После слова «лопата» теперь не смешно
У наших школьников – новое развлечение. Они придумывают мемы со словом «лопата». И это очень грустно. Поводом стало одно из заданий ЕГЭ. Ученикам попался для анализа отрывок из повести Виктора Драгунского «Он упал на траву», в котором «лопата» – символ подвига советских людей во время Великой Отечественной. Вот цитата. Вчитайтесь. «Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали её или резали аккуратными ломтями. Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили её, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали её каменистое чрево. И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и всё-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью. Эти лопаты, любовь к ним и ненависть крепко сплотили нас, лопатных героев, в одну семью». Сложно для понимания? Нет. Это – очень простое рассуждение, Драгунский ничего особенно не придумывает, он говорит об элементарных вещах, которые должны быть понятны вообще любому. Всякий человек, у которого есть голова на плечах, в состоянии осмыслить этот текст. Положим, речь бы шла о младшей школе, но нет – одиннадцатый класс. Однако реальность такова, что отрывок из текста вызвал у завтрашних абитуриентов ступор. «Как только я увидел этот текст, я сначала был в полном недоумении. Первая моя мысль: «Что вообще можно написать об этом? Неужели мое сочинение будет полностью состоять из описания лопаты? Я вышел с экзамена, мы все стали обсуждать это. Все были ошарашены текстом. Вечером того же дня мы стали делать мемы про лопату и кидали их в школьную беседу», – прямая речь одного из учеников звучит приговором всем. И учителям, и детям, и тем, кто придумал ЕГЭ, напрочь отбивший у школьников навык простейшего понимания (даже не анализа, куда уж) текста. Они были «ошарашены», смотри-ка. Не «Улиссом» Джойса, не «Петербургом» Белого, не стихотворениями Набокова. Они были ошарашены тем, что, оказывается, для усиления эффекта одно и то же слово может повторяться дважды, трижды – столько, сколько захочет автор. Этот прием – азы, об этом говорят в шестом или седьмом классе. Но все ведь, простите, еще хуже. Учителя бросились рассказывать СМИ о том, что дети – мол, глупы, и виноваты только они сами. А в ответ школьники всей страны кинулись распространять смешной мем о лопате, потому что совершенно согласны с тем, что отрывок из повести Драгунского – это что-то не понятное. Кажется, будто бы эти школьники упали на учителей с Луны. Прямо за парты одиннадцатого класса. Как так вышло? Подбросили, может быть, ужасных детей прекрасной образовательной системе? Вот ведь незадача-то. Зачем сидят десятки тысяч методистов? Чем заняты педагоги? Как так вышло, что ученики – массово – вообще не понимают простой текст? Нет ответа. Дети плохие. Детям, в свою очередь, вообще по барабану, что о них думают все эти старики с их лопатами. Посмеяться над мемом, а там хоть трава не расти. Таков масштаб пропасти, перед которой стоит российское общество. Взрослые не могут, подростки не хотят. К чему может привести эта ситуация, давно написали классики.