Отменить нельзя оставить. Поможет ли авиации освобождение импортных самолетов от НДС?
Успеть до 2023 года В этом году Государственная дума может рассмотреть внесенный в нее правительством законопроект, предусматривающий освобождение от уплаты от налога на добавленную стоимость (НДС) ввоза на территорию России гражданских воздушных судов. Ранее, 13 июня, на данную тему на заседании правительства высказался премьер-министр страны Дмитрий Медведев. «Сегодня в российских авиакомпаниях эксплуатируется существенная доля иностранных самолетов, и зарегистрированы они за рубежом. Эту ситуацию мы намерены исправить», – заявил он. По словам премьера, нулевую ставку НДС предлагается применять и при продаже самолетов, и при их передаче в лизинг. Правда, речь идет о воздушных судах, зарегистрированных в государственном реестре. Для авиакомпаний, которые имеют самолеты, зарегистрированные за пределами России, предусматривается переходный период до 1 января 2023 года. В течение него НДС на «прописанные» в зарубежных реестрах самолеты и перерегистрируемые в России взиматься не будет. Кроме того, в законопроекте предусматривается освобождение от НДС для импорта авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих, которые нужны для производства, модернизации либо же ремонта в России гражданских воздушных судов. «Это позволит снизить издержки авиастроителей», – отметил Дмитрий Медведев. Проблеме не первый год Отраслевые эксперты указывают, что проблема регистрации самолетов назрела давно. «Порядка 95 % самолетов, эксплуатируемых в России, зарегистрированы в иностранных юрисдикциях, и российские регуляторы, в первую очередь Росавиация, не имеют возможности осуществлять полноценный контроль за состоянием этого парка судов, так как эти функции возложены на страну регистрации самолета», – говорит Александр Бахтин, инвестиционный стратег «БКС Премьер». Сходной с ним точки зрения придерживается и директор по стратегии «Финама» Ярослав Кабаков: «Это даст возможность соответствующим органам контролировать их состояние, порядок, сроки и качество технического обслуживания. Согласно международным правилам, эти вопросы возлагаются на страну регистрации воздушного судна, а значит, российские регуляторы власти не имеют сейчас такой возможности, так как большинство самолетов, которые эксплуатируются в стране, зарегистрированы в других странах. В случае принятия данного документа это может побудить перевозчиков регистрировать суда в России, что усилит контроль над состоянием воздушных судов». Действительно, контроль за техническим состоянием самолетов не помешает усилить. Пожар на борту Sukhoi Superjet 100, произошедший в мае в подмосковном аэропорту Шереметьево и унесший жизни 41 человека, – наглядное тому подтверждение. Перевозчики российские, самолеты бермудские Есть еще один нюанс, связанный с освобождением ввоза самолетов от НДС, – финансовый. Обычно воздушные суда приобретаются российскими перевозчиками в лизинг и при стоимости лайнера 75–100 млн долларов им надо еще платить НДС по ставке 20 % (или 15–20 млн долларов соответственно). Через 10–15 лет эксплуатации любая авиакомпания может продать лайнер назад по остаточной стоимости, сэкономив тем самым немалые деньги. Однако остаточная стоимость самолета, зарегистрированного в России, окажется существенно меньше, чем если бы он был «прописан» где-нибудь на Бермудских островах. Причина подобного парадокса – несоответствие принятой в нашей стране нормативной базы по поддержанию летной годности лайнеров международным стандартам. Перевод же самолета из российского реестра в иностранный, чтобы можно было его продать подороже, – задача не из легких: для него требуется получить сертификат летной годности по международным стандартам, а это процесс долгий и затратный. Вот поэтому-то отечественные авиакомпании и предпочитают при покупке самолетов сразу же регистрировать их за рубежом во избежание лишних хлопот в будущем. Приобретают они их часто тоже c помощью западных лизинговых фирм. Маленькая хитрость Впрочем, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. «Непонятно, насколько отечественные авиаперевозчики готовы вносить в реестр суда иностранного производства, поскольку уже обладают льготой по уплате НДС, и как поведут себя зарубежные лизингодатели, которые ранее отказывались от перерегистрации, мотивируя это различиями российских норм летной годности по сравнению с международными», – указывает Александр Бахтин. По его словам, в настоящее время в России действует режим временного ввоза иностранных воздушных судов. Согласно его условиям, зарубежные самолеты, эксплуатируемые в нашей стране, НДС не облагаются. Действие режима должно завершиться в 2020 году. «Все обсуждение отмены НДС крутится вокруг этого временного режима – продлевать его или нет. Особенность ситуации заключается в том, что в случае отмены режима авиакомпаниям придется платить 20 % НДС при покупке каждого нового судна. Поэтому, чтобы сэкономить, они могут попросту прекратить обновлять парк судов», – добавляет Александр Бахтин. Везли и возить будут К сожалению, самолеты, производимые в России, пока не стали полноценной альтернативой: авиаперевозчики предпочитают им крылатые машины, выпускаемые Boeing или Airbus. «Гражданская авиатехника, созданная несколько десятилетий назад, не в состоянии полноценно конкурировать с иностранной продукцией, тем не менее ее еще используют. Что касается новых воздушных судов, то здесь ситуация лучше, в первую очередь потому, что они создаются в кооперации с ведущими иностранными партнерами, на основе современных технологий и материалов», – констатирует Ярослав Кабаков. Впрочем, даже Sukhoi Superjet 100, на который возлагались большие надежды, их не оправдал. «Sukhoi Superjet 100 использовался 15 компаниями, включая «Аэрофлот», «Газпром авиа», «Якутию», мексиканский Interjet, индонезийский Sky Aviation. Ни одна из компаний не получила от самолета ощутимой экономической эффективности в связи с нехваткой запчастей, из-за чего случаются простои лайнеров», – указывает независимый эксперт Алексей Тузов. С ним солидарен промышленный эксперт Леонид Хазанов: «Можно, конечно, установить НДС на все поставляемые к нам лайнеры, будь то европейские, американские или бразильские, в целях стимулирования спроса на самолеты отечественного производства, только подобная мера особо не поможет. Все авиаперевозчики считают деньги, и им нет резона покупать российские лайнеры, уступающие иностранным машинам. Нашему авиастроению в ближайшие годы необходимы серьезные преобразования, чтобы удержаться хотя бы на родном рынке». Следовательно, в ближайшей перспективе импорт самолетов будет продолжен на фоне недозагрузки мощностей отечественных авиазаводов. И здесь положение дел просто патовое: либо НДС взимать – и тогда авиаперевозчики не будут обновлять парки самолетов; либо не взимать – и тогда ввоз лайнеров из-за границы сохранится. Предложить же машину, не уступающую Boeing или Airbus, российское авиастроение сегодня не в силах. Фото: pxhere.com