Заработки на чайниках. Более 7 тысяч человек ежегодно страдают от аферистов
Автомобильный обман Пять лет назад петербуржец Денис Уроднич решил купить автомобиль. Увидел в Интернете рекламу - в ней говорилось о большом выборе машин разных марок, приятных ценах, множестве акций и бонусов. Придя в салон, мужчина почувствовал себя желанным гостем. Менеджер был предельно вежлив и услужлив, как бы между прочим расспрашивал о жизни и финансовых возможностях. Вместе подобрали авто и пошли оформлять кредит. Бумажная волокита длилась долго - то консультант не там запятую поставил, то название машины неправильно написал... Спустя час оказалось, что её уже купили за наличные. Клиенту предложили другую. - Второй автомобиль мне понравился меньше, но я согласился - очень уж хотелось вернуться домой «на колёсах». Переоформление кредитных документов заняло ещё несколько часов, лишь к полуночи я смог получить ключи, - вспоминает Денис. Утром он решил внимательно изучить бумаги и понял, что кредит выдали на очень невыгодных условиях - вместо 400 тысяч предстояло выплатить почти миллион рублей. Техническое состояние машины тоже вызывало вопросы. - Работники салона заморочили голову, тянули время, чтобы усыпить бдительность. Я решил автомобиль вернуть и договор расторгнуть, но в салоне мне грубо отказали. Подав заявление в отдел полиции № 66 в сентябре 2014 года, Денис Уроднич кредит всё-таки выплатил. Уголовное дело завели, но с места оно не двигалось. Компания фигурировала в негативных отзывах на разных сайтах, но деятельность не прекращала. Меняя вывески, названия фирм и дислокацию, преступники продолжали обманывать людей. Сегодня в прокуратуре и полиции лежат более 45 заявлений от пострадавших, сумма ущерба в каждом случае - более 250 тысяч рублей. Вымогатели в костюмах В самом центре Петербурга - на Невском проспекте - работают уличные мошенники. Одни просят деньги на благотворительность, показывая фотографии обездоленных или больных детей. Другие продают резиновые браслеты, цена которых рублей 20, за 100-150. При этом все известные благотворительные организации и приюты давно открестились от этих «волонтёров». Нередко прохожему дарят цветок или китайский воздушный шар. Как только человек берёт в руки подарок, с него сразу требуют деньги. А в нескольких местах Невского встречаются «православные» аферисты. Предлагают за «небольшую сумму» послать записки с просьбами на Святую гору Афон, хотя это можно сделать бесплатно. Конечно, никакие требы от доверчивых верующих никуда не передаются. Появились и вымогатели в костюмах мультяшек, Петра I, Екатерины II. Схема одна - аниматоры нагло пристают к прохожим, обнимают, хватают за руки, когда туристы фотографируются, влезают в кадр, а затем требуют заплатить. С россиян берут по 300-500 рублей за фото, с иностранцев - по 3-4 тысячи. Естественно, бизнес нигде не зарегистрирован, налогов они не платят. Если отказываетесь - ведут себя агрессивно. Петербуржцы даже создали петицию (её подписали 4,5 тыс. - Ред.) с просьбой убрать уличных обирал, и те на время исчезли. А в конце мая в Сети появился ролик, где двое мужчин в костюмах солдат-стрельцов буквально заставили китайского туриста вывернуть карманы. После шума в Интернете полиция их задержала. Но поскольку турист в полицию не заявил, никакого наказания они не понесли. Мебель «для своих» Жительница Петербурга Елена Семёнова попала в сети аферистов минувшей зимой. Обманула её коллега, с которой та четыре месяца работала в салоне красоты. Мастер маникюра Евгения между делом рассказала, что имеет мебельный бизнес. Елена заинтересовалась - она как раз планировала купить кухню. Знакомая пригласила прийти в павильон в одном из ТЦ, обсудить детали и выбрать модель. Уже на следующий день гарнитур был заказан, договор заключён, а Елена внесла предоплату - 60 тысяч рублей. Доставку коллега пообещала сделать бесплатной - «свои же люди». - Кухню должны были изготовить за две недели. Через семь дней Евгения не вышла на работу, объяснив это болезнью, но в назначенный день позвонила и сообщила, что гарнитур готов. Она попросила привезти вторую половину стоимости, деньги я отдала. Но ни на следующий день, ни позже мебель не пришла. Евгения исчезла. В павильоне, где мы заключали договор, уже работает другая фирма. Семёнова обратилась в полицию. Она подозревает, что жертв может быть много. Пей или пожалеешь Весьма агрессивно действовали «продавцы чая» из магазина Hangetsu Tea. Промоутеры предлагали бесплатную дегустацию в разных точках города, заманивая прохожих в магазин. - Мы с подругой попались, - рассказывает Инна Л. - Нам налили чай, рассказали о его истории, свойствах. А потом предложили купить за 1800. Мы отказались, но они давили. Когда поняли, что не приобретём напиток, потребовали дегустацию оплатить. Грубили и мешали уйти. Мы оставили 100 рублей и сбежали. Другие пострадавшие рассказывали, что им преграждали путь, хватали за руки. Потом дошло до драк - отказавшемуся от дегустации «клиенту» сломали нос. Другому в ответ на замечание брызнули в лицо из газового баллончика. В дело вмешалась полиция, магазины закрылись. Навсегда или временно - пока вопрос. Вам нечего стесняться Практикующий психолог Нина Алёшкина: - Во всех ситуациях, связанных с деньгами, берите под сомнение то, что вам говорят. Не бойтесь пауз и взвешивайте все «за» и «против». Не принимайте сиюминутных решений. Не стесняйтесь спрашивать мнение на стороне, у знакомых специалистов. Также при заключении сделок не стоит бояться задавать уточняющие вопросы. И если вас что-то не устроило или смутило, отказывайтесь от покупки. Вам не должно быть неудобно перед менеджером или продавцом. Никто не вправе заставлять тратиться на то, что вам не подходит. Симпатией и другими факторами в таких ситуациях руководствоваться нельзя, только трезвый расчёт! Проверяй, не доверяй! Адвокат «Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака» Дмитрий Барсуков: - К сожалению, преступные действия подобных мошенников трудно доказать. Как правило, жертвы редко подают заявления в полицию, а сама схема тщательно спланирована. Вроде бы нет ничего страшного в дегустации и продаже чая. А вот агрессия и даже нанесение телесных повреждений - уже серьёзный повод обратиться к стражам закона. Что касается автосалонов, я рекомендую пользоваться только услугами официальных дилерских центров. Их список есть на сайте завода-изготовителя машины. Также можно позвонить на горячую линию завода и узнать, является ли выбранный вами салон их официальным представителем. Запомните - большой выбор автомобилей разных марок в одном месте - сомнительное преимущество. В таких мультибрендовых точках чаще всего и обитают мошенники. Схема мебельных преступлений стара как мир. Обязательно требуйте документы у представителя фирмы. В свидетельстве индивидуального предпринимателя должно быть указано именно производство мебели. Что предпринять, если вы стали жертвой аферистов? На агрессивные действия вымогателей пишите жалобы сотрудникам полиции или звоните по номеру 112. В случае бездействия стража порядка следует сообщить в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по «телефону доверия»: (812) 573-21-81.