Трамп помог остановить падение цен на подержанные бизнес-джеты в США
Президенту США Дональду Трампу удалось остановить падение цен на самые популярные модели подержанных бизнес-джетов, наблюдавшееся в Америке 10 лет. Как пишет Financial Times, этому способствовало налоговые льготы для покупателей самолетов, которые были одобрены главой Белого дома в 2017 году. Издание ссылается, в частности, на исследование компании Colibri Aircraft, специализирующейся на маркетинге и перепродаже частных самолетов. По ее данным, средняя стоимость 13-ти наиболее востребованных моделей подержанных бизнес-джетов выросла на 2% по сравнению с ценой годом ранее и достигла $6,4 млн. Предыдущие годы цены на эти 13 моделей только снижались. В 2017 году они подешевели в среднем на 15%, в 2018 году — на 21%. В своем исследовании Colibri изучала цены на 300 самолетов бизнес-авиации (14% рынка). По данным службы бизнес-авиации Amstat, средняя цена подержанного частного самолета снизилась за десятилетие почти на 20%: с $5,3 млн в 2010 году до $4,2 млн — в 2019 году. На конец марта, по данным Amstat, на продажу в США было выставлено 2200 подержанных самолетов. Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года Сейчас же, по данным Colibri Aircraft, стоимость популярного бизнес-джета Falcon 7X «с рук» выросла в США на 11% — до $25 млн. Цена самолета Challenger 605 выросла на 30% и составила $13,1 млн. В России подобные самолеты выставлены на продажу по соизмеримым ценам. По данным сайта о бизнес-авиации Jets.ru, за самолет Falcon 7X 2011 года выпуска просят $24,995 млн, Challenger 605 2013 года выпуска предлагают за $14,995 млн. Управляющий директор Colibri Оливер Стону объяснил FT, что «существенное восстановление» цен произошло благодаря утвержденному в конце 2017 года решению Трампа, которое позволяет налогоплательщикам немедленно получить налоговый вычет со 100% стоимости новых и подержанных самолетов, купленных в период с 2017 по 2027 год. Крис Миллер, управляющий партнер компании Shearwater Aero Capital, финансирующей сделки в сфере бизнес-авиации, согласен, что рост на подержанные бизнес-джеты вызван инициативой Трампа и оживлением экономики США. Не все эксперты настроены оптимистично, отмечает Financial Times. Джон Мэтьюз, представляющий оператора частной авиации AirX, признает, что по некоторым типам самолетов, возможно, и произошел небольшой скачок цен, но общего подъема на рынке все еще нет. По его словам, подержанные самолеты продолжают дешеветь на $250 000 в квартал. А бизнес-джеты высшего ценового сегмента каждый квартал обесцениваются на $1,7 млн, что «является самым высоким показателем, который мы когда-либо видели», говорит Мэтьюз. 50 самых дорогих самолетов российских миллиардеров. Рейтинг Forbes Бум продаж бизнес-джетов в США наблюдался чуть больше десятилетия назад. В 2007 году было продано 1019 частных самолетов, в 2008 году — 1136, приводит Bloomberg данные JPMorgan Chase & Co. После этого начался спад, и в 2017 году продажи составили лишь 633 самолета. Этому способствовал не только финансовый кризис. В 2011 году действующий в то время президент США Барак Обама призвал сократить налоговые льготы для владельцев частных самолетов. Национальная ассоциация бизнес-авиации направила тогда Обаме письмо, в котором выражалось разочарование тем, как глава государства «обманывает и унижает бизнес-авиацию», сообщало издание Investor's Business Daily. Самые дорогие самолеты российских миллиардеров 1 из 13 Татьяна Белякова 2 из 13 3 из 13 Thomas Vatany 4 из 13 Getty Images 5 из 13 Simone Vanini 6 из 13 Karl Dittbacher 7 из 13 Przemyslaw Burdzinski 8 из 13 Peter Leu 9 из 13 Michael Sender 10 из 13 Controller 11 из 13 Gulfstream 12 из 13 Jeremy Denton 13 из 13 Bjorn ter Beest 1. Airbus A340 Год выпуска: 2008 Предполагаемый владелец: Алишер Усманов Страна регистрации: остров Мэн Оценочная стоимость: $150 000 000 Четырехмоторный лайнер Усманова — самый большой среди всех самолетов, принадлежащих участникам российского рейтинга Forbes. Усманов предпочитает летать на широкофюзеляжном Airbus A340. В честь отца Алишера Усманова лайнер называется Bourkhan, это имя написано на борту. Номер регистрации можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov)». Борт длиннее, чем самолет Романа Абрамовича. Купить его Усманов мог за $300–350 млн. Борт базируется в Москве. А340 отличается очень высоким расходом топлива, из-за этого на него сильно упал спрос. 2. Boeing 767 Год выпуска: 2003 Предполагаемый владелец: Роман Абрамович Страна регистрации: остров Аруба Оценочная стоимость: $120 000 000 Самолет получил кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, его уменьшенная модель продается в сувенирных магазинах. Модификация борта Абрамовича означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 000 км. Такой огромный самолет покупают те, кому приходится летать по миру с большим числом сопровождающих лиц. На борту этого «Боинга» могут с комфортом работать более 60 человек. Джет, на котором передвигается Абрамович, часто можно увидеть на фотографиях споттеров в разных уголках планеты — в Ницце, Зальцбурге, на Сен-Мартене, в Тель-Авиве. 3. Airbus A319 Год выпуска: 2014 Предполагаемый владелец: Александр Абрамов Страна регистрации: Германия Оценочная стоимость: $85 000 000 Разработанный во Франции Airbus A319 является укороченной на 4 м версией авиалайнера А320: размах крыла 34,1 м, максимальная взлетная масса 76 500 кг, крейсерская скорость 820 км/ч. Версия Airbus Corporate Jet создана для бизнес-авиации. Этот лайнер может перевозить 19 VIP-пассажиров. При необходимости салоны легко демонтируются, что позволяет вмещать уже 100 человек. Максимальная дальность полета с VIP-салоном —12 000 км. В реальных полетных условиях модель A319 может покрывать расстояние до 10 400 км. Самолет обслуживается компанией Vertis Aviation. 4. Airbus A319 Год выпуска: 2013 Предполагаемый владелец: Андрей Скоч и семья Страна регистрации: остров Аруба Оценочная стоимость: $71 000 000 Бортовой номер самолета MGU перекликается с 99-метровой яхтой Madame Gu и Lady Gulya, которые относили к Скочу. На яхте Madame Gu базировался вертолет Eurocopter Dauphin с регномером 3A-MGU. Самолет с комфортом перевозит 19 пассажиров, он был передан заказчику в начале 2014 года. Самолет можно видеть в таких городах, как Лондон, Цюрих или даже Ташкент. Борт часто бывает в бизнес-терминале Внуково, совладельцем которого также считается семья Скоча. Такой же самолет может быть у Дмитрия Рыболовлева, Александра Абрамова, Александра Фролова, Виктора Вексельберга, Михаила Прохорова, Андрея Гурьева. 5. Airbus A320 Год выпуска: 2008 Предполагаемый владелец: Андрей Козицын Страна регистрации: Австрия Оценочная стоимость: $67 000 000 Самолет и его уникальная ливрея с золотыми узорами и птицей на хвосте достались российскому миллиардеру от предыдущего владельца — саудовской Saad Group разорившегося миллиардера Маан аль-Санеа. Самолет перебазировали из Саудовской Аравии в екатеринбургский аэропорт Кольцово. Самолет часто можно видеть в европейских городах — Вероне, Вене и Париже. Также этот Airbus нередко посещает города, где проводит свои игры екатеринбургский хоккейный клуб «Автомобилист», спонсором которого является УГМК (Андрей Козицын — совладелец компании). Иногда им летит и сама хоккейная команда. Gulfstream G650 Таким самолетом предположительно владеют: Виктор Рашников, Сергей Галицкий, Самвел Карапетян, Искандер Махмудов, Год Нисанов, Роман Абрамович, Леонид Михельсон, Владимир Потанин. Boeing 737 BBJ Этим самолетом предположительно владеют: Игорь Макаров, Андрей Мельниченко, Владимир Евтушенков, Вагит Алекперов. Bombardier Global 6000 Этим самолетом предположительно владеют: Филарет Гальчев, Вадим Мошкович, Василий Анисимов, Фархад Ахмедов, Виктор Вексельберг, Сергей Адоньев, Альберт Авдолян, Алексей Мордашов, Игорь Кесаев. 9. Airbus A318 Elite Этим самолетом предположительно владеет Зарах Илиев. Dassault Falcon 7X Этим самолетом предположительно владеют: Олег Тиньков, Алишер Усманов, Александр Джапаридзе. Gulfstream G550 Этим самолетом предположительно владеют: Владимир Потанин, Владимир Богданов, Олег Дерипаска, Араз Агаларов, Александр Пономаренко, Виктор Харитонин. Bombardier Global 5000 Таким самолетом предположительно владеют: Андрей Молчанов, Алексей Репик, Анатолий Седых, Александр Светаков, Владимир Лисин. Bombardier Global Express XRS Таким самолетом предположительно владеют: Муса Бажаев, Михаил Гуцериев, Александр Абрамов, Александр Фролов.