Кофейни ищут где налить
Российская сеть кофеен Sokol Coffee вырастет более чем в два раза: в течение двух месяцев она откроет 35 точек по франшизе, расширив число адресов до 60. Из них девять начнут работу в Петербурге, поделился с «Метагазетой» основатель сети Александр Соколовский. На стадии открытия точки в Киеве и Великом Новгороде. Роялти Соколовского от прибыли его франчайзеров — 5%. Каждая франчайзинговая кофейня займет площадь около 60 м2, на открытие одной точки требуется 1 млн рублей. Окупаемость 2-5 месяцев. Осенью Sokol Coffee откроет собственную кофейню на Невском проспекте, вложив в нее 5-6 млн рублей, говорит Соколовский. Из них 1,5 млн рублей пойдет на оплату аренды, 500 тысяч — на покупку мебели и оборудования. Кофейни Sokol Coffee появились в Петербурге в конце 2018 года, за месяц сеть вышла на оборот в 600 тысяч рублей. Помимо напитков клиентам предлагают экспресс-портреты на стаканчиках, над которыми работают около 10 художников. Из 25 существующих точек сети в Петербурге работают три. Рекрутеры ищут бариста Кофейни — один из наиболее энергично растущих сегментов общепита в Петербурге. В первом полугодии 2019 года на центральных торговых улицах Петербурга открылось 14 кофеен против 11 годом ранее, подсчитали в JLL. На кофейни приходится около 15% всех открытий в структуре общепита Петербурга. «В центре города развиваются в основном небольшие игроки», — отмечает Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге. О планах расширения «Метагазете» сообщили пять кофейных сетей. Например, российское представительство израильской Cofix намерено открыть к существующим 11 точкам еще минимум еще пять. «Петербург — один из приоритетных для нас с точки зрения развития сети, — говорят в компании. — Инвестиции на одну кофейню составляют 5 млн рублей». Средняя площадь таких точек составляет 35-40 м2. В Петербурге работает около 850 кофеен — по 16 заведений на 100 тысяч человек населения Северной столицы. На первом месте в России по этому показателю Екатеринбург — 17 кофеен на 100 тысяч человек, на третьем Москва — 15 кофеен. Оборот петербургского рынка кофеен в 7 млрд рублей. Сеть Etlon Coffee, в которую входит 53 заведения в Петербурге, собирается в течение месяца запустить две-три новые точки. А московская сеть «Правда Кофе» в июле откроет новую кофейню в магазине сети «Буквоед» на Невском проспекте. Всего в городе работает две точки. Арендаторы покидают Рубинштейна. Российский рынок общепита вырос на 5,1% в 2018 году. «Рынок движется из Москвы в регионы — пока там популярнее растворимый кофе или вендинговый, но зарождается культура потребления кофе как быстрого напитка», — считает Филипп Лейтес, основатель «Правда Кофе». Еще два заведения в Петербурге намерен открыть омский предприниматель Виктор Скуратов, продвигающий бренд Skuratov Coffee. А петербургский бизнесмен Филипп Вольчек, владеющий сетью «Булочные Ф. Вольчека», набирает сотрудников в команду растущей сети кофеен «Кофеварим». По данным рекрутинговых сервисов, в городе размещено не менее 130 вакансий бариста. Не только кофе Планами по развитию сети фирменных мини-магазинов поделился Станислав Боков, основатель многопрофильной компании Ju Night Clan, которая варит кофе, а также обжаривает его, продает кофейням и охватывает другие направления. У предприятия около 20 постоянных покупателей, вроде «Займемся кофе» или Civil Coffee Bar. Сеть мини-кофеен Doza cafe, в которую входят пять точек по Петербургу, запустила собственное производство десертов. Оно находится на Курляндской улице и стоило около 1,5 млн рублей. Компания увеличила выручку на 20%, до 1,5 млн рублей в месяц, в чем ей помог, в частности отказ от услуг поставщиков блюд. До конца года компания будет работать над расширением ассортимента, например, в продаже появятся завтраки и супы, говорит совладелец Doza cafe Алексей Яковлев. До запуска собственного производства кофейни торговали десертами с наценкой 600-700%, теперь десерт себестоимостью 60 рублей продается за 180 рублей, объясняет Яковлев. По углам и островам Более энергичному развитию кофеен мешает дефицит подходящих помещений, сетуют предприниматели. «Мы планировали продавать франшизу, но столкнулись с проблемой доступности помещений. Нет информации, какие объекты в городе есть и где они находятся. На специализированных порталах эти данные можно найти, но они не всегда актуальны», — говорит Станислав Боков. Половины петербургских кофеен работают на главных торговых магистралях города, подсчитали в Knight Frank St Petersburg. Только 3% заведений торгуют напитками в спальных районах. Около 40% кофеен размещены в помещениях средней площади 51-100 м2 — в основном это местные операторы, которые открывают по одной кофейне в городе, отмечает Knight Frank St Petersburg. Структура рынка кофеен по площади Источник: Knight Frank. Сетям формата «кофе с собой» проще найти место для аренды: им достаточно нескольких метров в магазине, торговом или бизнес-центре, чтобы расположить стойки с кофемашинами, отмечает руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. Например, Coffee Like открывал первые точки в салонах Tele2, а теперь соседствует с мобильным оператором «Билайн», сетью Cofix. Подходящих помещений площадью 30-70 м2 не хватает, да и рынок кофеен близок к насыщению. Поэтому многие компании развивают партнерские отношения с представителями других профилей и снимают у них в субаренду небольшие площади, открывая торговые точки в формате корнеров (от англ. corner — угол) или «островов», комментирует Анна Лапченко. «Это дает небольшим кофейням возможность присутствовать в хороших местах и получать не только поток своих клиентов, но и дополнительный поток за счет людей, которые решили что-то приобрести у компании-партнера и взяли кофе как дополнительную опцию», — считает эксперт.