Кто играет на понижение Uber?

Москва, 8 мая - "Вести.Экономика" 10 мая на Нью-Йоркской бирже должны начаться торги акциями Uber. В этом году для инвесторов это одно из важнейших событий, IPO Uber может стать одним из крупнейших (пока список крупнейших IPO выглядит так: Alibaba, $25 млрд; Visa, $19.7 млрд; General Motors, $18.1 млрд; Enel SpA, $17.4 млрд; Facebook, $16 млрд; Deutsche Telekom, $13.1 млрд; AT&T, $10.6 млрд; Kraft Foods $8.6 млрд). В ходе размещения Uber планируется привлечь около $10 млрд. Проводят IPO ведущие американские банки - Morgan Stanley, Bank of America Corp. Надо сказать, что 2019 год, вполне возможно, станет рекордным за всю финансовую историю по объемам первичных размещений. Объем IPO в этом году может превысить $100 млрд, что превзойдет результаты 1999-2000 годов. Однако IPO Uber проходит, скажем мягко, в неблагоприятных информационных условиях для компании. [КАРТИНКА]Олег Богданов, ведущий аналитик QBF[/КАРТИНКА]Обращает на себя внимание, на первый взгляд, скоординированная кампания в прессе. В ведущих западных финансовых изданиях выходят статьи, смысл которых только в одном – посеять сомнение у инвесторов в способности Uber когда-либо генерировать прибыль. Uber уже окрестили «машиной по сжиганию денег» и «агрегатором всех возможных убытков». В одном из изданий даже вышла статья, где Uber называют финансовой пирамидой. Можно понять журналистов, им нужно что-то острое, то, что может зацепить читателей или инвесторов, поэтому они концентрируются на негативных показателях, тут совсем необязательно наличие некой проплаченной компании, просто работает общая схема, шаблон подачи материалов. Надо сказать, что отрицательные характеристики финансового положения Uber и мрачные выводы базируются на данных по операционной деятельности компании. Операционные убытки у Uber стабильно выше $3 млрд в год, денежный поток от операционной деятельности тоже отрицательный, выше $1.5 млрд. Понятно, что такие финансовые дыры требуют постоянных вливаний со стороны инвесторов. Первое стороннее финансирование компания получила еще в октябре 2010 года, $1.25 млн от First Round Capital. За всю историю компания провела 22 инвестиционных раунда, в рамках которых было привлечено $24 млрд финансирования. Google в 2013 году инвестировал $258 млн, китайская Baidu не раскрывает объемы своих инвестиций в Uber, ФНБ Саудовской Аравии вложил в Uber $3.5 млрд и является одним из крупнейших акционеров с долей 5.3% акций, японский Softbank владеет 16.3% акций, а венчурный фонд Benchmark 11%. Российские инвесторы (Алишер Усманов, Михаил Фридман, Зиявудин Магомедов, а также «Сбербанк») вкладывали в Uber после 2014 года, суммы инвестиций до $100 млн. Кстати, об инвесторах. Одним из первых инвесторов в Uber был американский банк Goldman Sachs. В 2011 году они купили 10 млн. акций за $5 млн. Нетрудно подсчитать, если цена размещения будет в районе $50, Goldman заработает 12 000%. Однако, не все так замечательно в отношениях Goldman Sachs и Uber. В руководстве Goldman, как говорят источники, есть люди настроенные крайне негативно к Uber. Прежде всего, называют Дэвида Соломона, который сейчас занимает пост CEO. С этим связывают и то, что Goldman перестал играть первую скрипку при привлечении капитала для Uber, уступив место Morgan Stanley. Именно Morgan Stanley оттянул на себя основную клиентуру в процессе IPO компании. Конечно, Goldman может быть не доволен, но играть на понижение Uber и уменьшать свой «бонус» в $600 млн., очевидно, стремиться не будет. Еще одна неприятная для Uber тема – это забастовка водителей намеченная на 8 мая. В отличие от бастовавших недавно водителей Lyft, которые проявляли свою активность только в Калифорнии, забастовка водителей Uber более организована и глобальна. Бастовать намерены в Нью Йорке, Бостоне, Филадельфии, Лос Анджелесе, а так же в Великобритании, в Лондоне, Бирмингеме, Ноттингеме и Глазго. Конечно, можно предположить, что это простое совпадение - профсоюз таксистов решил побороться за свои права буквально за сутки перед IPO своей компании. Тут могут быть два варианта – или эта забастовка кем-то ангажирована, или таксисты решили, что таким образом, особенно подобрав нужный момент, они добьются большего. Скорее всего, тут сработал второй вариант. Не добавляет оптимизма инвесторам и падение акций Lyft после IPO на 22%. Очевидно, что акции конкурирующей с Uber организации инвесторы явно переоценили, а затем наступила закономерная коррекция. Таким образом, в конъюнктура для акций Uber перед началом торгов на NYSE складывается не очень благоприятная. Однако очевидных интересантов играть на понижение акций компании рассмотреть сложно. В целом, если отбросить публицистическую пену и сиюминутный шум, то на данный момент Uber выглядит так. Компания движется по пути агрегирования самых разных сервисов, которые глобально востребованы и до сих пор не охвачены цифровой обработкой, анализом больших цифр . Пример - Uber Eats, приложение для поиска ресторанов и заказы еды на дом. Платформа была запущена всего 3 года назад в 2016 году и в настоящий момент является самым крупным сервисом доставки еды в мире, за исключением Китая. В IV квартале 2018 года совокупная стоимость всех заказов через приложение составила $2,6 млрд. Нетрудно предположить, что компания будет развиваться по аналогичным принципам и многие процессы в нашей жизни будут «уберизированы». С финансовой точки зрения, сейчас самое главное – это темпы роста выручки компании – если в 2016 году было $3,8 млрд, то уже в 2017 - $7,9 млрд, а в 2018 - $11,3 млрд. За два года выручка выросла в три с лишним раза. Да, пока издержки высоки - компания ссылается на необходимость экспансии, борьбу с конкурентами и борьбу за долю рынка. Но агрессивная демпинговая стратегия со временем изменится, и издержки у компании сократятся. Какой может быть оценка компании на IPO? Первоначальные планы базировались на оценке компании в $120 млрд. Однако, вышеперечисленные события серьезно изменили аппетиты инвесторов и теперь оценочный уровень предлагаемых акций сместился в диапазон $45-50 за штуку, что дает капитализацию в $90-100 млрд. К моменту размещения обстановка может еще ухудшиться из-за торговой войны между США и Китаем. США с 10 мая повышают пошлины на китайский импорт до 25%. Но для тех инвесторов, которые видят перспективы новых технологических решений в различных сферах нашей жизни, может представиться возможность очень недорого купить акции одной из самых динамично растущих глобальных Hi-tech компаний. Олег Богданов, ведущий аналитик QBF