Театр Балет Москва встречает юбилей на Танцполе
Тридцать лет – лучший возраст для творчества. Ты еще совсем молод, но за твоими плечами накоплен опыт, иногда весьма солидный, ты жаждешь движения вперед и готов на эксперименты, приобретение новых навыков. Вот и «Балет Москва» - очень молод, но, тем не менее, уже отмечает круглую и весьма солидную дату: ему «стукнуло» 30 лет. Ну а поскольку речь идет о супертворческом коллективе, то и отметить такой день рождения решено было яркой постановкой. И директор театра Елена Тупысева пригласила для юбилейного спектакля хореографа-новатора из Бельгии Йеруна Вербрюггена. Премьера балета "Танцпол" пройдет 21 июня в Центре им. Вс. Мейерхольда. Йеруну 36 лет, то есть он всего чуть-чуть старше пригласившего его театра. Тем не менее, к своим 36 хореограф успел десять лет отработать в Балете Монте-Карло, где сначала был хореографом, а потом и постановщиком спектаклей. Его работы вызывали споры и изумление, но при неизменном интересе. Так, например, «Щелкунчик» (Большой театра Женевы) заставил прессу и любителей балета охнуть, и не раз, так удивили всех смелые эксперименты с музыкальными номерами, необычные костюмы, а также полное отсутствие даже намеков на Рождественскую тему, без которой «Щелкунчик» прежде казался немыслимым. Выбор хореографа на юбилейную постановку был более чем осознанным: директор «Балета Москва» Елена Тупысева полагает, что среди молодых современных хореографов Йерун занимает особое место, он невероятно интересен, а его спектакли всегда «театральны, танцевальны и рискованны». Чтобы проникнуться замыслом и идеей спектакля «Танцпол», нужно вспомнить настоящую эпидемию музыкальных марафонов, охватившую США в 1920-х. Мы с вами можем сделать это лишь по историческим документам и фотографиям, но этого будет достаточно. Странная, диковинная причуда, охватившая Штаты в период Великой депрессии, сначала вызывает улыбку, потом – ужас. Марафоны длились неделями, а иногда и месяцами. Экономическая катастрофа превратила жизнь миллионов человек в сущий ад: в поисках работы люди бродили от конторы к конторе, рассчитывая заработать хоть доллар. Ради заработка люди были готовы на все, что угодно, и в это время жизненных катастроф и разбитых надежд кому-то, как водится, все равно нужны были развлечения. Индустрия развлечений работу продолжала, и в этот момент в ее арсенале появился в общем-то совершенно безнравственный и дикий вариант массового развлечения – танцевальный марафон. Одни с помощью таких марафонов отвлекались от дел, наблюдая за страданиями других; другие – непосредственные участники процесса – пытались заработать хоть центик… Танцевальные марафоны называли «ночными клубами бедняков». Люди на них падали в обмороки, засыпали на ходу – марафон не прекращался даже если его участники по-настоящему валились с ног… И вот – своеобразная реинкарнация «развлечения», точнее – рассказ о ней… - Я хотел сделать что-то о танце. Танцуют все — будь то балет, или ночные клубы, или ритуальные танцы, — рассказывает Йерун. — Мне нравилась идея, что танец – это лекарство, но в то же самое время он может разрушить тебя, если ты не остановишься. Танец может быть чем-то прекрасным и чем-то мрачным одновременно. Над оформлением сцены и костюмами работали художник-постановщик Дмитрий Разумов. Московскому зрителю он знаком по спектаклям «Все оттенки голубого» (Сатирикон), «Живые картины» (Театр Наций), «Горе от ума» (Школа-студия МХАТ), «Вилы» (Театр.DOC) и многим другим. Музыкальное сопровождение создавал шведский композитор Стефан Левин, мастер «нордического нуара». Его музыку использовали Королевский балет Швеции, Балет Монте-Карло, Гетеборгская опера и Страсбургский оперный театр. Справка «ВМ» Театр «Балет Москва» сегодня — это один из самых сильных хореографических театров России. Его художественная политика основана на синтезе классики и новаторства. В составе театра две труппы — классического и современного танца, а в репертуаре – уникальные авторские работы российских и зарубежных хореографов, созданные специально для артистов «Балет Москва». Спектакли «Кафе Идиот» (2016) и «Все пути ведут на север» (2017) стали лауреатами Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца». Театр работает в свободном пространстве — у него нет своей сцены. Это позволяет экспериментировать с локациями, использовать потенциал и своеобразия различных городских пространств. Спектакли театра можно увидеть на ведущих театральных площадках Москвы.