Об истории нового делового центра столицы рассказывает генеральный директор ЗАО "Башня Федерация" Михаил Смирнов. Почему была выбрана именно эта локация? Рассматривались ли другие места? Место было выбрано неслучайно. В конце 1970-х районе Краснопресненской набережной были построены Центр международной торговли и выставочный комплекс Экспоцентр. Начальная деловая инфраструктура была заложена – здесь проводилось множество мероприятий международного уровня. А рядом – на Пресненской набережной, в излучине Москвы-реки и всего в 4 км от Кремля – находился заброшенный район, где раньше была каменоломня. Этот участок был выключен из городской ткани и в те времена был одним из труднодоступных. Стало очевидно, что это удачная площадка для реализации такого масштабного проекта, как "Москва-Сити": большой участок под застройку – около 60 га и близость к центру Москвы, а скальные грунты позволят не только поставить здания на устойчивое основание, но и сделать подземные автостоянки. К слову, согласно Генплану Москвы 1935 года, эта территория должна была войти в состав Краснопресненского парка, а позднее ее рассматривали в качестве площадки для проведения ЭКСПО – Всемирной выставки 1967 года, которая состоялась в Монреале. И еще любопытный факт: изначальный проект Сити был в три раза меньше, и процесс масштабирования стал возможен благодаря тому, что сразу были заложены большие резервы мощностей всех инженерных систем и коммуникаций. Кроме того, была сразу запроектирована транспортная инфраструктура практически в том виде, в котором она реализована сейчас; тогда же была проработана идея вертодрома, которая пока отложена. Сейчас столицу уже невозможно представить без этих небоскребов. Как формировался современный облик? Существенно ли он отличается от первоначальной задумки? Изначальное архитектурно-планировочное решение было другим – совсем не таким, каким мы видим Сити сейчас. Намерение архитекторов было таково, чтобы расположить высотные здания вокруг парка, при этом высотность небоскребов должна была возрастать по спирали – от самой первой 130-метровой "Башни 2000" до самой высокой 600-метровой башни "Россия". Борису Тхору удалось воплотить в жизнь только первую башню и мост "Багратион". Позднее первоначальная концепция в части высотности небоскребов сильно изменилась. Для управления и развития районом была специально создана структура, которая сейчас называется ПАО "Сити" – она является заказчиком на выполнение всех инженерных коммуникаций в Сити. И после продажи опционов на заключение договоров аренды земельных участков было принято решение о развитии каждого участка по индивидуальному плану. Высотность небоскребов в целом выросла примерно в 2 раза, на месте парка решили построить торгово-развлекательный центр. Еще несколько первоначальных задумок от известнейших архитекторов так и не увидели свет – это, например, башня "Россия", проектированием которой занимался Норман Фостер, а также "Аква Сити Палас" по проекту Оскара Нимейера. Как я уже говорил ранее, пришлось отказаться от шпиля "Башни Федерация", который планировали разместить между двумя корпусами "Восток" и "Запад". Стоит отметить, что район "Москва-Сити" стал отправной точкой для высотного развития города. Так называемый "Большой Сити" – его логическое продолжение, которое, впрочем, может восприниматься как сопровождение, аккомпанемент, поддерживающий центральную часть Сити. В некотором смысле, теперь будет реализована первоначальная идея с возрастающей высотностью: "Москва-Сити" останется высотным центром столицы, около которого появятся еще несколько городских центров между Хорошевским шоссе и ММДЦ "Москва-Сити" на территории площадью около 3 тыс. га. Таких же небоскребов, как в Сити, не будет – планируются локальные доминанты с более низкой этажностью (в районе 30-50 этажей) и преимущественно жилые по наполнению. Горизонт окончания реализации проекта "Большой Сити" – до 2035 года, а "Москва-Сити" практически готов, все стройки будут закончены в течение пяти лет. Можно ли сказать, что при строительстве зданий Москва-Сити используются самые передовые технологии? Безусловно! Небоскребы – это очень сложные архитектурно-инженерные сооружения, к проектированию и строительству которых привлекают множество специалистов. Так, над одним зданием могут работать архитекторы и проектировщики из разных стран – лучшие в своей области. Например, за архитектурный облик "Башни Федерация" отвечали известнейший российский архитектор Сергей Чобан и его немецкий коллега Петер Швегер; за проектировочные решения – американское конструкторское бюро Thornton&Tomasetti, в портфеле которого 6 из 10 сверхвысоких небоскребов мира; контроль за технологиями строительства осуществляла крупнейшая строительная компания США Turner Construction Company; инженерные системы небоскреба были в ведомстве Jaros,Baum&Bolles, генеральным подрядчиком выступила крупная турецкая компания Renaissance Construction, системы контроля доступа устанавливала Lenel Systems International (США), за фасадные решения отвечала Yuanda Fa∎ade LLC (Китай) – один из крупнейших в мире производителей стеклянных фасадных панелей для высотных зданий, оборудование для эксплуатации фасадов принадлежит австралийской компании COXGOMYL, лифты – с уникальной системой TWIN от ThyssenKrupp (Германия) и Schindler (Швейцария) со скоростью движения 8 м/с. Я неспроста перечислил всех участников: только вдумайтесь, какой это размах – поистине международное сооружение. В связи с тем, что небоскребы – это уникальные здания, в которых разрабатываются с нуля абсолютно все системы и решения, в них применяют самые современные технологии. В "Башне Федерация" для обеспечения работы центрального кондиционирования и вентиляции построен гигантский хладоцентр, мощность которого составляет 35МВт. В целях энергоэффективности применяется принцип рекуперации тепла, когда свежий приточный воздух забирает остаточное тепло отработанного, после чего системы прогревают его до необходимой температуры. Умные датчики, которых в башне насчитывается более 67 тысяч, мониторят состояние помещений, учитывая их расположение по сторонам света: на теневую сторону здания подается больше тепла, чтобы обеспечить комфортную для человека температуру, а на солнечную сторону – меньше. Сложная геометрия фасада здания потребовала разработки абсолютно новой облицовочной системы. Было придумано решение, позволяющее быстро монтировать остекление на высоте и закреплять каждый фрагмент остекления изнутри. К тому же, монтаж остекления был уникален еще и потому, что каждый стеклопакет был предназначен для конкретного участка фасада и этажа. Стеклопакеты – это, по сути, стены нашего небоскреба, высота которых достигает 5,2 м. Поэтому их конструктивные особенности очень важны: они представляют собой закаленный триплекс толщиной около 4 см и заполнены аргоном – инертным газом, позволяющим снизить теплопотери. Также благодаря многослойному напылению серебра поверхность стекла не пропускает ультрафиолет и является дополнительным теплоизолятором. Для панорамных окон наличие такой защиты очень важно – высокий этаж способствует обилию солнечного света, однако для дорогой мебели он может стать настоящим испытанием и со временем повредить ее. Кроме того, в башне "Восток" впервые в России были установлены лифты системы TWIN, разработчиком которой является компания ThyssenKrupp (Германия) – они обслуживают офисную часть здания. Благодаря расположению двух независимых кабин в одной шахте, которые перемещаются одна над другой, удалось увеличить пропускную способность и сэкономить пространство. Что такое Москва-сити сегодня? Каков вектор развития? Какие изменения ждут транспортную, рекреационную и культурно-досуговую составляющие? Сейчас ММДЦ "Москва-Сити" – это полностью сформированный район не только для работы, но и для жизни. Здесь осталось построить буквально пару зданий. За 20 лет с момента начала строительства он полностью преобразился и стал не только высотной доминантой, но и визитной карточкой столицы. Подрастающее поколение уже не мыслит город без высоток: если попросить их нарисовать дом, они обязательно нарисуют небоскреб – он ассоциируется с современностью и устремленностью в будущее. Собственно, как и весь район "Москва-Сити". Транспортная составляющая района "Москва-Сити" сейчас – это три станции метро, МЦК, которые образуют транспортный хаб; идет работа по интеграции Московских центральных диаметров. Так что тренд на общественный транспорт, который с успехом продвигают европейские города, активно поддерживается и городскими властями, и жителями. Добраться в Сити за последние несколько лет стало в разы удобнее, а вскоре уровень комфорта выйдет на новый уровень. Для автомобилистов также сделано многое – на территории Сити огромное количество плоскостных и подземных парковок. Вскоре будет принята новая схема движения по территории ММДЦ. Например, панируется убрать выезды с подземных парковок с поворотом налево. Этим занимается ПАО "СИТИ", в перспективе трех-шести месяцев будут внесены изменения. Если говорить о ближайших обновлениях, то готовится к сдаче в эксплуатацию многофункциональный комплекс, в составе которого откроется концертный зал со сдвигающимся куполом диаметром 64 метра. Это будет новая технологически продвинутая концертная площадка Москвы – и первая в Сити. Я уверен, что она станет очень популярной: здесь есть целевая аудитория, есть платежеспособный спрос. К тому же для резидентов и гостей будет невероятно удобно: после работы, не тратя время на перемещения по городу, можно будет провести досуг и быть в авангарде концертной и театральной жизни. Около здания также откроется городская площадь, на которой будут действовать светодинамические фонтаны с каскадом, рядом расположится холм-амфитеатр и камерная сцена. Все это станет столь необходимым городским пространством для отдыха в Сити. Необходимо отметить, что правительство Москвы выделило средства на благоустройство набережных, в том числе и около Сити. В настоящее время на первой линии Пресненской набережной строится многофункциональное здание с надземным пешеходным переходом к набережной. Сейчас в районе Центра международной торговли набережная благоустроена, планируется ее продлить до улицы Шеногина и построить многофункциональный террасный парк. Кроме того, власти Москвы намерены развивать и речное регулярное сообщение: вскоре в Москве может появиться первый маршрут речных трамваев, который свяжет "Москва-Сити" и Киевский вокзал, а также целый ряд новых жилых районов вдоль Москвы-реки. В настоящее время власти обсуждают такую перспективу. Москва-Сити позиционируется не только как деловой центр, но и как район для жизни. Закладывались ли изначально жилые площади в проектах Москва-Сити и как концепция менялась со временем? Важно, что концепция жилого делового района была заложена еще на этапе проектирования. Архитекторы понимали, что в центре Москвы жизнь не должна останавливаться после 18 часов, как это, например, происходило в парижском Дефансе. Предполагалось, что первые 40 этажей в башнях будут занимать офисы, а все, что выше – апартаменты с сервисным обслуживанием. В "Башне Федерация. Восток", например, апартаменты расположены начиная с 69-го этажа на высоте от 250 метров. Сейчас этот принцип выдерживается не везде – например, есть только жилые башни с апартаментами на невысоких этажах. Это, скажем так, немного странно: какой смысл жить в небоскребе без вида на город, ведь лучшее, что есть в Сити – это высота и безграничная панорама столицы. Такое видовое жилье привлекает молодых и состоявшихся коспомолитов – людей, которые живут наездами в разных городах мира в силу своей работы и которые должны быть в эпицентре деловой жизни. Для них важно, чтобы все было под рукой, а еще лучше – в одном здании: бизнес-пространства для переговоров, рестораны, фитнес-клуб с бассейном, торговые галереи и другие сервисы для жизни. Когда насыщенный график встреч и переговоров, согласитесь, стоять в пробках – перспектива удручающая, тем более когда в Москве есть целый городской район, удовлетворяющее всем этим требованиям. В завершение немного показательных цифр. Согласно исследованию Savills, в прошлом году в сегменте элитного жилья доля сделок с апартаментами в ММДЦ "Москва-Сити" составила 32% от общего объема спроса: был продан 361 лот на сумму 12,6 млрд рублей – это в два раза больше, чем три года назад. Апартаменты в Сити приобретали бизнесмены, занимающиеся строительством, транспортом и логистикой, нефтегазовой промышленностью, IT или производством FMCG-товаров. Половина апартаментов приобретались для собственного проживания, другая половина – в инвестиционных целях или на перспективу для детей. Это ли не подтверждение тому, что "Москва-Сити" – не только деловое пространство, но и полноценный городской район для современной жизни?