Неизвестная постановка Олега Меньшикова
Спектакль по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» ученик 9-класса средней школы N 866 в Москворечье (на Каширском шоссе, теперь там находится колледж) Олег Меньшиков придумал в качестве подарка ученикам двух выпускных 10-х классов. Сам он решил сыграть Чацкого — стихотворные реплики этого яркого персонажа юный Олег до этого мог читать взахлеб на уроках, переменах, в столовой, неизменно собирая вокруг себя восхищенную аудиторию из школьниц и педагогов. Никто не догадывался, что парень готовится к дерзкому проекту, репетирует, вживается в образ. И когда он предложил одноклассникам поучаствовать в его затее, все дружной толпой повали в учительскую спрашивать разрешения на постановку. Олега педсовет поддержал. Ему вообще было трудно отказать — настолько он был одержимым и убедительным в своих творческих изысканиях, учась при этом в классе с физико-математическим уклоном. Класс был в определенной степени необычным. В тот 9Б собрали только отличников и хорошистов, это был эксперимент в рамках среднего образования советского периода. Меньшикову, явно гуманитарию, ставили, закрыв глаза, четверки по алгебре и физике, потому как Пушкина, Маяковского, Горького на уроках литературы он читал на 10 баллов. «Евгения Онегина» — всего наизусть, по ролям — учитель литературы не могла прервать. Олег выступал на протяжении всего урока — одноклассники знали, если в расписание «лит-ра», значит можно расслабиться и ничего не учить. Учить наизусть пришлось Грибоедова. Для настоящего спектакля Олег умудрился взять напрокат театральные костюмы. Его герой — Александр Андреевич Чацкий — в жабо был сногшибательным, девочка, играющая Софью, путалась в кринолинах, казалось, она сейчас умрет от настоящей любви к своему партнеру. Олег пустил в ход весь свой природный дар лицедейства — пианино в актовом зале оказалось тем самым роялем в кустах, на котором Чацкий музицировал. Костик из «Покровских ворот» — это стопроцентная копия Меньшикова школьного периода, в этом фильме, сделавшем его известным, Олег, по сути, сыграл самого себя — та же пластика, та же манера «брынькать» на форпепиано, тот же гротеск. Молодой друг Алисы из «Полетов во сне и наяву», выделывающий замысловатые коленца под окнами девушки, — это тоже вариации на тему Меньшикова из 1976 года. Тогда он частенько буквально вплывал в класс на полусогнутых ногах с небольшим опозданием, бросал улыбчивый и обезоруживающий взгляд на учителя — гневаться было на этого клоуна (и такая роль была у Меньшикова — «Мой любимый клоун») — невозможно. Все в школе видели в Меньшикове только актера. Но он до последнего скрывал, что пойдет поступать в театральное училище. Вряд ли парень сомневался в своих театральных способностях, возможно, это была очередная игра Олега, репетиция будущего какого-то спектакля. Через много лет в театре имени Ермоловой, уже будучи его художественным руководителем, народный артист России Олег Евгеньевич Меньшиков сделал спектакль-воспоминание — «Оркестр мечты. Медь». Солирует в проекте как обычно он, остальные на подпевках, точнее дудках. Но Меньшикову явно тесно в рамках духового оркестра, не пора ли продирижировать полноценным, симфоническим. После «Гамлета» не замахнуться ли Меньшикову, например, на Фальстафа — юморной старик из «Виндзорских проказниц» того же Шекспира очень близок по духу самому актеру. Отчасти может смущать, что этот герой уже вдохновил самого Марка Захарова на постановку в Ленкоме «Фальстафа и принца Уэльского». Ну а если Меньшикову взяться за оперный спектакль вердиевского «Фальстафа», попробовать себя в новом качестве режиссера проекта с классической музыкой. С учетом того, что оперная режиссура сейчас превратилась фактически в проходной двор — ставят кто попало, как попало и что попало, сделать что-то непреходящее, интересное — это очень амбициозная задача, что Меньшиков любит делать с младых лет.