Войти в почту

Можно ли помочь российской отрасли теплоснабжения

Несмотря на то что отопительный сезон в России только завершился, подготовка к новому уже началась, и такая спешка не случайна. Состояние отрасли теплоснабжения в стране весьма плачевно, и с каждым новым холодным сезоном проблем появляется все больше. Решение, казалось бы, найдено — это одобренная руководством страны новая модель рынка тепла, получившая название «альтернативной котельной», однако регионы не слишком спешат внедрять ее на местах. Именно этот вопрос и стал предметом обсуждения на прошедшем на днях заседании рабочей группы Госсовета Российской Федерации по направлению «Энергетика». Теплоснабжение имеет не только огромное экономическое, но и социальное значение для страны, подчеркнул руководитель рабочей группы, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, открывая заседание. На сегодняшний день в России действует 50 тысяч систем теплоснабжения, которые обслуживает 17 тысяч предприятий. В этой отрасли работает более 1,6 миллиона человек. Более половины расходуемого в стране топлива тратится на нужды энергетики, и эта отрасль, как отметил выступавший, крайне недофинансирована. По его словам, в течение многих лет решения о финансировании этой отрасли принимались не в интересах самой отрасли, поскольку сокращение расходов касалось в первую очередь инвестиций. «Что в результате мы имеем? Высокий износ оборудования: более 60 процентов теплосестей работают с превышением нормативного срока службы, а потери в теплосетях достигают 20-30 процентов, в отдельных регионах ситуация намного хуже», — констатировал руководитель рабочей группы госсовета по энергетике. Все это, по его словам, ведет к стремительному ухудшению надежности и качества теплоснабжения, но самое главное — страдает население. Отпуск в системах централизованного теплоснабжения за последние 30 лет упал почти в два раза, ТЭЦ загружены не более чем на 30 процентов от установленной мощности, котельные — в среднем на 15 процентов, рассказал замминистра энергетики Юрий Маневич. В настоящее время только 25 процентов энергетических котлов и 36 процентов турбин ТЭС в стране моложе 30 лет. Потери тепла в три раза выше, чем в Финляндии. При этом теплоснабжение сопоставимо с 2,5 процента ВВП России (полтора триллиона рублей) и составляет более половины суммы в платежке граждан за ЖКУ. «Мы привыкли к авариям на теплосетях, к отключению горячей воды, к тому, что в отопительный сезон тепла может не быть, и самое страшное, что мы считаем это нормой. Наши отцы и деды построили самую эффективную в мире систему централизованного теплоснабжения. А мы не только ее не развиваем, мы даже не можем ее сохранить. В итоге то, что можно было отремонтировать еще вчера и оставить в рабочем состоянии на долгие годы, нам сегодня придется строить заново», — подчеркнул Цивилев. По его словам, ситуация в отрасли уже не на грани, а «за гранью катастрофы», и каждый последующий год потери будут еще больше. И решение о внедрении новой модели рынка тепла «альтернативная котельная» — это попытка изменить сложившуюся ситуацию. По данным Минэнерго, на модернизацию объектов теплоснабжения необходимы огромные средства — более 2,5 триллиона рублей или 250-300 миллиардов рублей в год. Однако бюджетных средств для этого недостаточно, необходимо привлекать частные инвестиции. При этом существующая система не в состоянии стимулировать вложение средств энергокомпаниями, поскольку частным инвесторам необходимы гарантии окупаемости вложений и понятные тарифы. В июне 2017 года в федеральный закон о теплоснабжении были внесены изменения, предусматривающие переход на целевую модель рынка тепловой энергии — метод альтернативной котельной. Этот закон, подчеркнул руководитель рабочей группы, принимался в надежде на то, что в стране начнется модернизация сферы теплоснабжения. Однако, как отметил выступавший, на сегодняшний день очевидно, что закон пока не работает. Регионы не спешат внедрять на местах новую модель, объясняя это внутренними причинами и особенностями региональных систем теплоснабжения, которые отличаются от субъекта к субъекту. По словам Сергея Цивилева, сегодня ситуация такова, что часть регионов не до конца понимает новый механизм и его преимущества, часть — разобралась и ждет первых результатов перехода на новую систему, поскольку никто не хочет рисковать. На сегодняшний день новая модель рынка тепла была внедрена в субъектах лишь двух российских регионов — город Рубцовск Алтайского края и поселок Линево Новосибирской области. Также в Алтайском крае готовится к переходу на новую систему город Барнаул. Министр энергетики РФ Александр Новак в своем выступлении напомнил, что в 2010 году был принят закон о теплоснабжении, который уже тогда давал возможность введения на территории единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Но основные принципы, касающиеся долгосрочного ценообразования, создание ценовой зоны были внесены только в 2017 году — подготовка этого законопроекта шла 4 года, почти все регионы прислали свои предложения, которые были учтены в новом документе. Принятый закон позволяет переходить на новую систему взаимоотношений в добровольном порядке в соответствии с заявками муниципальных образований. По словам Александра Новака, в 2020 году планируется провести анализ результатов внедрения новой системы в муниципальных образованиях. Этот анализ, по мнению министра, позволит внести коррективы в нормативно-правовую базу, разработанную для альткотельной, чтобы в дальнейшем это способствовало ее более масштабному внедрению. Министр также отметил, что альтернативы привлечению инвестиций с помощью внедрения новой модели рынка тепла на сегодняшний день нет, с этой целью и был в течение нескольких лет разработан закон, позволяющий не только найти средства, но и реформировать отрасль в целом, привлекая инвесторов, которые будут отвечать за повышение ее эффективности и снижение потерь. Стержнем системы теплоснабжения в регионах должны стать единые теплоснабжающие организации. Они возьмут на себя функции стратегического развития, технического управления, создание единого окна для потребителя. При этом, отметил глава ведомства, необходимо проводить более масштабную разъяснительную работу в регионах, чтобы помочь субъектам осознать необходимость перехода к модернизации отрасли. О том, как реализуется внедрение новой модели рынка тепла на практике, а именно в городе Рубцовске Алтайского края, рассказал губернатор региона Виктор Томенко. Он также сообщил, что в целом в крае износ источников теплоснабжения на сегодняшний день составляет 63 процента, тепловых сетей — 74 процента, и с каждым отопительным сезоном количество повреждений на тепловых сетях возрастает. Крупные генерирующие предприятия недозагружены: резерв тепловой мощности по отношению к текущей нагрузке превышен в Барнауле в 1,8 раза. В Бийске, втором по численности в крае, в 2,7 раза. Подобная ситуация, по его словам, характерна и для других регионов Сибирского федерального округа — Кемеровской области, Красноярского края, Республики Хакасия. При нормативе ежегодной замены сетей в 3 процента на протяжении многих лет перекладывалось не более одного процента сетей. В Рубцовске, который является третьим городом края по численности населения (145 тысяч человек), было две централизованные системы теплоснабжения с двумя тепловыми источниками — Рубцовская ТЭЦ и Южная тепловая станция. Они обеспечивали теплом 60 и 40 процентов потребителей. К 2015 году износ оборудования Рубцовской ТЭЦ достиг почти 100 процентов, и собственники прекратили ее эксплуатацию. МУП «Рубцовские тепловые сети», в собственности которого была ЮТС, находилась к тому времени в тяжелой финансовой ситуации. С 2012 по 2016 годы этим предприятиям было направлено почти 600 миллионов рублей — на обеспечение деятельности и прохождение отопительных сезонов. Однако ситуация в Рубцовске в итоге оказалась настолько критической, что речь шла уже даже не о комфорте, а о том, будет ли зимой тепло в домах или нет. В 2015 году Сибирская генерирующая компания, позже получившая статус единой теплоснабжающей организации города, провела детальное обследование систем теплоснабжения, по итогам которого было принято решение о переводе города на один источник теплоснабжения с увеличением его мощности и реконструкцией магистрального трубопровода. Условием проведения работ стало доведение тарифа до уровня экономически обоснованного, а также перевод города в ценовую зону теплоснабжения для возможности гарантированного тарифа на тепло. Инвестиционные обязательства СГК были закреплены концессионным соглашением на 15 лет. В течение 2017-2018 годов инвестиции СГК в систему теплоснабжения города составили 2,1 миллиарда рублей, построено и реконструировано около 20 километров тепловых сетей, реконструирована Южная тепловая станция. На ней завершено строительство двух новых котлов мощностью по 30 гигакалорий в час каждый и топливоподачи, установлена турбина мощностью 6 мегаватт. Весь процесс присвоения Рубцовску статуса особой ценовой зоны занял чуть больше года, рассказал губернатор Алтайского края. Новая система теплоснабжения прошла уже два отопительных сезона. Нареканий, по словам Виктора Томенко, нет, бюджетные средства на подготовку и прохождение отопительного сезона не выделяются. Рост тарифов для потребителей будет находиться в пределах индекса потребительских цен, что даст компании гарантию возврата вложенных средств. Налоговые поступления за этот период должны составить примерно 330 миллионов рублей. В октябре прошлого года началась работа по отнесению к особой ценовой зоне Барнаула. «Мы достигли договоренности об использовании минимального коэффициента роста тарифа — индекс потребительских цен плюс два процента», — рассказал губернатор. По его словам, предельный уровень цены одной гигакалории в 2029 году составит 3383 рубля. За 10 лет планируемый объем инвестиций в Барнауле должен составить 6 миллиардов рублей (помимо двух миллиардов рублей, предусмотренных концессионным соглашением), половина этой суммы будет инвестирована уже в первые три года совместной работы. На реконструкцию, перекладку и строительство 72 километров тепловых сетей, ремонт и реконструкцию 160 центральных тепловых пунктов, а также строительство 16 километров трубопроводов горячего водоснабжения планируется направить 4,2 миллиарда рублей. Еще 1,8 миллиарда рублей пойдет на повышение эффективности малых котельных. В заключение Виктор Томенко подчеркнул, что для городов с такими системными проблемами в жилищно-коммунальной сфере, как Рубцовск и Барнаул применение метода альтернативной котельной — действительно реальный выход из сложной ситуации. «Привлекая в процесс модернизации систем теплоснабжения частные инвестиции, мы имеем в виду, что теплоснабжающая организация не просто делает долгосрочные вложения, получая при этом гарантированный долгосрочный тариф, она принимает на себя полную ответственность перед потребителями и перед властью. А пресловутую территорию присутствия превращает в территорию социально-экономического развития, которое основывается на фундаменте устойчивой и надежно работающей системы теплоснабжения», — отметил он. Генеральный директор СГК Степан Солженицын отметил, что у компании есть и другие города присутствия, которым также подошла бы новая модель рынка тепла. «Так как мы не знаем города, у которого нет острой потребности в инвестициях в теплосети, то считаем, что этот механизм применим повсюду. Конечно, это не быстро, потому что, по сути, нужно заранее договариваться о теплоснабжении всего города. Поэтому нас не удручает то, что это постепенный процесс», — отметил он. По словам Степана Солженицына, в случае перехода на альткотельную основных городов присутствия СГК компания готова в ближайшие 5 лет вложить в развитие теплоснабжения 48 миллиардов рублей, что превышает планируемые инвестиции при текущем тарифном регулировании в 8 раз. Одним из основных преимуществ новой модели рынка тепла участники встречи назвали долгосрочную прогнозируемость тарифов и понятную как потребителю, так и теплоснабжающей организации модель их образования. «Это позволяет посчитать экологическую и экономическую эффективность тех мероприятий, которые должны быть реализованы. А специфика бизнеса, о котором мы говорим, в том, что нельзя принимать решения на один год. Даже в регуляторной базе, которая у нас есть, при том, что формально все нормативные акты долгосрочные, по ним 9 оснований для пересмотра тарифов каждый год, — заявил председатель правления, гендиректор компании СУЭК Владимир Рашевский. — Революционность модели альткотельной в том, что можно договориться и знать, каким будет тариф, а это открывает возможность реализовывать все организационные мероприятия, которые помогают приводить в порядок все эти системы». Перед внедрением новой системы теплоснабжения инвестор (ЕТО) предлагает региональным и муниципальным властям план инвестиционных мероприятий, которые должны решить проблемы субъекта в сфере теплоснабжения. Администрация оценивает последствия и принимает решение о том, стоит ли переходить на новую модель или оставить все как есть. Пока большинство регионов пошло по второму пути: где-то опасаются социальных потрясений, где-то заявляют, что предлагаемая новой моделью система тарифообразования приведет к заморозке уже установленных тарифов, что будет невыгодно теплоснабжающим организациям, где-то считают, что особенности системы теплоснабжения региона не совсем вписываются в модель альткотельной. На сегодняшний день вопрос внедрения новой системы — дело добровольное, поэтому интерес к альтернативной котельной в первую очередь проявляют те субъекты, где ситуация с теплоснабжением близка к критической. При этом, как отметил Сергей Цивилев, необходимо помнить, что модернизация отрасли теплоснабжения — это долгосрочные инвестиции в экономику страны, которые позволят обеспечить ее рост. А чтобы избежать еще больших потерь, нужно перестать бояться и сделать шаг вперед.

Можно ли помочь российской отрасли теплоснабжения
© Lenta.ru