На тебя есть спрос, пёс: Как Shortparis кокетничали и ошеломляли в Калининграде
Обойти вниманием коллектив, который новым-то не назовёшь — существует с 2012-го года и даже пару раз выступал в Калининграде ранее, — именно сейчас было бы непозволительно. За всю свою историю Shortparis сегодня одной ногой на пороге пика популярности: о них «пошумели» и ведущие медиа рунета, и некоторые иностранные критики (независимый британский обозреватель музыки и фильмов The Quietus, как минимум), и Esquire, в интервью которому они дали понять, что совершенно не собираются лебезить, чтобы придать масштаба своему успеху (по крайней мере, пока), и Ургант (выступлением на котором, кстати, по некоторым данным, они не очень довольны из-за технических условий, но это не точно). Это понимали все те, кто, невзирая на день недели и довольно ощутимую после трудового дня задержку концерта, нашёл силы выбраться на «Вагонку»., , Недостатка аудитории не наблюдается — второй этаж плотно заполнен людьми, публика разношёрстна, и уже по этому можно сказать: то, что делает Shortparis, завладевает вниманием не только благодаря эпатажу (чем грешат — потому что редко, кто может предложить что-то большее — кумиры миллинеалов), но и экспериментам со звуком, и невероятной артистичностью. Возникает вопрос, почему, раз так тесно в этот чудный вечер, перекрыли верхний уровень, но позже на него ответят сами музыканты. Тем временем, они бесприветственно возникают на сцене и начинают своё шоу., Пятеро молодых людей звучат гармонично, а смотрятся разрозненно — и это в их случае не минус. Просто каждый из них выступает отдельной единицей притяжения внимания, каждый выполняет собственную роль. Но эпицентр сосредоточения взглядов всё же сводится к двоим — вокалисту Николаю Комягину, который берёт высокие октавы и совершает все мыслимые и немыслимые движения, и перкуссионисту Даниле Холодкову, который не уступает по энергичности и амплитудности своих танцев. Ощущением, словно они ходят по тонкому льду, и вот-вот нелепость возьмёт верх в их перформансе, пронизан каждый момент: оно выражено в сочетании звуков, изломах рук, подиумных манерах, кокетливых ужимках. Но этот избыточный сюрреализм оттесняется убедительностью, которую музыканты транслируют через вызов во взгляде, агрессивное звучание, решительность, — как будто концерт — это только разогрев перед чем-то очень важным, и за стенами их ждёт главная миссия — какие-нибудь отчаянные поступки. Революция, перемены в социуме, освобождение дельфинов, ограбление банка, битва в клетке со львом, к примеру, — ни за что не угадаешь, чего от них можно ожидать., ...Чего от них можно ожидать... В том числе, что они внезапно покинут сцену и продолжат концерт уже сверху (поднимите глаза). Не все, двое — Николай на балконе (можно это назвать балконом?) напротив сцены, Данила — слева от него, где уже полностью сможет выплеснуть всю свою энергию, не ограничиваясь простраством камерной сцены, которую приходится делить на пятерых. Теперь на несколько песен не слушатели обступают музыкантов, а последние окружают пришедших с трёх сторон., — Я узнал о парнях только в январе. Озадачившись таким явлением, как современный русский хип-поп, я полез на YouTube. И помимо всех и вся русского хип-хопа строка рекомендации настойчиво предлагала мне Shortparis. Я игнорировал, думал, что это ещё одни «дарования» хип-хоп сцены. Но по завершении паручасового YouTube-марафона решил, всё-таки, нажать и на их клип [«Страшно»], и он зацепил меня с самого начала, это было довольно-таки свежо и необычно для российской музыкальной сцены, да и в целом вызывающе. И я как-то осознал, что давно такого в российской музыке не слышал. Человек красиво поёт, не каверкает слова, как Лагутенко, не несёт ахинею, как Земфира, не кроет х..ями, как Шнуров, например. Я углубился в их творчество и очень захотел посмотреть на Shortparis вживую, а прочитав, что у них довольно-таки театральный перфоманс, даже не стал смотреть их лайв видео, чтобы не испортить впечатление и ожидание от будущего потенциального концерта. Кто-то даже сравнил их концерты с творчеством Dead Can Dance. И я решил посмотреть, где и когда они выступают. Первый ближайший концерт был в Кёльне. Взял билеты и съездил, там они выступали в маленьком гаражном клубе на окраине города. Я как раз предпочитаю такие площадки большим залам с сидячими местами. Было где-то 50 или чуть больше зрителей, но венью маленькое, так что битком. После концерта я подошёл и выразил им почтение, потом немного потусил с клавишником и их звуковиком. Месяц спустя смотрю — у них тур, играют в Лондоне, грубо говоря, у меня дома. Ну как я мог не сходить? Играли в клубе Moth, это весьма приличное венью в Хакни, где я бывал на других группах. И опять sold out. Ну и вновь получилось немного потусить после концерта. Я знал, что они поедут в Калининград, но не намеревался сам, потому что уже были иные планы. Но судьба распорядилась так, что и здесь я на них попал, хотя прилетел буквально на один день по личным делам. Складывается впечатление, что я следую за группой, но это просто, повторюсь, удачное стечение обстоятельств. И по факту для меня последний концерт был лучше предыдущих. Малый зал «Вагонки» им как-то идеально подошёл. Также сами музыканты и их звукач Руслан отметили отлично отстроенный звук и вдохновение от площадки и её истории. На моей памяти, это первая и единственная группа на «Вагонке», которая так круто использовало балкон как сцену, то есть, в итоге группа как бы играла вокруг тебя на 360 градусов (почему до этого никто не додумался раньше?) А это решение они приняли, с их слов, прямо на месте, когда увидели площадку. В Кёльне и Лондоне они собрали sold out, но тут, в Калининграде, показали максимум, который я мог от них ожидать. И жаль, что зал не был заполнен вовсю. , Музыка смолкает, всё внимание — на вокалиста: «Ку, ку, ку...». Ты опять на грани смятения. На последнем «Ку» он демонстративно вынимает из микрофона шнур, выпускает обе части устройства из руки и покидает сцену. Затем включается ненавязчивый саунд, и все надеются, что парни выйдут на бис. Но кому-то повезёт встретить их уже только на лестнице., Я обронил кусочек зуба, — говорит на прощание Николай окружившим его слушателям, — так что можно считать, что оставил тут частичку себя., Фото: Александр Любин