Два собеседника, близкие к Qiwi, оценили долю доходов от приема платежей в адрес букмекеров в 35-40% от выручки за 2018 год, или 6,9-7,9 млрд рублей. В компании отказались раскрывать отдельно чистую выручку по подкатегории букмекеров. На чем зарабатывает Qiwi Qiwi начал работать с букмекерами в 2016 году после того, как Госдума приняла закон, обязавший букмекеров принимать ставки через два специально созданных для этого Центра учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС), которые были созданы на базе двух разных СРО букмекеров. Оператором первого (ЦУПИС1) стала НКО «Мобильная карта», оператором второго — Qiwi. Qiwi зарабатывает на нескольких продуктах для букмекеров. Через инфраструктуру Qiwi проходят расчеты между букмекерами и игроками, компания получает комиссию. Ее размер не раскрывается, но по словам собеседника Forbes, речь идет примерно о 3,5% за ввод денег и около 5% — за получение выигрыша. Комиссии могут взиматься с клиентов как напрямую, так и быть вшитыми в тарифы букмекеров — этот параметр также зависит от договора с компанией. Мы автоматически создаем под каждого пользователя кошелек, как этого требует закон. Клиент этого не видит, и для него не важно, как он переводит деньги – через другие электронные кошельки или через банковскую карту», — поясняет директор по развитию ЦУПИС Qiwi Николай Волчек. Qiwi-кошельки используются для расчетам по ставкам и в ЦУПИС1, за это компания также получает комиссию. Также Qiwi зарабатывает непосредственно на эквайринговой комиссии, проводя платежи между букмекерами и банками. Ставки комиссии за эквайринг варьируются от 1,8 до 2,2%. Помимо Qiwi среди российских кошельков онлайн-ставки принимают «Яндекс.Деньги», «Монета.ру», Wallet One (РНКО «Единая касса»), следует из данных портала «Рейтинг букмекеров». В пресс-службе «Яндекс.Деньги» Forbes лишь подтвердили, что работают с букмекерами в соответствии с законом, но данные о выручке раскрывать отказались. Остальные платежные системы проигнорировали запрос Forbes. Рынок букмекеров В России выдано 32 лицензии на букмекерскую деятельность, следует из данных на сайте ФНС. Объем этого рынка не известен. Попытку подсчитать предпринимала газета «Ведомости», основываясь на данных СПАРК — и вышла на цифру оборота в 100 млрд рублей в 2017 году. Получившаяся цифра расходится с данными издания «Рейтинг букмекеров», которое, опираясь на опросы населения, оценило оборот на рынке в 2017 году в 650 млрд рублей, а в 2018 году — в 1,15 трлн рублей. Но в данных «Рейтинга букмекеров» учитывается как онлайн-, так и оффлайн-транзакции. Банк России и ФНС не ответили на запрос Forbes об объеме рынка. Платежи клиентов букмекеров начали заметно расти в 2017-2018 годах, чему способствовали Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу, говорит собеседник, близкий к Qiwi. Доля беттинга в обороте Qiwi с 2016 по 2018 годы выросла с 6,9% до 15,5%. «В таком росте рынка отражается как эффект низкой базы, так и то, что рос сам сегмент — букмекерам разрешили рекламироваться на телевидении. Плюс на этот период пришлись такие спортивные мероприятия, как Лига Европы, Лига чемпионов, Чемпионат мира по футболу. Они стали катализатором этого роста», — объясняет Николай Волчек.