Клиенты банков начали жаловаться на подключение платных услуг без их согласия
В этом подходе был замечен Совкомбанк, пишет «Коммерсантъ». Для подключения платной услуги «защита платежа» по смс согласие владельца карты «Халва» не требовалось, а вот для отказа банк просил ответное смс с определенным текстом. В итоге тем, кто проигнорировал сообщение, услугу подключили автоматически. Из жалоб, которые «Коммерсантъ» нашел на формах и в соцсетях, следует, что после подключения услуги отключить ее через ответное смс нельзя. Некоторые клиенты рассказали, что у них нет возможности отправлять смс на короткие номера, а потому они в принципе не могли отказаться от услуги стоимостью 299 рублей в месяц. Представители Совкомбанка отказались от комментариев. Однако сотрудник кредитной организации Роман Мазетов ответил на жалобу одного из клиентов на сайте banki.ru, уточняет «Коммерсантъ». По его словам, подключение пакета услуг осуществляется путем направления банком оферты заемщику в СМС-сообщении на его мобильный телефон, указанный в анкете. При этом акцептом оферты является отсутствие со стороны заемщика информации о несогласии на подключение услуги. Представитель Федеральной антимонопольной службы согласие потребителей на услугу при таком подходе назвал сомнительным и посоветовали изданию обратиться в ЦБ и Роспотребнадзор. Регулятор не ответил на запрос «Коммерсанта», а представитель Роспотребнадзора отметила, что для правовой оценки нужны документы, подтверждающие жалобы клиентов. Представители Промсвязьбанка, Райффайзенбанка и Росбанка сошлись во мнении, что описанный в жалобах подход неприменим. Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева отметила, что в контексте цифровизации важно помнить «не только об увеличении прибыли и развитии экономики, но и о правах граждан». А адвокат BMS Lаw Firm Тарас Хижняк считает, что суд с большей вероятностью встанет на сторону клиентов.