Концепция развития парка «Швейцария» ассоциируется с образом пышного «зеленого пудинга», - Андрей Дахин
«Состоявшееся общественное обсуждение концепции развития парка «Швейцария» отражает новый поворот в работе с общественными пространствами нашего города, - поворот в сторону открытого диалога о способах благоустройства на самых ранних этапах проработки проектных решений», - заявил профессор, заведующий кафедрой философии и политологии НИУ РАНХиГС Андрей Дахин, комментируя концепцию развития парка «Швейцария». «Предложенная архитектурным бюро «Космос» концепция развития парка ассоциируется с образом пышного «зеленого пудинга», все изюминки которого посыпаны сверху, как на булке-посыпушке. Идея архитекторов сводится к тому, что в парке не должно быть никаких массивных строений, - только небольшие павильоны для мест творческой активности, коворкинга, спортивных упражнений и пр. Причём располагаются они в основном на самой верхней площадке парка, находящейся на уровне пр. Гагарина. На склоне такие объекты концептуально не планируются (это экологически защищённая территория), а на нижней, прибрежной террасе их минимальное количество и – исключительно в связи с благоустройством там пляжной зоны, действующего яхт-клуба и возможной легкой пристани для прогулочных катеров», - отмети он. «Основное в предложенной концепции – сохранение зеленого массива парка, достижение атмосферы, эффекта «нетронутой природы» с разнообразными видовыми точками как на верней бровке откоса, так и на нижней, береговой линии. Все искусство создания парковых архитектурных форм сводится к тому, что они оформляют входы в парк со стороны пр. Гагарина. В этих местах предложены группы функций, включающих кафе, небольшие детские, спортивные площадки, туалеты, что-то еще, что должно быть на входе-выходе из парка», - заявил Андрей Дахин. «Вторая продуктивная идея концепции – это разделение всей территории зелёного массива парка на 8 тематических зон, своеобразие которых поддерживается точечными небольшими объектами, часть их которых уже существует в парке, а часть может быть построена. Например, «официальная зона» (один из участников обсуждения предложил назвать её военно-патриотической) распланирована вокруг места, где сейчас стоит монумент в честь погибших воинов-интернационалистов. Другая, «центральная зона» будет оформлена по оси нынешнего входа у остановки «Мед.университет» на пр.Гагарина. Еще предполагается зона со спортивной специализацией, с музейной (в районе бывшей остановки «Музей района» на пр.Гагарина) и другими. Несмотря на эти специализации, основное пространство парка – это зеленый массив, с «разбросанными» по нему точечными архитектурными сооружениями, с дорожками и тропинками между ними», - отметил эксперт. «Наконец, третья важная концептуальная идея – это обеспечение возможности движения по парку «вдоль и поперек», снизу вверх и сверху вниз по склону. Для этого предусматривается разработка маршрутов для ходьбы, бега, велосипедных прогулок, а также для паркового транспорта (электромобиль или запряжённая лошадьми повозка), который позволит осуществлять быстрое перемещение из одной функциональной зоны парка в другую. Для передвижения с нижней набережной в верхнюю часть концепция предполагает строительство фуникулера. Все три концептуальные идеи вполне соответствуют особенностям этого парка и непременно должны быть закреплены при дальнейших проектных проработках», - заявил Андрей Дахин. «Из того, что стоило бы дополнить, надо назвать две вещи. Первая – это вопрос о парковках для тех, кто будет приезжать в парк на личном транспорте (этот вопрос задавался во время обсуждения). Здесь непременно нужно искать решение, в противном случае пр. Гагарина превратится в «одну сплошную пробку». Концептуальное решение может состоять в том, чтобы в овраге между заводом НИТЕЛ и памятником участникам первых Маевок создать высокотехнологичную многоуровневую, уходящую вниз, в глубину парковочную систему. Второй парковочный «карман» может быть создан рядом со строящимся аквапарком. Кроме того, для снижения количества личного транспорта, особенно по большим праздникам, необходимо предусматривать городские шаттлы, быстро доставляющие нижегородцев и гостей города из основных селитебных зон и зон пересадки с одних видов транспорта на другие. Второе, чего не хватает – более ясной концепции единого эстетического облика парковой архитектуры (авторы заявили идею единого стиля, но его образного строя не представили). В этой части хотелось бы обратить внимание, что наиболее выразительная часть архитектурно-эстетического облика пр. Гагарина образована зданиями «сталинского ампира» и последующими индустриально-упрошенными формами массового домостроения», - считает Андрей Дахин. «Хотелось бы предложить авторам концепции поискать эстетическую стилистику парка вокруг образов «индистриализированного», осовремененного «ампира», перекликающегося как с эстетикой созданных на ГАЗе в 1940-е – 50-е гг. «Победы» и ЗИМа, так и, может быть, с эстетикой ажурных сооружений Шухова. В заключение – совсем частный момент. В той части парка, который расположен между остановкой «Администрация района» и памятником участникам первых Маевок когда-то находился летний кинотеатр. Хорошо бы, если примерно на том же месте данная функция будет восстановлена», - заключил Андрей Дахин. Напомним, экспертный совет Института Урбанистики НН обсудил 28 мая 2019 года архитектурную концепцию парка «Швейцария». Концепция выполнена архитектурным бюро «Космос» и впервые представлена в марте 2019 года.