Гид по уличному искусству Петербурга: Даниил Хармс, мурал из 90-х с Матерью-Землей и Алиса в Зазеркалье
Чтобы увидеть мурал с автографами граффитистов со всего мира или иллюстрации к «Алисе в Зазеркалье» не надо идти в галерею — достаточно внимательнее смотреть по сторонам на улице. «Собака.ru» узнала у сотрудников Института исследования стрит-арта о том, где в городе искать уличное искусство: от Васильевского острова до северных спальных районов, от муралов с 30-летней историей до артефактов стикер-фестиваля. Мурал «Вода — это жизнь» На росписи брандмауэра Гаванского городка — вовсе не Будда, как многие думают, а аллегорическое изображение Матери-Земли. Мурал «Вода — это жизнь» появился летом 1990 года, когда в Ленинград приехали художники из США в рамках американо-советского проекта «Все за одну Землю». Роспись в течении двух недель создавали Сьюзан Сервантес, Луис Сервантес, Карлос Лорка и петербургский художник Николай Богомолов. Еще около 15 местных авторов им помогали, в том числе 9-летняя дочь Богомолова. Тематика и цвета напоминают традиционные мексиканские муралы, возможно потому, что все зарубежные авторы имеют латано-американские корни. Так, Карлос Лорка родился в Гватемале, а сейчас работает в Сан-Франциско. Его работы хранятся в Мексиканском музее Сан-Франциско, Triton Museum of Art, Музее искусств в Монтерее и других институциях. Где смотреть: Малый проспект Васильевского острова, 69, корпус 1 Персонажи Миши Samek'a на Васильевском острове Мультяшный паренек в оранжевом капюшоне, похожий на Кенни из «Южного парка» — главный персонаж уличного художника Миши Samek'a. Паренька зовут Кэрек и встречается он не только на стенах Петербурга, но и по всему миру. Если вы гуляете по Васильевскому острову — пройдитесь по набережной реки Смоленки от Уральской улицы до Малой Невы: почти на каждой трубе, выступающей из воды, вы увидите работу Samek'a. Где искать: вдоль набережной реки Смоленки в районе Уральской улицы, во дворе дома 46 на 4–5 линии Васильевского острова, Фестиваль авторских наклеек В 2015 году художники Миша Samek и Snap устроили во дворе заброшенного здания на Уральской улице независимый Фестиваль авторских наклеек — выставка стикеров, плакатов и иллюстраций от уличных художников из разных стран мира. До этого фестиваль проходил в закрытых пространствах — в креативном пространстве «Четверть» и в Центре современного искусства имени Сергея Курехина (когда он еще работал на Васильевском острове). За несколько дней организаторы расчистили территорию и покрыли стены дома, окна, а также забор наклейками всех форм и размеров, а также граффити и забавными персонажами. Зарубежные авторы присылали свои произведения по почте, а местные создали «экспозицию» в режиме импровизации. Через 4 года основная часть работ естественным образом исчезла, но остатки былого стикер-величия все еще украшают здание и регулярно пополняются рисунками и наклейками, так что приходите со своими. Где искать: угол набережной реки Смоленки и улицы Уральской, во дворе заброшенного здания Дерево «Meeting of styles» В Приморском районе, царстве «муравейников», проблемы с архитектурной эстетикой, зато с уличным искусством все в порядке: субкультурные и нелегальные граффити соседствуют с фестивальными проектами и легальными муралами на брандмауэрах новостроек. На обычной 12-этажке недалеко от метро «Комендантский проспект» остался артефакт международного фестиваля «Meeting of styles» 2008 года — огромное дерево из иллюстраций и граффити-тегов, которое «вырастили» десятки художников разных стилей из разных стран. Эта стена — единственная, появившаяся в рамках проекта «Сто легальных стен», о котором райтеры Саша Trun, Наташа Флоксы и другие пытались договориться с городскими властями. Постепенно 35-метровый мурал теряет свои краски — причина срочно съездить на проспект Маршала Новикова. Где смотреть: проспект Маршала Новикова, д. 1, пересечение с проспектом Испытателей, недалеко от станции метро «Комендантский проспект» Hall of fame В начале 2000-х гаражи и заборы на северной окраине Петербурга покрылись работами городских граффитистов и заезжих райтеров — так сложилась стихийная «Стена славы», покрытая тэгами и шрифтовыми композициями разных стилей и уровня мастерства. Спустя 15 лет до этого богом забытого места добрался застройщик и новый жилой комплекс назвали «Граффити». Правда девелоперы захотели закрасить импровизированный Hall of fame, но куратор Альбина Мотор предложила сберечь «гений места» и памятник петербургской граффити-культуре уличной в первозданном виде. Где смотреть: улица Парашютная, 38 Муралы ЖК «Граффити» «Зал славы» граффитчиков застройщики сохранили, а однообразный пейзаж новых 24-этажный кварталов разбавили огромными росписями ребят из разных городов страны. Каждый из них прошел путь от райтеров до профессионального художника-муралиста со своим стилем. Один из брандмауэров ЖК отдали под абстрактную геометрию от современных последователей супрематизма Aesthetic group (Petro из города Жуковский и Slak из города Белоозерский). Еще два брандмауэра превратились в диптих по мотивам «Алисы в Зазеркалье» — коллаборацию художников Алексея Канунникова aka Kislow из Севастополя и Романа Мураткина из Подмосковья. Вместе два фасада составляют сюжет из истории девочки, заглянувшей за стену своей квартиры и оказавшейся в необычном и увлекательном фантазийном мире, где, например, обычный жилой квартал выглядит как стол, накрытый для чаепития. Самые свежие муралы от иркутского художника Васи LST и Рустама QBic появились неделю назад и посвящены теме путешественников и первооткрывателей. Проект реализовали СК «Ойкумена» и Институт исследования стрит-арта, куратор — Альбина Мотор. Где смотреть: Проспект Королева, 57 Даниил Хармс Возможно, самая удачная интервенция стрит-артистов в пространство центра города — портрет Даниила Хармса на доме, где он когда-то жил. Уличные художники Паша Кас и Павел Мокич увековечили профиль поэта в 2016 году, в день 74-летней годовщины его смерти. Сами авторы прокомментировали творение так: «Улица Маяковского в Санкт-Петербурге знаменита двумя адресами: здесь жил Владимир Маяковский и здесь жил Даниил Хармс. Первый — громогласный голос революции, любимец миллионов и увековеченный еще при жизни. И — Хармс. Непонятый и почти забытый своей эпохой. Неиздаваемый, запрещенный, дважды спрятанный в психушку и репрессированный в первые месяцы блокады. Мистичный, внеструктурный, трагичный в своем ребячестве и величественный в своем пронзительном одиночестве». Хотя не все жители дома были довольны этой изящным черно-белым рисунком, портрет жив до сих пор, в отличие от других работ Паши Каса. Например, народный хит «С новым годом, товарищи!» регулярно закрашивают коммунальщики, а горожане пытаются оттереть изображение монетами. За эту работу Кас получил Премию Сергея Курехина в этом году. Где искать: улица Маяковского, 11 Маскароны-автопортреты Владимира Абиха Владимир Абих предпочитает внедряться в городскую среду тактично и аккуратно, например, размещает собственные автопортреты в виде маскаронов на фасадах домов в историческом центре. «Эгоистичное желание попасть в историю – зачастую основополагающая сила, движущая художником. Встраиваясь в архитектуру Петербурга, мимикрируя под маскароны на фасадах зданий, я размещаю свои автопортреты в попытке попасть в историю вне очереди», — признается Абих. Не все работы дожили до сегодняшнего дня, но по последним данным, экземпляр на Фонарном переулке на месте. Где искать: Фонарный переулок, 14 Граффити анонимной группы «Осколки» Анонимные последователи идей русского авангарда из объединения «Осколки» почти каждый день создают новые работы, но с такой же скоростью их закрашивают сотрудники служб ЖКХ. Траурно-черная «Лопата Беглова» этой зимой засветилась в городских СМИ, но до конца лета не дожила. «Осколки» «бомбят» на крышах, в заброшенных особняках, на витринах, брандмауэрах и грузовиках, но не сообщают точных адресов своих творений — тем интереснее поиск. Идентифицировать группу легко — преимущественно черный цвет, геометрия и шрифтовые композиции с использованием названия объединения. Особенно много «осколочных» следов на острове Декабристов, недалеко от метро «Приморская». Например, елка-зазубрина, удачно пристроившаяся к пожарной лестнице дома на Железноводской улице. Где искать: в районе метро «Приморская», Обводного канала, Гороховой улицы, далее — везде Уличное искусство в «Порту Севкабель» Васильевский остров нашпигован уличным искусством, но если охотиться за граффити-тэгами не хочется, а хочется масштаба — идите в «Порт Севкабель». К прошлогоднему фестивалю Present Perfect было создано пять масштабных муралов, которые затем решили оставить. Их авторы — московский любитель геометрических паттернов Alexey KIO, молодой фигуративный автор Александр Демкин (DYOMA21) из Рязани, Андрей Бергер (ABER) из Барнаула и пермский художник Илья Гришаев, создатель независимого пространства FFTN, который реализовал единственную монохромную инсталляцию в «Порту». В мае к фестивалю «День Финляндии», иллюстраторы София Коловская и Тео Георгиев создали мурал «Spirit of Finland», который воспевает связь финской природы и энергию динамичного современного города. Во дворе бара «Мачты» найдете две работы художника Саши Блота, который полгода назад переехал в Петербург из Пензы. Первая — «Слышать самого себя» была создана к Международному дню охраны здоровья уха и слуха. «Это размышление о том, что каждый из нас может прислушиваться к себе и делиться информацией с миром. Персонаж, образующий с ракушкой единое целое, символизирует внутреннее звучание наших мыслей, которые мы транслируем, высвобождаем, пропуская через себя», — комментирует художник. Вторая работа отсылает к известным антиутопиям «1984» Джорджа Оруэлла и «Мы» Евгения Замятина. Институт исследования стрит-арта запустил этим летом проект «Urban Walks Street Art/Стрит-арт прогулки по городу» без гида и экскурсовода — медиаторы разрабатывают маршрут в определенном районе, а участники делятся друг с другом наблюдениями и открытиями. Организаторы считают, что самое важное — настроить оптику на поиск интервенций искусства в городское пространство, которые ждут буквально за каждым углом. Секретный стрит-арт особняк в центре Петербурга Этим летом оказалось, что в городе есть целый полузаброшенный особняк, где каждую комнату и большой двор несколько лет «бомбили» художники из разных городов России, в том числе Женя Мулук, Александр Блот и группа «Осколки». Оммаж знаменитой «Большой волне в Канагаве» японского художника Кацусики соседствует там с татуированной розовой лисой, а попасть внутрь можно в выходные во время выставок и мероприятий. В июне там прошел показ дизайнера Ольги Чернощековой, и три выставки, в том числе художников-выпускников Академии Художеств. Подробнее о том, как попасть тут. Фотографии предоставлены Институтом исследования стрит-арта, группой «Осколки», Надин Кона, Ильей Давыдовым, Владимиром Абихом