Бобры начеку: как обеспечивается газовая безопасность в Москве
Вопросы правильного использования газовых приборов дома имеют огромное значение для безопасности. Поэтому сотрудники "Мосгаза" ежегодно обходят все квартиры столицы, и для повышения их квалификации проводятся специальные соревнования. Корреспондент РИА Недвижимости побывала на конкурсе лучших слесарей столицы по эксплуатации и ремонту газового оборудования. Ценные призы Конкурсы среди сотрудников "Мосгаза" разных профессий проводятся регулярно, в том числе среди слесарей, которые обслуживают и ремонтируют газовые приборы москвичей. Именно они ежегодно обходят дома горожан и проводят техническое обслуживание. "Этот конкурс особенно важен, поскольку повышает квалификацию работников, что повышает и безопасность людей. Все наши слесари в ходе конкурса повторяли теорию для сдачи экзамена, готовились к выполнению практики, обсуждали все это между собой", – рассказывает начальник управления внутридомового газового оборудования АО "Мосгаз" Татьяна Киселева. В конкурсе принимают участие все слесари компании, во всех округах столицы. По итогам практического и теоретического заданий отборочного этапа были выбраны лучшие. Они и соревновались в финале. "При отборе финалистов мы обращаем внимание не только на то, как они выполняли задания конкурса, но и учитывали их работу за последний год", – отмечает Киселева. Мотивация довольно существенная: в этом году приз за первое место – 300 тысяч рублей, за второе – 200 тысяч, за третье – 150 тысяч. Остальные финалисты получают почетные грамоты департамента ЖКХ Москвы и сертификаты на 10 тысяч рублей на приобретение бытовой техники и электроники. Бобр-дедушка В предыдущие годы конкурс среди слесарей "Мосгаз" проводил самостоятельно. В этот раз соревнования впервые состоялись как общегородские, они организовывались совместно со столичными департаментом ЖКХ и профсоюзом муниципальных работников при участии союза коммунальных предприятий. Конкурс профессионального мастерства "Московские мастера" проводится в столице больше 20 лет. Все начиналось с общегородского соревнования среди слесарей-сантехников, для которого организаторы захотели придумать талисман. И решили, что достойно представить эту профессию может бобр. "Веселый бобр произвел очень хорошее впечатление, и тогда мы решили сделать его символом всех конкурсов "Московские мастера". Талисман живет уже 21 год. Сегодня это довольно мудрый бобр, уже дедушка. Очень опытный бобр", – рассказывает с улыбкой председатель профсоюза муниципальных работников Москвы Сергей Чалый. Переживала как за себя Финал конкурса состоялся в учебном центре "Мосгаза" на базе газорегуляторного пункта "Головинская ГС". Сначала 12 конкурсантов – по одному из каждого столичного округа, сдали письменный экзамен. По результатам этого этапа один участник, к сожалению, был исключен. "Уверена, что он просто очень сильно переволновался и потому не смог сдать теоретическую часть", – говорит Киселева. Затем оставшиеся 11 участников прошли практическое задание. Это была инсценировка посещения квартиры москвича с осмотром газовой плиты. По сценарию, в ходе осмотра выявлялась проблема, которую слесарь должен был устранить. Каждому конкурсанту ставилось индивидуальное задание. "Практические задания – те, которые встречаются в реальной жизни. Замена или смазка крана газовой плиты, замена прокладки, замена гибкой подводки, утечка газа", – объясняет Киселева. Она играла хозяйку, встречающую слесаря у себя дома. За процессом выполнения заданий наблюдали члены жюри – представители Мосжилинспекции, Ростехнадзора, профсоюза муниципальных работников Москвы, преподаватели Учебного центра ГУИЦ ДЖКХиБ и Колледжа архитектуры и строительства №7, а также журналисты. "Я очень волновалась за конкурсантов, это мое управление. Мне хотелось, чтобы все участники блистали знаниями. Если кто-то что-то не договаривал, я переживала так, будто сама отвечала", – делится эмоциями Киселева. Без бахил входа нет Во время инсценировки слесарь должен был вести себя так, как это происходит в жизни. Сотрудник "Мосгаза" приходит в квартиру обязательно в фирменной форме темно-синего цвета со светоотражающими полосами на брюках, оранжевой кокеткой с названием компании на спине. Перед тем, как войти в квартиру, слесарь обязан показать свое удостоверение с фотографией и названием должности в развернутом виде, затем надеть бахилы. На кухне слесарь просит воспользоваться столом, чтобы разложить свои инструменты. При этом у него должна быть с собой специальная скатерть. Перед тем как начать работать, он просит хозяйку квартиры открыть форточку и отойти от плиты. "Это обязательное условие для работы с газовым оборудованием – помещение должно проветриваться", – объясняет Киселева. Вначале он проверяет, есть ли утечки газа. И по мере выполнения всех работ он обязан комментировать то, что делает. А в конце слесарь проводит инструктаж по газовой безопасности, потом выдает памятку и подписывает акт выполненных работ. Газовики-ораторы Комментирование выполнения работ и инструктаж по газовой безопасности – одна из самых важных частей конкурса. Дело в том, что слесари "Мосгаза" очень хорошие специалисты в своей области, но не все из них умеют красиво говорить. "Но умение общаться с абонентами – одна из самых важных частей нашей работы. Мало только наладить работу оборудования, нужно также научить людей правильно им пользоваться, и объяснить им, почему это так важно. По сути, газовщики, работающие с людьми, – социальные работники", – рассуждает Киселева. Действительно, победители конкурса очень хорошо выступили, они были красноречивы, а выступление местами напоминало хорошую актерскую работу. Первое место занял слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4-го разряда ВАО-1 УЭВДГО "Мосгаза" Виктор Гриценко. Второе – слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4-го разряда ЦАО УЭВДГО "Мосгаза" Сергей Желтов. Третье место – слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4-го разряда САО УЭВДГО "Мосгаза" Андрей Сигалкин. Газовое представление Виктор Гриценко участвовал в соревновании уже пятый раз, но оказаться на вершине пьедестала ему удалось впервые. В ходе своего выступления Гриценко говорил не только то, что был обязан по уставу, но и провел дополнительный инструктаж. Например, он напомнил хозяйке об опасности мошенничества: "В последнее время появилось много обманщиков, выдающих себя за представителей "Мосгаза". Не верьте всем с первого слова, если в вашу квартиру пытаются попасть под видом наших сотрудников, обязательно сначала позвоните в "Мосгаз" по телефону 104 или в вашу управляющую компанию. "Мосгаз" проводит обходы населения раз в год по установленному графику, в случае внештатных проверок в подъезде появляются соответствующие объявления". Также Гриценко поделился с хозяйкой лайфхаком: "Во время уборки с плиты можно снимать конфорки. Хочу поделиться с вами одним секретом на этот случай: когда снимете их, возьмите бумажные салфетки, сложите их и закройте ими все образовавшиеся отверстия перед уборкой. Иначе вода может попасть внутрь, что приведет к поломке". После выполненной работы он снова проверил все детали на герметичность, и отметил, что шланг у плиты деформированный. Он уточнил, есть ли на него паспорт, и оказалось, что паспорта нет. "Паспорт на шланг обязательно должен быть, как и на саму плиту. В нем должно быть указано, кто и когда установил шланг, срок годности шланга. Если паспорта нет, тогда лучше всего сделать заявку в "Мосгаз". Наши специалисты приедут, поменяют вам шланг и выдадут на него паспорт. Стоимость работ вместе с новым шлангом составляет примерно 2 тысячи рублей, но так вы будете уверены в своей безопасности", – отметил он. В заключение он напомнил о необходимости закрывать краны на газовых плитах. "Мы всегда говорим, что после пользования плитой, нужно закрывать краны на самом газовом приборе и перед ним, то есть на стояке. Это обязательное правило. На современном газовом оборудовании теперь чаще всего установлены приборы, которые автоматические отключают газ в случае нештатной ситуации, – рассказал Гриценко.