Эко-папа: как Ватикан предлагает бороться с экологическими катастрофами

Искусствовед Ульяна Доброва – о том, почему Ватикан становится «Ноевым ковчегом» в эпоху антропоцена. Часовня по проекту архитектора Хавьера Корвалана. Источник: Laurian Ghinitoiu / laurianghinitoiu.com / archdaily.com 8 мая состоялось торжественное открытие 58 Венецианской Биеннале искусства. Общее название проекта May You Live in Interesting Times, придуманное лондонским куратором Ральфом Ругоффом, направлено на исследование настоящего, его сопоставление с прошлым и будущим. Прогнозы звучали преимущественно апокалиптические, особенно те, что смотрели ретроспективно из глубины веков, как например, всеми осуждаемый павильон России. Лауреат, получивший льва, – павильон Литвы – исполнил «оперу» в духе «Пир во время чумы», где запертые в четырех стенах курортники лежат на песочке, поют и мажутся кремом под воображаемым солнцем. Почти все национальные проекты так или иначе затрагивали тему надвигающихся катастроф глобального потепления. Критик и искусствовед Ульяна Доброва, рассказала, как Ватикан, впервые пердставивший в Венеции свой архитектурный павильон в прошлом году, создаёт вокруг себя образ «Ноева ковчега», выплывающим в эпоху антропоцена. «Уже не первое десятилетие католическая церковь занимает позицию, схожую с позицией ООН, выполняя дипломатическую, миротворческую и гуманитарную функции в мире. В 2015 году глава католической церкви папа римский Франциск в энциклике Laudato si’, предвидя неизбежные и непоправимые изменения в экологии Земли, призвал к защите окружающей среды. Одной из главных проблем человеческого общества папа назвал антропоцентризм. Антропоцентризм - основополагающий принцип классического искусства и, в особенности, архитектуры. Здание, где каждый промежуток и объем выведен из канона человеческого тела и соразмерен ему - это идеальное здание. Выверенный циркулем и отвесом, мраморный облом - драгоценный мусор античной цивилизации, видевшей в человеке меру всех вещей. Тысячелетиями мусор, созданный человеком и для человека, видоизменялся, становился разнообразнее и многочисленней, как и принцип антропоцентризма. К началу третьего тысячелетия нашей эры то, что было одним из условий выживания человечества, стало его угрозой. про анторопоцен говорят и на научных саммитах, и в ватикане 6 октября 2018 года Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) представила специальный доклад о последствиях глобального потепления и повышении температуры на 1,5 градуса по Цельсию. Ключевая вина человеческого фактора в вымирании видов, нарушении экосистемы океана и таянии льдов в докладах ученых международного уровня не ставится под сомнение. В контексте грядущей экологической катастрофы многократно звучит термин «антропоцен», который означает эпоху необратимого человеческого влияния на планету, состав земной коры и атмосферы. Эпоха антропоцена была описана в 80-х годах ХХ века, примерно тогда же, когда впервые была поставлена задача затормозить процесс глобального потепления. Однако это понятие более структурное и фундаментальное, нежели экологические изменения в природе. С приходом новой эпохи перед человечеством возникают совершенно неожиданные задачи, как например, проблема информационной экологии или миграции в виртуальную реальность. Принятие «антропоцена» как официальной дефиниции новой эпохи имеет ту же силу в научном сообществе, что и папская энциклика - среди верующих, то есть влечет за собой незамедлительные политические меры. католическое паство призывает чистить реки и леса В своей энциклике Франциск I ставит перед Ватиканом и католической паствой задачу, сравнимую с освоением космоса: обратить мир к решению проблемы загрязнения окружающей среды и необходимости принятия срочных мер по спасению этого мира. Символично, что «эко-папой» стал именно Франциск (до интронизации Хорхе Марио Бергольо) взявший свое имя в честь основателя ордена нищенствующих братьев, певца природы и друга всех животных. Экологическое воззвание Франциска - довольно обширный текст, структурно объединяющий доклад на заданную тему и богословскую проповедь, в то же время несет довольно конкретное руководство к действию. В пункте 58 Его Святейшество приводит в качестве положительного примера: «Очищение рек, загрязнявшихся десятилетиями, восстановление автохтонных лесов, улучшение ландшафта за счет оздоровления природы, прогресс в производстве чистой энергии и в улучшении общественного транспорта». А кроме того, «проекты строительства зданий высокой эстетической ценности». Пункт про архитектуру можно назвать неординарной идеей, но для Франциска I это один из примеров положительного вмешательства человека, которые хоть и не разрешают глобальных проблем, но подтверждают, что человек сотворен, чтобы любить, быть щедрым и заботливым. Ной был спасен за то, что был хорошим человеком. С этой точки зрения, логика католической церкви кристально прозрачна. В авангарде борьбы с безответственностью антропоцентризма и диалога с современной архитектурой стоит один из приближенных к папе римскому кардиналов – председатель Папского совета по культуре Джанфранко Равази (с 2007 г.). Его имя мы находим в пресс-релизах Биеннале по архитектуре в Венеции. Именно он пошел на сотрудничество с Венецианской биеннале по искусству в 2013 году и открыл первый павильон Ватикана в Арсенале. Его, по словам куратора Франческо даль Ко, не пришлось долго уговаривать застроить футуристическими капеллами целый парк на острове Сан-Джорджо-Маджоре, пригласив лучших современных архитекторов творить под эгидой Святого Престола. Часовня в Скугсчюркогорден. Источник: Holger Ellgaard / commons.wikimedia.org В качестве основной темы проекта была выбрана капелла шведского архитектора Гуннара Асплунда 1920 года, ставшая частью архитектурного ансамбля парка-некрополя Скугсчюркогорден (памятник ЮНЕСКО). Ключевое произведение в истории современной культовой архитектуры – довольно изящный выбор куратора Франческо даль Ко. Асплунд стоял не только у истоков скандинавского дизайна, его минимализм, монохромность и поэтика цельнолитой формы - основа основ модернизма. И кроме того, как подчеркивается в пресс-релизе Ватикана, особая связь архитектуры Асплунда с окружающей средой совпадает с риторикой энциклики «Laudato si’». религия будущего почитает природу Преследуя принцип дружественного отношения к окружающей среде, капеллы созданы преимущественно из натуральных материалов, как например, капелла-хижина Фуджимори, шалаш для медитации Нормана Фостера или дольмен, вытесанный из блоков местного камня, Соуту ди Мора. Проекту присущ характерный для христианства интернационализм: MAP - архитектурная студия из Италии, Норман Фостер - британец, Эдуарду Соуту ди Мора - португалец, Рикардо Флорес и Ева Пратс из Барселоны, Смилян Радич - чилийский архитектор родом из Сербии, Хавьер Корвалан Эспинола из Парагвая, Франческо Челлини - римлянин, Карла Хуаcаба из Бразилии, Шон Богселл из Австралии, Эндрю Берман из США и Терунобу Фуджимори из Японии. Однако результат никак не связан узами национальной идентичности, и по признанию большинства участников проекта, выполнен неверующими людьми. Sean Godsell, Australia. Источник: Laurian Ghinitoiu / laurianghinitoiu.com / archdaily.com Teronobu Fujimori, Japan. Источник: Laurian Ghinitoiu / laurianghinitoiu.com / archdaily.com Smiljan Radic, Chile. Источник: Laurian Ghinitoiu / laurianghinitoiu.com / archdaily.com Francesco Cellini, Italy. Источник: Laurian Ghinitoiu / laurianghinitoiu.com / archdaily.com Javier Corvalán, Paraguay. Источник: Laurian Ghinitoiu / laurianghinitoiu.com / archdaily.com Норман Фостер. Источник: Foster + Partners Капеллы открыты для любого желающего помолиться вне зависимости от конфессии и происхождения. Порой строения лишены стен и даже потолка) – что это если не символ экуменических настроений в стенах Ватикана? Простые геометрические формы апеллируют к простоте жизни раннехристианской общины, и в то же время цитируют утопическую архитектуру Хавьера Корвалан Эспинолы, Флореса и Пратса, Смиляна Радича. Созданные ведущими архитекторами современности, они представляют собой равно и футуристические, и архаичные сооружения. Таким образом, этот проект заигрывает с идеей нового гибридного католичества – религией будущего, исполненной друидо-синтоистского почитания природы; или готовой к освоению новых планет с нетронутой еще человеческой цивилизацией экологией. И несмотря на ветхозаветное обещание, данное праотцу Ною богом, о том, что Великий потоп никогда более не повторится, католическая церковь строит свой символический ковчег, осуществляя финансовую поддержку экологических проектов и популяризируя защиту окружающей среды самым нетривиальным образом: при помощи Венецианской биеннале архитектуры и искусства и лауреатов притцкеровской премии».

Эко-папа: как Ватикан предлагает бороться с экологическими катастрофами
© Strelka Magazine