Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
В далеком 1992 году выпускники и студенты Московской консерватории им. П. И. Чайковского, обновив прежний состав камерного ансамбля "Солисты Москвы", выступили 19 мая на сцене Большого зала Московской консерватории под этим же брендом. Уже через 2 дня, 21 мая 1992 года коллектив дебютировал в концертном зале "Плейель" в Париже. Идейным вдохновителем и организатором, руководителем и дирижером молодой команды стал альтист Юрий Башмет. Много воды, то бишь более 2 тысяч концертов коллектива, за это время утекло. В нынешнем году маститый коллектив, единственный российский камерный оркестр, обладающий премией "Грэмми", со своим бессменным Маэстро Башметом отмечает свой двадцать седьмой день рождения. 20 мая в Концертном зале "Зарядье" состоялся праздничный концерт, посвященный этому событию. Эффектный новый зал с прекрасной акустикой, разместивший именинника, его многочисленных гостей и друзей, символично предстал местом очередного творческого взлета последующих новейших времен "Солистов Москвы". Фото: Елена Алексеева В се приглашенные солисты-участники программы своими номерами преподносили, в первую очередь, дар коллективу "Солистов Москвы", приветствуя также публику своим мастерством и артистизмом. Формат первого отделения концерта выстроился в парад солирующих инструментов — фортепиано, домра, труба, альт, скрипка - в сочетании со струнным камерным ансамблем, выказывая богатые возможности соединения различных тембровых красок. Разными стилистическими гранями, своеобразными штрихами сверкали итальянцы Паганини и Баццини в звучании русской домры (Екатерина Мочалова) и испанец Хоакин Турина в "Рапсодии Симфоника" для фортепиано (Ксения Башмет), покоящиеся на роскошной оркестровой подложке. Другой пример — Ария Баха и Концерт Гуммеля — композиторские оригиналы сочетаний духового инструмента и струнных. "Ария" означает воздух. Первые арии были написаны именно для духовых инструментов, это их, что называется, родное. Вероятно, поэтому знаменитая Ария из сюиты n 3 для трубы с оркестром Иоганна Себастиана Баха в исполнении Сергея Накарякова вибрировала баховским воздухом, мягко заволакивая все пространство зала. Своей фирменной задушевной мягкостью разговаривал и альт Башмета в Адажио Брамса. Алена Баева, наоборот, своим крупным скрипичным звуком, масштабным наполнением всех тем и лейтмотивов фантазии "Кармен" Бизе-Ваксмана динамически встряхнула акустику зала, посылая бешеные темповые волны. Завершилось первое отделение Трио-сонатой для струнных Альфреда Шнитке, одного из любимейших композиторов Башмета. Григорий Сиятвинда, как и Пушкин, мулат невысокого роста, стильно смотрелся на сцене перед оркестром, читая маленькую трагедию "Моцарт и Сальери". Артист тонко нашел интонации и тембры для передачи голосов и мыслей несерьезного гения Амадея и старательного ремесленника Антонио. Башмет выбрал известные произведения обоих композиторов для создания музыкальных образов. И как признался Юрий Абрамович, не имея такой цели, само собой получилось, что музыка Сальери сильно уступила шедеврам лучезарного Моцарта. На бис камерный ансамбль "Солисты Москвы" сыграл его "Маленькую ночную серенаду".