовать, хорошо схватывал формы и объёмы предметов. По окончании гимназии с золотой медалью Иван Жолтовский поступает в Петербургскую Академию художеств. Учился долго, целых 11 лет — «отвлекался» на практику ради заработков для продолжения той же учёбы. Эта практика и дала начинающему архитектору уникальный опыт, дополнивший теоретические знания. Иван Жолтовский досконально изучил специальности каменщика, штукатура, плотника, столяра. Помогая архитектору Александру Степанову, участвовал в прокладке инженерных коммуникаций знаменитого дворца графа Юсупова: систем электричества, канализации, водяного отопления. Студенческая работа Ивана Жолтовского — эскиз памятника основоположнику гомеопатии Самуэлю Ганеману — была удостоена золотой медали. Получив в 1897 году серебряную медаль Академии и специальность «архитектор-художник», Жолтовский с головой погружается в работу. После успешного проекта по эскизу доходного дома («итальянского дворца») Тарасова на Спиридоновке Иван Владиславович начал получать постоянные заказы. Жолтовский усвоил и творчески развил стиль своего любимого итальянского архитектора Средневековья Андреа Палладио, чьи «Четыре книги об архитектуре» позднее перевёл на русский язык. Увлечение ренессансом отражалось практически во всех работах Жолтовского. За свою жизнь он более 20 раз побывал в Италии, где изучил множество полюбившихся ему памятников архитектуры. Архитектор разработал и применял функцию золотого сечения — функцию Жолтовского. Она базировалась на золотых пропорциях Эвклида — 528:472. В 1909 году 42-летний Жолтовский становится академиком архитектуры. Вскоре вместе с И.Э. Грабарём и И.В. Рыльским входит в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов». На события 1917 года архитектор Жолтовский отреагировал спокойно. Никакие катаклизмы не могли поколебать его могучего творческого поиска. Он продолжал создавать свои шедевры, был представлен В.И. Ленину, несколько раз обсуждал с ним вопросы реконструкций и строительства, занимался педагогической деятельностью в Строгановском училище, а в дальнейшем открыл школу-мастерскую и создал теорию архитектурной гармонии. С 1923 по 1926 год Иван Владиславович живёт — и снова учится! — в Италии. Сразу же после возвращения Жолтовскому поручают три важных проекта. Он перестраивает Государственный банк на Неглинной, строит котельную МОГЭС и Дом правительства в Республике Махачкала. Все три объекта выполнены в неповторимом стиле. В начале 1930-х годов Жолтовский становится главным архитектором страны по проектированию и строительству промышленных и административных зданий. По указанию И.В. Сталина разрабатывает общий план застройки Сочи, проектирует здания, парки, улицы. Потом были жилые дома с изящными элементами венецианских дворцов. За проект дома на Ленинском проспекте в 1950 году Жолтовский становится лауреатом Сталинской премии. Дом величав и оригинален, с просторными удобными квартирами. Автор этих строк бывал в одной из них — у академика Бориса Александровича Рыбакова. К этому периоду относится и планирование застройки подмосковных посёлков Железнодорожный и Крюково. В 1952-1953 годах Иван Владиславович разработал методику строительства крупнопанельных домов. Использование некоторых стандартных элементов из железобетона — его идея. Он налаживает производство типовых деталей для дальнейшего использования в конструкции зданий. Последними работами непревзойденного мастера были Дом ВСНХ на проспекте Мира, 184 и здание Государственной академии имени Строганова. Ливадийский санаторий «Горный» в Крыму по проекту Жолтовского построили уже после его смерти. Человек-легенда, энциклопедически образованный человек, И.В. Жолтовский умер в 1959 году в возрасте 91 года. Даже памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище — собственный проект Ивана Владиславовича. Он проектировал его на могилу оперной певицы Антонины Неждановой, но не успел осуществить. Созидатель до кончиков ногтей, Жолтовский был вне политики. Он посвятил себя творчеству целиком и полностью. Как вспоминал Хрущев, «лицо у него всегда было постное, беспристрастное, морщинистое, мы его за глаза называли папой римским»… Святослав Коновалов