Инновационный миллиардер. Владимир Потанин получил премию за заслуги перед искусством
Церемония вручения, возможно, самой авторитетной премии в области российского современного искусства впервые прошла не в Москве, а в Нижнем Новгороде. Награждение происходило на территории спасенного активностью местных жителей от сноса памятника — в павильонах Московской промышленной выставки 1882 года, которые были перенесены в 1896 году в Нижний Новгород. За спасение памятника на «Инновации» благодарил местных жителей и губернатор Глеб Никитин. Если прошлую церемонию в духе «постдраматического» театра с «предложением открыть театр внутри себя» осуществил дуэт бывшего директора специальных проектов ГЦСИ Екатерины Кибовской и режиссера Андрея Савельева, то эта церемония носила более сдержанный характер. Вручение наград перемежалось с номерами в исполнении оркестра Нижегородской филармонии. Награды собрали: главный приз «проект года» получила Анна Абалихина за перфоманс-мистерию «Страсти по Мартену», подготовленный специально для фестиваля «Арт-Овраг» в городе Выкса, посвященный остановке последней на территории Европы действующей мартеновской печи на Выксунском металлургическом заводе. За выдающийся с точки зрения кураторской работы проект «Ткань процветания» были награждены трое кураторов «Гаража», Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов и Екатерина Лазарева. Владимир Селезнев получил приз как «художник года» за показанную в Ельцин-центре выставку «Иногда кратчайший путь — самый длинный». «Владивостокская школа современного искусства» Яны Гапоненко была отмечена как лучший образовательный проект. А Леонид Бажанов, бывший художественный руководитель ГЦСИ, много лет отвечавший за национальный павильон России на Венецианской биеннале, получил почетную номинацию за «вклад в современное искусство», сорок лет работы в области. Другой отдельной внеконкурсной награды был удостоен миллиардер Владимир Потанин и его Благотворительный фонд В.Потанина — «За поддержку современного искусства России» — это и дарение коллекции советского и русского искусства 1950-2000 год французскому Центру Помпиду, и работы Эрика Булатова «Картина и зрители» Третьяковской галерее, и инсталляции Билла Виолы и Ансельма Кифера — Эрмитажу, и поддержка проекта РОСИЗО-ГЦСИ Nemoskva. По данным фонда, «на культуру» за последние три года было потрачено 654 млн рублей. Меценатами премии по традиции выступили бизнесмены, коллекционеры Тамаз и Ивета Манашровы, их фонд поддержки искусства U-Art. Оксана Орачева, директор фонда Владимира Потанина: «Мы счастливы, что профессиональное сообщество так высоко оценило вклад Фонда Потанина в развитие современной культуры и искусства России. Искусство меняет наши жизни, открывает новые перспективы для интеллектуального и творческого диалога, выдвигает на первый план систему ценностей. Вместе с нашим партнерами и коллегами, талантливыми увлеченными людьми, мы стремимся сделать культурные институции устойчивыми, так как важно для нашего общего будущего. Для нас – большая честь быть удостоенным этой авторитетной награды, и особенно приятно получить ее в юбилейный год, когда фонд отмечает свое двадцатилетие». Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ: «Я считаю, что Благотворительный фонд В.Потанина получил премию очень своевременно. Недавно Фонд праздновал 20 лет своего существования, и очевидно, что в значительной степени благодаря его усилиям сложилась такая продвинутая культурная ситуация, когда возможно проводить вручение государственной премии «Инновация» в Нижнем Новгороде, а не Москве. Когда организационный комитет предлагал отметить Фонд В.Потанина наградой, то сами участники были удивлены тем фактом, что это случается впервые за 14 лет существования фонда — несмотря на его серьезный вклад во всю современную культуру. Решение присудить этот приз именно ему сложилось на волне поддержки стратегического для ГЦСИ-РОСИЗО проекта NEMOSKVA — иностранные резиденты нашего поезда, в том числе Сара Уилсон и Михал Новотный, вошли в совет нашего жюри — и могли оценить влияние Фонда на проекты по всей стране, которую на нашем поезде они пересекали. Я помню, что еще в университете подавалась на стипендию от Фонда В.Потанина, но тогда ее не получила. Мне сложно вспомнить, какой из первых моих проектов он поддержал — помню, что уже впоследствии много ездила по связанным с ним судьбоносным для меня стажировкам, кроме того, он поддерживал многие филиалы ГЦСИ, не только Екатеринбургский, директором которого я была. Плюс Фонд поддерживал и поддерживает очень важный для всех музеев страны конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». А тот факт, что церемония награждения прошла в Нижнем Новгороде для меня означает, что серьезный тренд на регионы фактически обретает свое физическое воплощение. И что большие федеральные проекты теперь, как и Олимпиаду, теперь можно проводить в разных регионах. То, что было сделано в Нижнем Новгороде — результат долгой работы местной команды вместе с правительством. И результат, как мне кажется, всех впечатлил». Об активной деятельности Владимира Потанина в сфере искусства Forbes Life писал уже не раз: Миллиардер Владимир Потанин пожертвовал 100 млн рублей Третьяковской галерее Директор Фонда Потанина: «Мы можем позволить себе действовать как лаборатория» Владимир Потанин стал Кавалером Ордена Почетного Легиона ]]>