Как построить глобальный технологический бизнес из Тулы: история участницы рейтинга Forbes «30 до 30»
Молодая тульская компания Devar мечтает устроить революцию на издательском рынке: стартап соединил бумажные книги и технологию дополненной реальности (augmented reality — AR). Оживших в AR героев детских сказок от Devar можно встретить в 40 странах мира, а выручка проекта за шесть месяцев 2019 года достигла $12 млн. Соосновательница Devar, участница рейтинга 30 самых перспективных россиян моложе 30 лет по версии Forbes Анна Белова рассказала, с чем пришлось столкнуться бизнесу при трансформации книжного рынка и как компания планирует превратить мобильное приложение в виртуального воспитателя для детей по всему миру. 30 самых перспективных россиян моложе 30 лет. Рейтинг Forbes Про «кремлевский заказ» и роботов для атомного реактора Еще будучи студенткой Тульского государственного педагогического университета, я часто участвовала в научных и образовательных конференциях и форумах. На последнем курсе в 2011 году на одном из таких мероприятий познакомилась с будущими бизнес-партнерами — Виталием Аверьяновым, тогда специалистом по поисковой оптимизации, и Андреем Комиссаровым, владельцем ремонтного бизнеса. Мы пообщались, помечтали и решили открыть собственная дело. В том же году мы основали веб-студию «Лаборатория 24», которая создавала сайты для компаний. В целом работали в плюс, но бывали и месяцы, когда уходили в минус. Расширить клиентуру помог «кремлевский заказ», как мы его между собой называем: наша студия выиграла тендер на разработку сайта для Кремлевского дворца, предложив за свои услуги самую низкую цену — 1 рубль. Это был маркетинговый ход — мы получили в портфолио интересное имя. За Кремлем потянулись и другие клиенты — предприниматели из столицы и регионов. Пошли заказы и на системы электронного документооборота. В последние месяцы 2013 года «Лаборатория 24» приносила по несколько десятков миллионов рублей выручки. В 2014 году мы снова получили неожиданный заказ: один из заводов по производству оборудования и комплектующих для предприятий атомной отрасли в Санкт-Петербурге попросил разработать систему видеонаблюдения для мониторинга атомных реакторов. Завод делал роботов, которых запускают внутрь реактора, а мы должны были создать для них программное обеспечение, с помощью которого робот будет считывать происходящее и передавать на экран диспетчеру. Проект удался, и мы решили конвертировать полученный опыт в массовый продукт. После долгих экспериментов остановились на мобильном приложении с технологией дополненной реальности — аugmented reality, AR. С его помощью можно совмещать изображения реальных объектов с виртуальными образами. О wow-эффекте и проблемах с издательствами В 2014 году мы всерьез взялись за эту идею, много экспериментировали с AR. Например, на выставке недвижимости MIPIM во Франции наша команда сделала мобильное приложение, которое воссоздало проект будущей постройки прямо на макете. Потом мы создали анимированный учебник биологии, атлас мировой фауны, а для музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне — приложение с возможностью полистать рукопись «Войны и мира». У аудитории AR-книги вызывали wow-эффект, и мы решили, что новый формат сможет стать таким же популярным и востребованным на традиционном книжном рынке, как и электронная книга. У нас была команда разработчиков, но не было партнера из традиционной отрасли. В начале 2015 года мы обили пороги нескольких издательств, предлагая им совместно выпускать AR-литературу. Схема сотрудничества была нехитрой: с нашей стороны — технология, с их — печать и дистрибуция книг. Для книгоделов дополненная реальность была чудом, но они не верили, что AR сможет стать частью их рынка. Мол, очередной хайп вокруг высоких технологий, о котором через несколько дней никто и не вспомнит. Мы понятия не имели, как работает издательский рынок, но чутье подсказывало: нужно объединить AR с детской литературой. Для детей контент проще сделать зрелищным, к тому же, новое поколение растет с мобильным устройством в руках и наиболее восприимчиво к новым технологиям. Про огнедышащих драконов и долгие деньги Зимой 2015 года мы с партнерами зарегистрировали компанию Devar media, которая занималась печатью и дистрибуцией книг. Стартовый бюджет составил около $2 млн, которые мы взяли из прибыли «Лаборатории 24». Мы наняли редакторов, сценаристов и художников, совместно с которыми создали раскраску «Живые герои». IT-специалисты разработали специальное приложение, с помощью которого герои раскраски — русалочка, дракончик, машинки — оживали. Ребенок раскрашивал героя на бумаге, открывал приложение на смартфоне или планшете и наводил камеру на свой рисунок. Система распознавания идентифицировала изображение и воспроизводила его в 3D-модели на экране устройства в тех цветах, в которых его раскрасили. При нажатии кнопки на экране дракончик мог летать или извергать огонь. У каждого персонажа были свои команды взаимодействия с пользователем. И хотя команд на тот момент было немного, дети были в восторге. Они думали, что все персонажи реальны, заглядывали за мобильные устройства и пытались понять, в чем же «магия». Тогда мы поняли, что выбрали правильный путь. Первый тираж в 50 000 экземпляров отпечатали на типографии в Туле. Производство AR-литературы выходит дороже традиционной. Основные траты — команда, которая разрабатывает приложение и цифровой контент (3D-модели персонажа, его анимация, взаимодействия и другое). Мы не рискнули сразу выставлять продукт на полках в книжных и сетевых магазинах — на тот момент еще никто не знал о книгах с дополненной реальностью, они могли потеряться среди других товаров. К тому же это были «долгие деньги» — у сетей есть отсрочка платежей, которая может доходить до 110 дней. О книжной франшизе Чтобы создать спрос на рынке, мы решили развивать франшизную сеть. Предлагали мелким предпринимателям продавать нашу продукцию по лицензии: за 150 000 рублей франчайзи получал 2000 экземпляров продукции и обучающие материалы. Другой вариант — открывать региональные представительства Devar, аналог мастер-франшизы, это стоило от 350 000 до 500 000 рублей. Такая бизнес-модель позволила нам не только сэкономить на менеджерах по продажам в регионах, но и избежать маркетинговых затрат. Среди наших франчайзинговых партнеров было много мам в декрете, которые продавали книги и раскраски у себя в Instagram, а также мелкие региональные книжные магазины, которые за счет нас хотели расширить матрицу продукции. За несколько месяцев мы подключили 80 франчайзинговых партнеров, которые активно рекламировали продукцию Devar: проводили промоакции, снимали ролики-инструкции продукта для YouTube, участвовали в локальных книжных выставках под нашим брендом. За полгода нам удалось продать в России и СНГ более 500 000 книжек-раскрасок. Мы проработали по франшизе еще год, а потом начали выстраивать партнерство с сетевыми магазинами и дистрибуторами. Devar работает более чем со 150 ритейлерами — Hamleys, Ozon, «Лабиринтом», Wildberries, «Дикси», Metro, «Лентой», «О'кей» и другими. О сотрудничестве с Hasbro и мировой экспансии Закрепившись на российском рынке, мы стали думать об экспансии за рубеж. В сентябре 2015 года начали продавать лицензию сперва книжным издательствам, потом производителям детских товаров в разных странах. Работаем по двум схемам. В первой лицензиат покупает права на печать и продажу локализованного контента Devar и на использование технологии. Во второй мы сами выступаем в роли поставщика технологии крупным лицензионным компаниям. Например, в России мы являемся лицензиатом My Little Pony — канадско-американского детского мультфильма, принадлежащего корпорации Hasbro. Мы использовали сюжет и героев мультфильма в своей продукции, но продавать детскую литературу с героями My Little Pony за пределами России не можем, поэтому предложили корпорации такую модель: мы продаем лицензию на использование технологии, а они — на бренд. Наша совместная с Hasbro продукция представлена в 10 странах мира. В остальном у нас классическая лицензионная модель: партнер покупает права и оплачивает гарантию 50% от тиража продукции, который планирует реализовать. Роялти составляет от 5 до 15%. О русском фольклоре и проблемах с Кораном Наша бизнес-модель позволяет создать одну книгу и продавать ее сразу на нескольких рынках — это серьезно увеличивает рентабельность. Но для этого нужен универсальный продукт, который одинаково интересен детям из разных стран. Поняли мы это не сразу и успели совершить ошибки. Например, для экспансии на международные рынки сделали серию книг с русскими сказками и нашли всего шесть партнеров — в Молдавии, Эстонии, Латвии, Польше, Испании и на Кипре, — с которыми у нас похожий фольклор или где есть большая русскоязычная община. Конечно, этого было недостаточно. Универсальным же вариантом стала энциклопедии про динозавров. Мы продали этот продукт в 20 стран, не считая России и СНГ. В России в 2018 году было реализовано 119 000 единиц этой энциклопедии. На рынки арабских стран мы пытались выйти еще в 2015 году, но получилось это сделать только спустя год. Дело в том, что большая часть наших персонажей — мифические существа, а их, как оказалось, нельзя использовать, согласно Корану. От драконов арабские партнеры отказались сразу, а русалочку попросили одеть. Мы прислушались к их пожеланиям, добавили животных — помогло. Сегодня мы работаем в 40 странах, а наша продукция локализована для 26 языков. Бизнес сегментирован. Есть Devar Global — компания, которая занимается развитием на международных рынках, и Devar Media — российское издательство, которое занимается продажей и распространением продукции на территории России и СНГ. Соотношение по продажам в России и мире — 70% к 30%. Доля международных продаж постоянно растет. О том, как обучать, развлекая Дети хотят потреблять контент через смартфон или планшет, а родители — чтобы этот контент был направлен на обучение чада. Первая продукция Devar была развлекательного формата, но постепенно мы ушли в развивающе-обучающую нишу. Стали выпускать азбуки, серии энциклопедий (динозавры, анатомия, космос) и многое другое. Объединив желание родителей и детей, мы стали расти еще быстрее. В 2017 году мы решили оживить с помощью технологии дополненной реальности игрушки. Подписали контракты с производителями в Китае, Канаде и Испании. AR реализуется здесь так же, как и с книгой: нужно открыть приложение и поднести смартфон или планшет к объекту, после чего система распознавания идентифицирует его и воспроизводит в 3D-модели на экране устройства. Например, куклу для девочек испанского производителя Bebe Pupil благодаря нашему приложению можно покормить и успокоить. «Оживив» игрушку, ребенок может учить цифры, алфавит и цвета. От драконов арабские партнеры отказались сразу, а русалочку попросили одеть. Мы прислушались к их пожеланиям Сегодня можно оцифровать любой продукт. Мы намерены «оживить» не только книги или игрушки, но и одежду, мебель и другую детскую продукцию. Сейчас под брендом Devar выпускается около 200 разных продуктов (детская литература, пазлы и игрушки). 90% продаж приходится на книжный сегмент, но мы планируем охватить как можно больше детских товаров. Это поможет нам конкурировать за время и внимание ребенка с крупными мировыми корпорациями. О революции на книжном рынке и электронном воспитателе В 2018 году мы получили $3 млн инвестиций от российского фонда Leta Capital. На эти средства запустили новое приложение, в котором объединили все наши продукты — книги, раскраски, игрушки и диджитал-контент. Теперь у Devar есть платформа с использованием искусственного интеллекта, которая анализирует возраст, полученные ранее знания, страну, окружение ребенка и на основе этих данных подбирает ему помощника в виде AR-персонажа, вместе с которым можно учиться по индивидуальной программе. Каждый из персонажей отвечает за свой образовательный курс. Они могут совершать до 300 взаимодействий с пользователем: учить азбуку, иностранный язык, задавать математические задачки. Родители могут отслеживать, какие навыки приобрел ребенок и насколько хорошо усвоил материал. Так мы превращаем Devar в персонального интеллектуального помощника в развитии ребенка. Приложение пока бесплатно и будет оставаться таким для пользователей, которые покупают физический продукт. Цифровой контент с AR-персонажами планируем монетизировать — будем брать плату за подписку. Традиционный издательский бизнес тяжело поддается масштабированию — оценить успешность выпущенной книги можно только ее тиражом. Невозможно узнать, кто купил вашу книгу и кто прочел ее до конца. Если какие-то страницы читателю не понравились, их уже нельзя будет переписать. С технологией дополненной реальности мы решили все эти проблемы и смогли сделать в консервативной индустрии настоящую революцию — охватили не только российский рынок, но и мировой, быстро выросли и целимся в новые сегменты. Наша выручка за первое полугодие 2019 года составила $12 млн. За четыре года AR не перестала быть чудом, зато традиционный бизнес перестал сомневаться в ней. Теперь книгоделы сами стремятся сотрудничать с нами. 13 самых перспективных россиянок моложе 30 лет 1 из 13 2 из 13 Александр Карнюхин для Forbes 3 из 13 Александр Карнюхин для Forbes 4 из 13 5 из 13 6 из 13 7 из 13 Александр Карнюхин для Forbes 8 из 13 9 из 13 10 из 13 Александр Карнюхин для Forbes 11 из 13 12 из 13 13 из 13 Александр Карнюхин для Forbes Анна Белова 30 лет, Devar Категория: Предприниматели В 2015 году тулячка Анна Белова вместе с партнерами Виталием Аверьяновым и Андреем Комиссаровым запустила стартап Devar. Проект занимается производством детских книг с технологией дополненной реальности (augmented reality — AR). На второй год работы компания достигла оборота $1 млн. Сегодня продукция Devar продается уже в 40 странах, и 70% выручки приходится на зарубежные рынки. В линейке более 200 наименований образовательных и развлекательных AR-книг. В феврале 2018 года стартап привлек инвестиции в объеме $3 млн от известного венчурного фонда Leta Capital. В России Devar продает более 1 млн книг в год. Галина Дегтярева 26 лет, «Газпром-медиа Холдинг» Категория: Инвестиции Выпускница РЭУ им. Плеханова Галина Дегтярева начинала карьеру в консалтинговом гиганте Ernst & Young, где занималась международным налогообложением. В 2015-м перешла в фонд Maxfield Capital, где управляла портфелем фонда (более 25 компаний), мониторингом портфолио, разрабатывала стратегии «выходов» и пр. В конце 2017-го Дегтярева перебралась в один из крупнейших медиахолдингов страны «Газпром-Медиа», чтобы с нуля создать inhouse-инвестиционное подразделение. В 2018-м при ее участии компания провела хакатон по Big Data и инвестировала в киберспортивный проект Sector Esports, а в 2019-м — в сервис для заказа еды Catery (во втором случае сумма инвестиций составила $2 млн). В прошлом году при посредничестве Дегтяревой «дочка» телеканала ТНТ, входящего в холдинг, вложилась в сервис по размещению нативной рекламы Native Rent. Галина Дегтярева пишет колонки про инвестиции для зарубежных журналов и преподает венчурное инвестирование в МГУ. В 2017 году статью Дегтяревой о европейских стартапах в области искусственного интеллекта процитировали аналитики McKinsey в исследовании об ИИ. Алина Пязок 28 лет, клипмейкер Категория: Музыка и кино Алина Пязок наравне с Александром Гудковым, Айсултаном Сеитовым и еще несколькими влиятельными фигурами во многом ответственна за YouTube-революцию в российской поп-культуре. Именно ее «перу» принадлежат виральные клипы китчевой группы Little Big, включая главный хореографический «вирус» 2018 года — ролик Skibidi. Незабываемый визуальный стиль Little Big, благодаря популярности на YouTube имеющей поклонников по всему миру, уже принес их каналу почти 4 млн подписчиков и более 800 млн просмотров. Группа много гастролирует в России и за рубежом. Уроженка Челябинска, Пязок еще подростком снимала сюжеты для регионального ТВ, а позднее не смогла поступить на бюджетное место во ВГИК и поехала учиться на фотодокументалиста в Санкт-Петербург. Там она начала карьеру клипмейкера и на первых порах много работала с артистами самых разных «неформатных» жанров: рока, рэпа, регги и др. В 2013-м Пязок стала частью коллектива Little Big, собранного вокалистом Ильей «Ильичем» Прусикиным. Постепенно вокруг группы сформировался пул блогеров и молодых артистов — клипы для них часто снимает Алина («Хлеб», Lizer, The Hatters и др.). Работает она и с другими исполнителями, например с популярными рэперами Feduk и ЛСП. Также в творческое портфолио Little Big входит YouTube-шоу «КликКлак» — это еще один сверхпопулярный канал с 5,6 млн подписчиков и более 720 млн просмотров. Елизавета Гырдымова (Монеточка) 20 лет, певица Категория: Музыка и кино Студентка факультета продюсерства и экономики ВГИКа, Гырдымова еще в 2016-м дебютировала со сборником тихих иронических песен «Психоделический клауд-рэп». А в 2018-м выпустила полноценный альбом «Раскраски для взрослых», который моментально стал хитом. Все треки с пластинки вошли в чарт топ-100 «Яндекс.Музыки», а портал Meduza объявил запись «главным русским поп-альбомом года». 31 декабря Монеточка единственная из молодой поросли артистов выступила и в сервильном формате «голубого огонька», и в его сатирической версии, снятой командой Ивана Урганта. Елизавета Мелик-Гайказян 27 лет, МГУ, автор разработок в области физики Категория: Наука и технологии Окончила физический факультет МГУ. В составе международной коллаборации ученых разрабатывает новые материалы для солнечных батарей и светодиодов. Статью, посвященный новому методу спектроскопии, команда опубликовала в престижном журнале Scientific Reports — их разработка значительно дешевле других, используемых в этой области. Мелик-Гайказян получила стипендию SIPGA сингапурского Агентства по науке, технологиям и исследованиям. Татьяна Мингалимова 24 года, «вДудь», «Нежный редактор» Категория: Новые медиа После школы Татьяна поступила в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО). Во время учебы начала работать на «Матч ТВ» в шоу «Культ тура», которое вели Юрий Дудь, Евгений Савин и Сергей Шнуров. На телеканале также участвовала в запуске «Передачи без адреса» с Артемом Нечаевым. В 2016-м Дудь пригласил Мингалимову в команду своего YouTube-канала «вДудь», который быстро превратился в один из хитов русскоязычного сегмента платформы. В 2017-м Татьяна запустила на YouTube собственное шоу «Нежный редактор». Формат похож — подробные интервью с героями поп-культуры. Главное отличие от «вДудя» — гендерный состав гостей: в шоу к Мингалимовой обычно приходят известные женщины. У канала «Нежный редактор» уже более 450 000 подписчиков и порядка 45 млн просмотров. Настя Ивлеева 28 лет, блогер, телеведущая Категория: Новые медиа Первое рекламное предложение Насте Ивлеевой поступило, когда ее блог в Instagram собрал 10 000 подписчиков. Это была реклама сайта знакомств Badoo, на которой Ивлеева заработала 15 000 рублей. «Я тогда подумала: начало неплохое. Не какие-нибудь там глупости рекламировать», — рассказывает блогер. Но известна она стала гораздо раньше: в 2013 году ее короткие юмористические скетчи в Instagram быстро собрали внушительную аудиторию. В 2016-м успехи Ивлеевой заметили на телевидении: сначала ее пригласили вести шоу «Можно все» на телеканале «Ю», а затем передачу «Орел и решка» на «Пятнице!» (из нее она ушла в конце 2018 года). В прошлом году Ивлеева запустила собственное YouTube-шоу, на которое подписалось более 2,5 млн пользователей. Также она продолжает расти в Instagram, у нее уже около 12 млн подписчиков. Для главного разговорного YouTube-шоу «вДудь» выпуск с Ивлеевой остается самым популярным — у интервью уже более 24 млн просмотров. В 2018 году Ивлеева стала продюсером. Она продюсирует в Instagram ведущую «Матч ТВ» Юлию Коваль (известна под ником @koval_now) и Instagram-блогера Виталия Видякина, известного под ником @parapatronov. «У него, между прочим, 300 000 подписчиков появилось всего за пару месяцев!» — хвалится Ивлеева. Осенью она планирует запустить масштабный проект, суть которого пока не раскрывает. Мария Командная 30 лет, блогер, телеведущая Категория: Новые медиа Бывшая ведущая «НТВ Плюс», «России 2», «Дождя» и «Матч ТВ», в 2017-м Мария Командная ушла с российского телевидения, чтобы на время чемпионата мира по футболу присоединиться к команде американского вещательного гиганта FOX Sports. Кроме того, в декабре 2017-го вместе с легендарным футболистом Гарри Линекером журналистка провела церемонию жеребьевки турнира. Командная также выступила сооснователем сайта о здоровом образе жизни The Challenger и долгое время руководила его редакцией. С конца прошлого года она развивает собственный YouTube-канал Commandos. Елизавета Олескина 30 лет, «Старость в радость» Категория: Социальные практики Елизавета Олескина решила системно помогать пожилым людям еще на первом курсе филологического факультета МГУ, когда случайно побывала в одном из региональных домов престарелых. Вскоре вокруг молодой энтузиастки собралась команда таких же неравнодушных активистов — так и родился фонд «Старость в радость». Со временем организация выросла в одного из лидеров российской благотворительности – под ее шефством находятся 200 домов-интернатов в 30 регионах. «Старость в радость» также оплачивает работу более 200 специалистов по уходу за своими подопечными и регулярно собирает или закупает для них большие партии медикаментов, продовольствия, одежды и других важных вещей. Дарья Алексеева 29 лет, Charity Shop Категория: Социальные практики В 2009 году Дарья Алексеева оказалась в ночлежке в Гонолулу (Гавайи, США) — она потеряла паспорт и банковскую карту и не помнила ни одного номера мобильного телефона, кроме собственного. Прожив пять дней вместе с другими бездомными в большом зале, похожем на спортивный, бесплатно получая еду и чистую одежду (ее можно было самостоятельно выбрать), Алексеева поняла, какой должна быть помощь, которую не стыдно принимать. Потом она окончила Финансовый университет и шесть лет проработала в благотворительных организациях, в летние каникулы занимаясь волонтерством в псковской деревне, Европе и Африке — она разбиралась, как функционирует некоммерческий сектор. Первый благотворительный магазин Charity Shop Дарья открыла еще в 2014 году: арендовала подвал рядом с метро «Третьяковская», попросила подруг, знакомых и пользователей социальных сетей сдать ненужную одежду, отобрала лучшее и выставила на продажу. Одежду сортировала вручную и продавала по смешным ценам. Позднее на базе магазина Алексеева создала фонд «Второе дыхание». Сегодня у фонда около 50 точек приема одежды для восьми магазинов Charity Shop в Москве, Костроме и Ярославле. Через структуры Алексеевой проходит более 300 т одежды в год. При этом Charity Shop — эффективная бизнес-модель: магазины (оборот в 2018-м — 40 млн рублей) направляют прибыль на благотворительность и развитие новых точек. EY Russia в 2018 году наградил Алексееву премией «Деловые женщины» — Дарья победила в номинации «Социальный бизнес». Диляра Минрахманова 29 лет, Outlaw Категория: Мода и дизайн Соосновательница ствитвир-бренда Outlaw Moscow познакомилась со своим партнером Максимом Башкаевым в 2009 году во время стажировки в Пекине, где изучала политологию и китайский язык, а также занималась дизайном одежды. В первой коллекцию марки было пять пальто. Со временем бренд вышел на объем производства более 1 тысячи вещей в год. Вещи Outlaw продают в российских и зарубежных концепт-бутиках, а в прошлом году молодая марка удостоилась статуса партнера глобального гиганта спортивной экипировки Puma – компании в рамках коллаборации выпустили две лимитированные коллекции. Кристина Грикайте 18 лет, модель Категория: Мода и дизайн Грикайте родилась в Омске в 2000 году и начала карьеру модели в 16 лет, подписав контракт с агентством Avant Models. Снимки Кристины заметил американский фотограф Дэвид Мушегон и снял ее для российского Vogue. Уже в феврале 2017-го Грикайте открыла весенне-летний показ Prada. Спустя два года в портфолио модели показы таких брендов, как Dior, Paco Rabanne, Céline, Louis Vuitton, Valentino, а также попадание на обложки японского Vogue, автралийского Pop Magazine и других глянцевых журналов. Грикайте живет и работает в Нью-Йорке. Женя Ким 28 лет, J.Kim Категория: Мода и дизайн Белая футболка размера XL, старые джинсы, минимум косметики и аккуратно убранные в пучок волосы — повседневный образ Жени Ким, создателя марки одежды J.Kim, подчеркнуто прост по сравнению с той одеждой, которую она создает. Молодой дизайнер корейского происхождения переехала из Узбекистана в Москву 18 лет назад. Перед тем как придумать концепцию бренда, в основу которого легли мотивы азиатской культуры, она три года экспериментировала со спортивным и деловым стилями, пытаясь найти собственный. Стремление Ким показать красоту национального костюма сделало ее заметной в fashion-индустрии. Свою первую коллекцию одежды девушка создала в 2013 году, будучи студенткой Московского колледжа декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже. Коллекцию она отшила в Корее за 150 000 рублей. Спонсировал производство друг семьи, который также пролоббировал ее стажировку у Вячеслава Зайцева во время обучения в колледже. Имя спонсора девушка называть отказывается. Получив небольшую поддержку на старте, дальше Женя Ким решила действовать самостоятельно: отшивала небольшую коллекцию, продавала ее частным клиентам, а на заработанные деньги шила новую. Бренд J.Kim представлен в шоуруме indexflat, универмаге «Цветной» в Москве и в шоуруме Mainoun в Нью-Йорке. Среди ее профессиональных достижений — номинация на Woolmark Prize, одну из престижных мировых премий в сфере моды.