Тысячи мнений
По традиции площадкой проведения форума стал кампус ДВФУ на острове Русском. Мероприятие продлилось два дня и объединило более пяти тысяч представителей СМИ со всей России и стран АТР. Организаторы подготовили для участников почти 100 тематических секций, включающих мастер-классы, круглые столы, лекции и дискуссии. Для удобства участников программу разделили на несколько направлений: секции для печатных и интернет-СМИ, телевизионной и радиожурналистики, для сотрудников пресс-служб и секции по PR-технологиям и маркетингу. Способ общения - МедиаСаммит стал широкой площадкой, объединившей власть, бизнес, общество и медиасообщество. Здесь мы имеем возможность поднимать волнующие нас проблемы и находить пути их решения, - сказал председатель Законодательного собрания Приморья Александр Ролик. Отдельный блок программы посвятили урбанистике и городским сообществам. Архитекторы и неравнодушные граждане вместе с представителями власти и бизнеса поговорили об административном управлении и гармоничном развитии Владивостока. По словам организаторов, в этом году форум ждала глобальная перезагрузка, а ключевыми темами МедиаСаммита-2019 стали использование новых технологий в медиапространстве и искусственный интеллект. Участников форума поприветствовал губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Он подчеркнул, что необходимо развивать технологии в районах и важно общаться с людьми с помощью СМИ. - Наряду с традиционными СМИ набирают популярность блогосфера, социальные сети. Мы видим преимущество в этом развитии, ведь с их помощью органы власти становятся ещё ближе к населению и отвечают на вопросы не в течение месяца, как раньше, а за несколько часов. Я тоже в своей работе использую социальные сети. Считаю, что этот способ общения, безусловно, ускоряет процессы реагирования, - сказал глава региона. По словам губернатора, большое внимание уделяется информатизации общества в Приморье, особенно таких сфер, как образование, здравоохранение и транспортные услуги. Олег Кожемяко отметил, что в Приморье люди должны иметь возможность получать информационные продукты на одинаково высоком качественном уровне. Свобода информации В день открытия на площадке форума прошла пленарная дискуссия на тему «Управление информационной повесткой в эпоху IV технологической революции». Модератор мероприятия Виктор Суханов поставил перед участниками вопрос обсуждения: как управлять информационной повесткой в современных условиях. Олег Кожемяко, вступив в дискуссию первым, уточнил, что формирование повестки дня - обязанность администрации. - В работе администрация ориентируется на проблемные вопросы, которые мы получаем в том числе из интернет-изданий. Именно интернет-издания позволяют нам оперативно реагировать на острые проблемы. Например, так было с дольщиками, с детьми-сиротами, с проблемами дорог, мостов, - сказал губернатор. Директор по развитию проекта «Лайфхакер» Родион Скрябин, отвечая на вопрос обсуждения, выразил мнение, что в современных условиях никакой новостной повестки больше не существует, потому что каждый человек волен потреблять то, что ему хочется. - Повестка формируется для каждого человека отдельно. Пример тому - умные ленты соцсетей, «Яндекс Дзен». Я не хочу, чтобы кто-то решал за меня, о чём мне думать, - сказал он. - Я могу мыслить, потреблять информацию и выбирать те мнения и суждения, которые мне кажутся правильными. То, к чему идёт медиа сегодня, - переход от дидактического взаимодействия к селективному. В противном случае мы бы читали советские газеты, в которых журналисты писали прекрасные материалы, но в которых было 90% того, что нужно было написать обязательно. Как литература в нагрузку. Раньше медиа обращалось ко всей аудитории, потому понятие аудитории стало слишком широким, поэтому медиа стало обращаться к группам внутри аудитории. Сегодня мы уже в парадигме поинт-медиа, когда есть один человек и всё, что он потребляет вокруг, - это медиа. Мы сами формируем нашу повестку и влияем на повестку дня. Свобода потребления информации - одна из наших важнейших свобод. - Искренне пытаюсь понять, для чего все пытаются что-то контролировать, - говорит сооснователь коммуникационного агентства SETTERS Александра Жаркова. - По поводу блогеров - на самом деле это настолько динамично развивающаяся сфера. На сегодняшний день блогер - настолько обширное понятие, что его нельзя назвать одним словом. Есть политические блогеры, блогеры из сферы диджитал, из фешен-сферы, есть лидеры мнений, есть микроинфлюэнсеры, наноинфлюенсеры. От сферы блогинга мы пришли к такой глобальной индустрии, которая называется инфлюенс-маркетинг, её очень активно используют огромные компании, малый и средний бизнес в России и за рубежом. А также и политические структуры. Это настолько масштабно, что странно пытаться этим управлять или это контролировать. С этим можно очень круто взаимодействовать, выстроив правильную коммуникацию между брендами и блогерами, государством и блогерами. Директор по развитию медиапродуктов «ВКонтакте» Арсений Ашомко уверен, что сейчас невозможно формировать новостную повестку, но её можно направлять и корректировать: - Я не верю, что в современном мире можно заставить человека смотреть то, что ему категорически неинтересно. В краткосрочном периоде, может быть, можно что-то навязать или предложить человеку, но через некоторое время ты просто можешь проиграть как источник информации. Читайте местную прессу Ректор ДВФУ Никита Анисимов поднял такую немаловажную тему, как подготовка современных журналистов в условиях трансформации образовательного процесса: - Многие по-прежнему воспринимают университет только в качестве системы подготовки кадров, в то время как формирование способностей реализовать себя - малая часть того, что мы делаем. Университет - пространство, где учёные занимаются экспертизой и аналитикой, проектами будущего. На фоне всего этого может возникнуть ощущение, что журналистика как направление подготовки уходит в прошлое, но не потому, что падает спрос на сотрудников СМИ, а потому что сейчас популярны синтезы направлений. Например, в прошлом году мы открыли Школу цифровой экономики, в магистратуру, связанную с искусственным интеллектом и большими данными, поступали в основном гуманитарии. - Муниципальные журналисты в районах влияют больше на общественное мнение, - считает секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин. - Поэтому в каждом регионе надо вкладываться в развитие журналистов, местных СМИ. Мероприятие прошло в рамках государственной программы «Информационное общество» на 2013-2021 годы. КСТАТИ МедиаСаммит - отраслевая конференция специалистов в области СМИ, общественных отношений и информационных технологий, которая впервые прошла в Приморском крае в 2014 году. В этом году ключевыми темами форума стали новые тренды медиапотребления и искусственный интеллект.