В борьбе с Mercedes все средства хороши. Итоги Гран При Монако
Главное Валттери Боттас и Макс Ферстаппен на пит-лейне на Гран При МонакоФото: Motorsport-Magazin Шестой кряду победный дубль Mercedes, к счастью, не состоялся. Сколько же одна команда может занимать два первых места на финише? Однако «Серебряные стрелы» были гораздо ближе к этому рекорду, чем в Канаде-2014, где на обеих машинах отказала гибридная часть силовой установки, и в Бахрейне-2016 – тогда Льюиса Хэмилтона развернуло в первом повороте. В тренировках и квалификации Red Bull Racing и Ferrari ничего не смогли противопоставить Mercedes. Машина W10, как и ожидалось, смотрелась на порядок стабильнее RB15 и SF90 на медленной городской трассе. «Никогда ещё у Mercedes не было такого сбалансированного автомобиля в Монако. Хэмилтон и Боттас точнее других входили в повороты и очень плавно атаковали поребрики. У Mercedes был явно лучший автомобиль в этот уик-энд», – поделился наблюдениями эксперт Марк Хьюз. В квалификации подопечные Тото Вольфа привезли соперникам полсекунды, что по меркам Монако очень, очень много. Это не та трасса, где проявляется техническое преимущество. За последний 21 год лишь дважды отрыв одной команды в квалификации достигал таких масштабов – McLaren с 0,570 секунды в 1998-м и Mercedes c 0,751 секунды в 2015-м. Так что запас скорости был просто чудовищный, но в гонке соперники остановили Mercedes на пути к очередной двойной победе. По иронии, остановили за счет своих же ошибок. Первым определяющим моментом стал просчёт Ferrari в квалификации, из-за которого Шарль Леклер стартовал 15-м. По ходу своего прорыва монегаск пробил колесо и усеял трассу ошметками резины, из-за чего на 11-м круге выехал сейфти-кар. Второй момент: на пит-стопах под желтыми флагами механики Red Bull выпустили Макса Ферстаппена под бок Боттасу, и тот затер финна в стену, пробив ему колесо. За недальновидность в квалификации Ferrari расплатилась сходом и потерей десятка очков, а Red Bull Racing за свою внимательность на пит-лейне получила пятисекундный штраф и потеряла подиум. Но суть в том, что без этого всего Mercedes, скорее всего, легко бы осталась впереди двумя машинами, учитывая, что гонка получилась не очень богатой на события. Как ни странно, собственный просчёт с выбором шин для Льюиса Хэмилтона не стал препятствием для Mercedes на пути к победе... Путь к победе Победный финиш Льюиса Хэмилтона на Гран При МонакоФото: Mercedes Третья победа Льюиса Хэмилтона на Гран При Монако после 2008-го и 2016-го оставила неприятный осадок. Пятикратный чемпион мира, конечно, молодец, что проехал 67 кругов на шинах средней жесткости. Но можно ли назвать это чудом, как говорит руководство Mercedes и сам пятикратный чемпион мира? Да, команда ошиблась с выбором – правильнее было последовать примеру Макса Ферстаппена и Себастьяна Феттеля, которые переобулись в жесткие шины. Было бы меньше гранулирования и недостаточной поворачиваемости. К тому же, в рекомендациях Pirelli оптимальным вариантом был один пит-стоп с переходом с мягких на жесткие шины в окне с 10-го по 22-й круг. Льюис же переобулся на 11-м круге, что для такого варианта было явно рановато. На точно такой же тактике находились Кевин Магнуссен и Даниэль Риккардо. Да, оба потеряли ряд позиций, но это было связано, скорее, с временем заезда на пит-стоп, чем с состоянием шин. В конце концов, своё личное лучшее время 1.15,697 Риккардо показал на самом последнем круге гонки. Хэмилтон ни одном из семи десятков кругов после пит-стопа не преодолел отметку 1.17, хотя Ферстаппен постоянно дышал в спину и в конце даже атаковал на выходе из туннеля. «Льюису не нужно ехать быстро, чтобы выиграть эту гонку», – отметил аналитик Sky Sports F1 Энтони Дэвидсон в трансляции. Так что давайте признаем: это был осторожный и расчетливый, но отнюдь не гениальный пилотаж в исполнении Хэмилтона. До езды Михаэля Шумахера с заклинившей пятой передачей в Барселоне-1994 и даже до прошлогодней победы Даниэля Риккардо в Монако с отказавшей MGU-K Льюису в минувшее воскресенье было далеко… Хороший день для... Даниил Квят на Гран При МонакоФото: Toro Rosso В конце лета прошлого года, ещё до официального подтверждения, было много споров на тему того, зачем Даниилу Квяту возвращаться в Toro Rosso. Теперь можно дать точный ответ: ради вот таких уверенных и стабильных выступлений, как на Гран При Монако! Российский пилот провёл свою лучшую гонку за последние три года, с Шанхая-2016, когда за рулём машины Red Bull финишировал на подиуме. Да, на старте он пропустил Карлоса Сайнса и Пьера Гасли и откатился на девятое место. Но ключевым моментом стал отнюдь не старт, а период машины безопасности на 11-м круге. Квят оказался в числе пилотов средней группы, которые не заехали на пит-стоп под желтыми флагами и поступили, как выяснилось потом, совершенно правильно. Не было смысла так рано останавливаться, поскольку даже мягкие шины позволяли оставаться на трассе еще как минимум два десятков кругов. За счет этого гонщик Toro Rosso отыграл две позиции, потому что ехавшие впереди Даниэль Риккардо и Кевин Магнуссен как раз всё потеряли из-за раннего перехода с Soft на Medium. Совсем чуть-чуть Квяту не хватило, чтобы обратно обогнать Карлоса Сайнса. Остановись Даня на круге позже испанца, на 31-м, а не на 32-м, когда мягкие шины уже «поплыли», и он финишировал бы шестым. Но в любом случае седьмое место – отличный результат, лучший для Квята за все сезоны Toro Rosso после десяти девятых мест. Даниил Квят: Мне не хватило корпуса машины, чтобы опередить Сайнса Что не менее важно – в чемпионате Даниил поднялся разом с 16-го на 12-е место. До Карлоса Сайнса на седьмой строчке относительно далеко: у россиянина 9 очков, у испанца – 18. Но если он и команда Toro Rosso будут продолжать в том же духе, то почему бы и не помечтать о победе в условной Формуле 1.5 по итогам сезона? Плохой день для… Шарль Леклер обгоняет Ландо НоррисаФото: LeclercNews Как правило, гонщики делятся на две категории – тех, кто попадает под проклятие домашнего Гран При, и тех, кто не попадает. Лучший пример всех времен – это бразильцы Рубенс Баррикелло и Фелипе Масса. Один девять лет подряд, с 1995-го по 2003-й, не мог просто доехать до финиша на Интерлагосе, даже за рулем супермашины Ferrari, а второй в первый же год в составе Скудерии, в 2006-м, выиграл. Хотелось бы ошибаться, но монегаск Шарль Леклер, похоже, относится к категории тех, кто попадает под это проклятье. Не клеятся у него дела с домашней трассой в Монте-Карло и всё тут – в 2017-м он сошёл в обеих гонках Формулы 2, в дебютном Гран При Монако в прошлом сезоне столкнулся с Брендом Хартли в борьбе за 11-е место. А в этом году всё пошло наперекосяк уже в квалификации: из-за грубейшего просчета команды Шарль остался за барьером первого сегмента. Так далеко, на 16-м месте, он не квалифицировался с Гран При Венгрии в конце июля прошло года, когда выступал ещё за Sauber. А на такой узкой и извилистой трассе, как в Монте-Карло, это был фактически приговор всем надеждам на подиум. Одну позицию Шарль отыграл ещё до старта благодаря штрафу Антонио Джовинацци, а на первом круге он опередил Лэнса Стролла. Затем пилот Ferrari обогнал Ландо Норриса в шпильке Fairmont и Ромена Грожана в Rascasse – эти два обгона вообще стали единственными за всю гонку после первого круга. И, видимо, после двух успешных маневров на необгонной трассе Шарль уверовал в собственные силы, за что поплатился при попытке следующего обгона. Ведь что стало причиной прокола заднего колеса, остатки которого разворотили правую кромку днища SF90? Нет, не борьба бок о бок с Нико Хюлькенбергом, с которым даже не было контакта. Шарль просто задел ограждение на входе в Rascasse, и ведь задел совсем чуть-чуть, но этого хватило для прокола колеса и разбортировки через полкруга. Хотя, казалось бы, сколько раз по ходу тренировок, квалификации и даже гонки другие пилоты без последствий «чиркали» рельс безопасности. Проклятие домашней трассы? Что интересного произошло? Карлос Сайнс на Гран При МонакоФото: McLaren Карлос Сайнс не просто финишировал шестым, но и в пятый раз из пяти стартов на Гран При Монако набрал очки. Для испанца этот результат стал лучшим за рулём машины McLaren… Дебютант Формулы 1 Джордж Рассел провел героическую гонку и на неконкурентоспособной машине опередил обоих пилотов Alfa Romeo Кими Райкконена и Антонио Джовинацци, а также Лэнса Стролла из Racing Point. Да и напарник британца по Williams Роберт Кубица впервые после возвращения в Ф1 не последним увидел клетчатый флаг– поляк финишировал 18-м и опередил Джовинацци… Пьер Гасли второй раз в сезоне заработал бонусный балл за лучший круг. Но тенденция не самая радужная – в третий раз в шести гонках обладателем бонусного балла стал гонщик, который ехал в конце топ-5, ни на что на претендовал и потому позволил себе заехать на пит-стоп за новыми шинами... Для Серхио Переса гонка запомнилась только опасным моментом с маршалами, которые перебегали дорогу на выезде с пит-лейна. Цитата дня Себастьян Феттель на Гран При МонакоФото: Ferrari «Наша главная проблема в этом сезоне – недостаток сцепления. Оно где-то прячется, и мы никак не можем его найти. Я прошу, если вы знаете, где оно, или у вас есть его номер телефона, скажите нам, мы его давно ищем», – Себастьян Феттель о проблеме Ferrari. Любопытный факт Williams и Lotus с моторами Honda на Гран При Великобритании-1987Фото: Honda В последний раз все четыре гонщика Red Bull вместе набирали очки три года назад, 10 июня 2016-го в Сильверстоуне. Макс Ферстаппен финишировал тогда вторым, Даниэль Риккардо – четвертым, а их коллеги из младшей команды Карлос Сайнс и Даниил Квят заняли восьмое и десятое место. Так что давно у «Красных быков» не было таких результативных гонок, как в Монако. Но ещё дольше столь шикарного праздника не было у мотористов Honda. Да, с 2000-го по 2002-й они, как и сейчас, поставляли двигатели двум командам, Jordan и BAR. С 2006-го по 2008-й у них и вовсе были заводская команда на базе BAR и младшая Super Aguri. Но ни разу в прошлом десятилетии Honda не финишировала в очках четырьмя машинами. В последний раз это было 12 июля 1987-го в Сильверстоуне, когда машины Williams и Lotus с японскими моторами заняли четыре первых места. В 1991-м, опять же в Сильверстоуне, все клиенты Honda, McLaren и Tyrrell финишировали в топ-8, но очки тогда зарабатывала только первая шестерка. Так что 32 года, из них 20 лет в Формуле 1, Honda потребовалось для того, чтобы привести все свои машины в зачетную зону на финише…