В Курске на одну тысячу жителей приходится 841 кв. м торговой площади, то есть у каждого курянина есть чуть меньше метра своего личного «рыночного» пространства. Всё выше и выше ТЦ растут вширь – любой поисковый запрос моментально выдаёт около ста адресов магазинов. ТЦ растут вверх – никого не удивляют четырёх- и даже шестиэтажные мегамоллы. «Аргументы удобства для горожан, приводимые городскими властями, давно перестали радовать курян, – считает архитектор Вадим Ермаков. – Когда в Курске чего-то сносят и на этом месте начинают новую стройку, большинство горожан уверены, что строят именно торговый центр». В итоге Курск давно и невосполнимо утратил свою самобытность. Какими бы громкими эпитетами не награждали торгово-развлекательные центры — это, по большому счёту, бетонные коробки разной конфигурации, которые просто уничтожают всё окружающее городское пространство. Именно такое мнение единодушно выражают защитники старого Курска. В городе исчезла знаменитая Георгиевская аптека, стоявшая на своём месте почти 200 лет, сгинул почти целый квартал на улице Красноармейской, чудом удалось отстоять гостиницу «Центральная». На месте нынешнего ТЦ «Пушкинский» изначально планировалась картинная галерея, но, видимо, не судьба курянам любоваться произведениями искусства. Их участь – изучать ассортимент прилавков. «Курск перенасыщен торговыми площадями, – пишет экономист Фёдор Гавриков. – Продавцов в областном центре уже переизбыток, сроки окупаемости новых магазинов растут. Рост численности населения Курска и его доходов не соответствует росту торговых площадей, поэтому появление новых, несмотря на удобство для населения, вызывает уменьшение рентабельности уже существующих». «Курск всегда был купеческим городом, ходить по торговым рядам у курян в крови», – возражают сторонники ТЦ. Между тем торговые центры уже давно живут своей, отдельной от остального города жизнью. Конкурируют исключительно между собой. Где появляется один – обязательно скоро возникнет и второй, и третий. Экономическая эффективность непонятна – благосостояние курян не растёт столь же стремительно, да и сами ТЦ часто предлагают не широкий выбор продуктов, а аренду самих себя. Вид сбоку Впрочем, точку зрения на перспективы урбанизации Курска можно изменить. Мол, людям есть куда прийти с детьми, есть где отдохнуть, главное – чтобы были деньги. Потому что, в отличие от курских парков, садов и скверов, которые бесплатны, любой отдых в ТЦ затратен и многим курянам просто не по карману. «Раньше общественное пространство было на улице, а сегодня оно перешло в помещения, – считает председатель Курского городского собрания Алла Чертова. – Когда говорят, что торговый комплекс – это плохо, то они рассматривают какую-то одну сторону. Город не смог бы иметь тот облик, который у него есть, без торговых комплексов. Это ведь тоже новый подход к формированию городской среды. Я не вижу в этом засилья, я вижу в этом разнообразие». На сегодня в Курской области нет законодательных ограничений на торговые наценки. Громкие попытки ввести мораторий на строительство новых ТЦ хотя бы к 1000-летию Курска тоже провалились, так как это ограничивает предпринимательскую деятельность. Да и проекты реновации города опять же подразумевают частно-государственное партнёрство и коммерческую недвижимость. То есть – те же торговые центры, только вид сбоку.