Здесь был Пушкин: московские музеи и парки, которые помнят «наше всё»

Александр Сергеевич Пушкин — потомственный москвич, в Москве жили шесть поколений его предков. Он возвращался в город, в котором родился, снова и снова в течение всей своей жизни, и сегодня в столице насчитывают более сотни пушкинских адресов. Специально к 220-летию со дня рождения поэта Мосгортур рассказывает о городских музеях и парках, связанных с именем Пушкина. Дом-музей Василия Львовича Пушкина (Старая Басманная, 36) Дом-музей В.Л. Пушкина Антон Усанов, МОСГОРТУР Родной дядя поэта, сам известный стихотворец, Василий Львович Пушкин снял этот деревянный дом на каменном фундаменте в 1824 г. Тогда он представлял собой ампирный особняк с колонным портиком и лепниной. У Василия Львовича — автора нашумевшей поэмы «Опасный сосед», завзятого библиофила и театрала, бывшего старосты литературного общества «Арзамас» — собирался цвет московской интеллигенции. Племянник впервые побывал у него в гостях в день своего возвращения в Москву из ссылки в Михайловском — 8 сентября 1826 г. Первопрестольная принимала торжества по случаю коронации Николая I, и поэт появился на Старой Басманной вечером, после аудиенции у императора в Кремле. Скорее всего, Пушкин показывал дяде рукопись «Бориса Годунова», которую он с оглушительным успехом читал на публике в тот приезд в Москву. Кабинет В.Л. Пушкина Антон Усанов, МОСГОРТУР Осенью 1829 г. он в этом доме делился впечатлениями о поездке в действующую армию на Кавказ, послужившими основой для «Путешествия в Арзрум», а весной 1830-го растрогал дядю известием о скорой женитьбе. Увидеть племянника отцом семейства Василию Львовичу не довелось — в августе 1830 г. в этом доме Пушкин присутствовал при кончине своего «дяди на Парнасе». Он взял на себя все расходы на похороны и проводил родственника к месту последнего упокоения в фамильном некрополе Донского монастыря. Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского (ул. Тверская, 14) Музей - культурный центр "Интеграция" Фото предоставлено музеем В 1820-е гг. здесь находился литературно-музыкальный салон княгини Зинаиды Волконской. Друг Пушкина Пётр Вяземский писал, что в нём «соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодёжь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Всё в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли». Портрет Зинаиды Волконской Фото предоставлено музеем Не раз бывал в этих стенах и Александр Сергеевич. Впервые — осенью 1826 г., когда хозяйка, знаменитая своим контральто, встретила поэта романсом на его элегию «Погасло дневное светило». Позднее Пушкин посвятил ей мадригал «Среди рассеянной толпы», в котором назвал княгиню «царицей муз и красоты». В салоне Волконской началась дружба Пушкина с польским поэтом Адамом Мицкевичем. Тот вечер лёг в основу сюжета картины художника-передвижника Григория Мясоедова «Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей». Репродукция картины "Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей" в журнале "Нива" Фото предоставлено музеем В очередной свой приезд в Москву, 26 декабря 1826 г., Пушкин был здесь гостем на прощальном вечере, который Зинаида Волконская устроила для своей невестки — отправлявшейся в Сибирь к ссыльному мужу-декабристу Марии Волконской. Пушкин знал Марию со времён своей южной ссылки, когда ей было 15 лет и она ещё носила фамилию Раевская. На вечере он впервые прочитал написанное накануне послание декабристам «Во глубине сибирских руд». Дом, построенный в 1790-х гг. по проекту Матвея Казакова, во времена Пушкина выглядел не так, как сейчас. Тогда его фасад украшал шестиколонный портик с родовым гербом, на улицу выступали два балкона с пилястрами и красивой решёткой. Во второй половине XIX в. здание дважды перестраивалось при смене владельцев и приняло близкий к сегодняшнему вид после того, как дом приобрёл купец-миллионер Григорий Елисеев, чтобы открыть в нём «Елисеевский» магазин. Музей Тропинина и московских художников его времени (Щетининский пер., 10, стр. 1) В ту же зиму 1826-1827 года, когда провожали в Сибирь Волконскую, в Москве был написан знаменитый «халатный» портрет Пушкина кисти Василия Андреевича Тропинина. Тот самый портрет. Копия А.П. Елагиной Из коллекции Музея-квартиры Пушкина на Арбате С 1824 г. самый известный московский портретист своего времени творил в мастерской на Ленивке, «в каменном флигеле на большой улице» (теперь — Волхонка, 11, стр. 6). То ли поэт сам обратился к художнику, чтобы потом подарить готовую картину своему приятелю Сергею Соболевскому, то ли это изначально была идея Соболевского — первый эскиз был сделан в его доме на Собачьей площадке, где Пушкин останавливался той зимой. Затем Александр Сергеевич несколько раз приходил для натурных сеансов на Ленивку. Халат, заменивший на полотне жилет и сюртук, в которых позировал Пушкин, был удачной находкой Тропинина. С одной стороны, этот домашний предмет одежды придаёт портрету непарадный, камерный характер, с другой — складки халата вызывают сходство с тогой римского императора, подчёркивая величие поэта. Дом на Ленивке, где Тропинин писал портрет Пушкина Ещё при жизни Пушкина портрет вошёл в число его канонических изображений. В том же 1827 г. художница Авдотья Елагина сняла с него очень удачную копию, которая теперь экспонируется в Мемориальной квартире А. С. Пушкина на Арбате. Тропинин после смерти жены в 1855 г. покинул Ленивку и переехал в Замоскворечье (недалеко от этого места сейчас находится Музей Тропинина), где через два года умер. Созданный портретистом шедевр сменил нескольких владельцев, в 1909 г. оказался в Третьяковской галерее, а в 1937-м переехал в Северную столицу и ныне хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Усадьба Хрущевых-Селезневых (ул. Пречистенка, 12/2) Государственный музей А.С. Пушкина Фото с сайта музея С 1957 г. Государственный музей А. С. Пушкина занимает бывшую усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых. В первой половине XIX в. здесь обосновался с семьёй отставной гвардии поручик Александр Петрович Хрущёв, чьи предки упоминаются в «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке». В 1814 г. он купил сгоревшую в московском пожаре усадьбу, и вскоре на Пречистенке появился нарядный особняк с двумя фасадами по главной улице и переулку, который позднее получил имя хозяина владения. Хрущёвы, разбогатевшие «посредством бережливости, винокурен и откупов», жили на широкую ногу и принимали у себя всю Москву. Об этом зажиточном семействе не раз вспоминал известный летописец московской жизни того времени Александр Булгаков. «Вообрази, у них готовят обед на 260 человек», — писал он брату в апреле 1826 г. Среди гостей хлебосольного дома на Пречистенке были и люди пушкинского круга, но бывал ли у Хрущёвых сам поэт, документально не подтверждено. Нельзя исключать, что в 1826-1827 гг. он мог оказаться у них на балу или обеде вместе с Петром Вяземским и Григорием Римским-Корсаковым — эта троица редко пропускала возможность повеселиться. «Наш триумвират в отношении к балам отслуживал службу свою, наподобие бригадиров и кавалеров св. Анны, непременных почётных гостей, без коих обойтиться не могла ни одна купеческая свадьба, ни один именинный купеческий обед», — вспоминал о тех днях Вяземский. В декабре 1828 г. на одном из таких московских балов Пушкин впервые увидел 16-летнюю Наталью Николаевну Гончарову. Театр в Нескучном саду (ЦПКО имени М. Горького) Осенью 1826 г., после восшествия на престол, Николай I приобрёл для летней резиденции императрицы владение с Нескучным садом. Сад был открыт для посещений и быстро превратился в популярное место у гуляющих. Публику также привлекал устроенный там летом 1830 г. «воздушный» театр на 1500 зрителей, на естественной сцене которого дважды в неделю давались спектакли. Пушкин тем летом находился в Москве — на Пасху Наталья Гончарова приняла его предложение, и они стали выезжать в свет как жених и невеста. В июле пара посетила и новомодный театр. «…Нащокин и А. С. Пушкин с невестой и её семьёй приехали в Нескучный сад погулять и посмотреть только что отстроившийся воздушный театр, где происходила репетиция. Артисты, увидев Пушкина, прекратили репетицию… и пока он осматривал сцену и места для зрителей, они толпою ходили за ним, не сводя глаз ни с него, ни с невесты!» — писал близкий друг Пушкина Павел Нащокин. Виды на Гротесковый мост в Нескучном саду От просуществовавшего всего пять сезонов театра в Нескучном не осталось и следа, но Пушкина могут «помнить» камни Гротескового моста, у которого он прогуливался с Натальей Гончаровой. Не случайно ближайшую к мосту часть набережной Москвы-реки в 1937 г. назвали Пушкинской. Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате (Арбат, 53) Арбатская квартира поэта Вернувшись в Москву из Болдина в начале декабря 1830 г., Пушкин занялся приготовлениями к свадьбе, отсроченной смертью дяди. Договор о найме дома на Арбате, принадлежавшего губернскому секретарю Никанору Хитрово, Александр Сергеевич заключил в маклерской конторе Пречистенской части 23 января. За две тысячи рублей ассигнациями Пушкин снял комнаты второго этажа, антресоли, кухню и конюшню с каретным сараем. В этом доме за день до свадьбы он собрал ближайших друзей на «мальчишник», а 18 февраля 1831 г. вернулся сюда после венчания с молодой женой. Ещё через десять дней, 27 февраля, семейная пара дала у себя традиционный первый бал молодожёнов. Вездесущий Булгаков побывал и на нём: «Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось. Ужин был славный; всем казалось странным, что у Пушкина, который жил всё по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство». Иван Макаров - Н.Н. Пушкина Ланская (1849) Из коллекции Мемориальной квартиры Пушкина на Арбате Возможно, это был самый счастливый период в жизни поэта. «Я женат – и счастлив, – писал он в эти дни своему другу и издателю Петру Плетнёву. — Одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Но безоблачная жизнь длилась недолго. Из-за сложных отношений с тёщей, Натальей Ивановной Гончаровой, 15 мая 1831 г. Пушкины досрочно съехали с арбатской квартиры и отправились в Петербург. Вместе они ненадолго вернулись в Москву ещё лишь один раз осенью 1834 г.