Дальневосточное порто-франко начали сворачивать с Николаевска

Во вторник, 4 июня, исполнилось 120 лет самой первой таможне на территории Хабаровского края. Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня», в этот день в 1899 году своим высочайшим указом император Николай II утвердил «изменения в устройстве таможенного надзора в Сибири». Впервые на русском Дальнем Востоке тогда приступили к работе аж четыре таможенных чиновника. Два во Владивостоке и в Николаевске-на-Амуре. Как считает доктор исторических наук из Владивостока Наталья Беляева, это был первый шаг к ликвидации режима беспошлинной торговли (порто-франко) во всей Тихоокеанской России. - Беспошлинный ввоз иностранных товаров был разрешен сначала на Камчатке (1828 г.), затем в устье Амура (1856-57 гг.). В 1860 г. право порто-франко было даровано всем российским тихоокеанским портам. В декабре 1862 г. этим правом воспользовался Владивосток. В апреле 1862 г. российской стороной в одностороннем порядке был введен порядок беспошлинного ввоза китайских товаров по сухопутной границе. Почти одновременное установление режима беспошлинной торговли по морской и сухопутной границе фактически превратило Приамурье, по выражению С.Ю. Витте, в «царство свободной торговли», - пишет Наталья Беляева в своей статье «Приамурское порто-франко как исторический феномен». Свободно торговать с зарубежными странами дальневосточникам центральные власти разрешили из-за невозможности нормальных поставок большинства товаров из Европейской части России, да даже с Урала и Сибири. Однако к началу XX века уже практически была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, и Санкт-Петербург решил: хватит вольностей, отечественные товары должны быть защищены, а торговля с зарубежьем даже в самых далёких уголках страны приносить прибыль казне. Четыре таможенных чиновника в Николаевске и Владивостоке явно не справлялись с этой задачей. Поэтому в мае 1901 года Николай II дал добро на создание полноценных таможенных служб в этих городах. - Первым управляющим Николаевской таможни стал статский советник Аркадий Иванович Петровский. Он фактически приступил к исполнению своих обязанностей с 1901 года и прослужил до 1910-го. При нем Николаевская таможня вошла в состав Приамурского таможенного округа. А в 1911-м и до революционного 1917-го его сменил Михаил Николаевич Михайловский, - рассказал пресс-секретарь Хабаровской таможни Виктория Алёшина. - В сентябре 1918 года Николаевск был оккупирован японскими войсками в ходе интервенции Антанты на Дальнем Востоке. В 1920 году город осадило партизанское соединение численностью 4000 человек под командованием Якова Тряпицина. В итоге город Николаевск–на-Амуре был уничтожен полностью. Здание таможни было сожжено. Таможня в Николаевске-на-Амуре возродилась только после Великой Отечественной войны в 1946 году. В морском порту начал работать Николаевский таможенный пост Владивостокской таможни. В 1977 году его переподчинили ныне ликвидированной Ванинской таможне. Уже после Перестройки в 1994 году Николаевский пост подчинили отдельной Амурской таможне. Но её в 2011 году реорганизовали и передали в введение Хабаровской таможне. В настоящее время на Николаевском таможенном посту служит пять человек вместе с начальником. Ненамного больше, чем в годы создания этого органа контроля в старейшем русском городе на берегах Амура.

Дальневосточное порто-франко начали сворачивать с Николаевска
© Хабаровский край сегодня