Наглость — двигатель стартапов. Специальный репортаж RTVI с выставки EcoMotion в Тель-Авиве
Наве запрещают ездить по залу, но он делает это, когда служба безопасности отвлекается. На крупнейшую в 2019 году выставку EcoMotion он пришел продать свой электроскутер с помощью израильской наглости — хуцпы. Наве Спектор, директор EVOway: «Хуцпа? Посмотри на это все и на меня. Без стойки в зале я продаю свое железо. И еще катаюсь без разрешения». Наве СпекторФотография: Борис Штерн / RTVI " class="c-caption__img"> Наве Спектор Фотография: Борис Штерн / RTVI Нарушить запрет, сотворить невозможное — это главный принцип израильского хайтека. Отрасли, которая заменила Израилю автомат Узи и апельсины. Хуцпа («наглость» на иврите) заключается не в том, что ты кому-то хамишь, а в том, что готов добиться всего. Например, родиться в Минске, отслужить в киберподразделении израильской армии и сделать карьеру, как Юля Штейнгарт. Юля управляет хабом Capsula при Тель-Авивском университете. Технологии автономного вождения, безопасность и навигация — вот специализация Capsula. Задача Юли продать свои стартапы, привлечь инвестиции. Хуцпа и здесь помогает. Юлия Штейнгарт, директор центра Capsula TAU: «Предположим, что мне надо сейчас представлять стартапы. Я могу подойти к любому человеку на выставке, будь это хоть СЕО какой-нибудь автомобильной компании, и сказать ему: „Послушайте, у меня есть стартап, который занимается безопасностью информационных данных или сенсорами, познакомьтесь”. Я могу сделать это легко». За несколько минут Юля договаривается о встрече с управляющим инженерного отдела General Motors. Это работает. Работает на всех уровнях: от создания стартапа до его капитализации. Так было и с Mobileye — израильской компанией, которую за $15 млрд купил Intel. Хайтек-выставка и встреча с инвесторами — это что-то вроде Олимпийских игр. Но тренировочный зал выглядит совершенно по-другому, например, как коворкинг Be All. Здесь работают специалисты, которые создают стратапы. И все они пользуются той самой израильской наглостью. Be All находится на 26 этаже небоскреба Black Tower. Здесь тоже все по-израильски, не так как в рабочих пространствах Европы или Америки. Лена Донец в стартап-бизнес пришла из Тель-Авивского университета и сразу нашла свое место в мире израильского хайтека. Компания, которой она управляет, создает экопространство для внедрения технологий. Почему получается? По мнению Лены, весь секрет в израильском методе воспитания и армии. У детей здесь нет границ, им можно все. Армия, которая впервые ставит перед молодым человеком границы, учит его быстрому принятию решений, ответственности и налаживанию связей. Симбиоз дает уникальный результат. Елена Донец, директор Duco: «Ты понимаешь, что люди вокруг тебя — это просто люди. И тот же инвестор тоже был в армии. Ты всегда можешь найти какой-то общий знаменатель, когда разговариваешь с кем-то. В Израиле очень легко сделать айс-брейкинг, легко найти что-то общее между людьми: или учились вместе, или вместе были в армии, или „А у нас тоже родители из России”». Попасть в такое рабочее пространство — это плюс в стартап-карму и доказательство того, что ты продвигаешься вперед. Во всех небоскребах города работают такие пространства. Самое большое занимает семь этажей. Заполняемость коворкингов в Тель-Авиве — под 100%. Стартаперам есть, кому нагло предложить свои идеи. В том числе и российскому «Яндексу». Испытания своих автономных машин, то есть беспилотников, «Яндекс» проводит на израильских дорогах. Ни в России, ни в США нет таких узких дорог и таких непредсказуемых водителей. Беспилотник «Яндекса»Фотография: Егор Алеев / ТАСС " class="c-caption__img"> Беспилотник «Яндекса» Фотография: Егор Алеев / ТАСС Аркадий Волож, сооснователь «Яндекса»: «Он [проект] будет израильским, когда мы откроем центр. Сегодня мы объявили, что мы открываем его и набираем людей. Мы делаем универсальный софт, который водит машину. Любую машину в любом месте земли. Нам нужно уметь ездить всюду. В этом смысле Израиль сильно отличается от тех условий, которые мы имеем в России, и от того, что мы имеем в Америке». «Яндекс», действительно, оказался сюрпризом для израильского хайтека. Но Аркадий Волож чувствует себя здесь вполне комфортно, хотя хорошо знает, что такое израильская регуляция бизнеса и как это трудно. Чиновники до сих пор не могут решить, нужны автономные машины Израилю или нет, поэтому процесс затягивается и часто похож на бюрократическую рутину. Аркадий Волож, сооснователь «Яндекса»: «Те страны, которые больше разрешают тестировать машины, у которых регулирование в этой области легче, будут первыми. Сейчас это есть в США и в России, это есть в Китае. Израиль немного с этим отстал. При такой стартаповской среде регулирование опаздывает, и здесь надо что-то делать». На выставке EcoMotion в принципе возможно все. Один несанкционированный проезд на электроскутере может оказаться равен одному, но очень ценному бизнес-контакту. Пока достигнут уровень обмена визитками и короткого диалога прямо на выставке. Например, у электроскутера Наве появился шанс. Потому что хуцпа работает.