Волгоградский тракторный завод: разрушен, но не сдан
12 июня 1943 г. Первая колонна отремонтированных танков отправляется на фронт Волгоград – город-миллионник, город-герой, на протяжении всей своей истории связанный с обороной России. Основанный в XVI веке как военная крепость Царицын, сначала он защищал юго-восточные рубежи Русского царства. Затем в период Гражданской войны город стал местом ожесточенных сражений. В Великую Отечественную войну победа Красной армии в Сталинградской битве прогремела на весь мир беспримерным мужеством и небывалой стойкостью солдат и простых жителей города. Сражение за Сталинград переломило ход войны и воодушевило все народы на разгром фашизма. Ключевую роль в одной из самых кровопролитных битв XX века сыграли рабочие Сталинградского (ныне Волгоградского) тракторного завода. Танки вместо тракторов Сталинградский завод стал первым тракторным заводом советской России. Построен он был в 1930 году при участии американских специалистов и в первую очередь известного архитектора Альберта Кана. Параллельно с производством тракторной техники на заводе был налажен выпуск танков. Первой моделью стал легкий Т-26 – наиболее массовый довоенный танк, к началу Великой Отечественной войны, однако, сильно устаревший по своим броневым и скоростным характеристикам. К серийному изготовлению танков следующего поколения, модели Т-34, на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) приступили летом 1941 года. За короткое время коллектив завода смог выйти на показатель в 300 единиц бронетехники в месяц. Столько же техники в то время выпускала вся остальная танковая промышленность СССР. По мере продвижения гитлеровцев на восток завод терял поставщиков. В спешном порядке приходилось решать вопросы по производству комплектующих в своем городе. Август 1942 года. Танки и артиллерийские тягачи СТЗ готовы к бою. До вступления немцев в Сталинград осталось несколько дней 12 августа 1942 года Военный совет фронта поставил заводу нелегкую задачу: в ближайшие 8-10 дней удвоить выпуск танков. Был разработан ежедневный график, предусматривающий использование всего ремонтного фонда танков фронтовых частей. К вечеру 20 августа с конвейера сошли последние машины в счет месячного задания. Было выпущено 390 танков, 80 из них – сверх плана. Сталинградский тракторный производил и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. О том, в каких условиях протекала эта работа, можно судить по отчету заводского корпуса № 5 за период с 23 августа по 12 сентября 1942 года: «С момента подхода фашистских банд к заводу, бомбежек и обстрелов заводской территории корпусом № 5 проделана следующая работа: выпущено новых танков – 68 штук, отремонтировано танков – 23. Кроме того, оказана помощь Красной Армии в ремонте путем посылки высококвалифицированных рабочих в ремонтные бригады, а также выдачи запасных частей и различного оборудования. За промежуток указанного времени в корпус попало шесть фугасных бомб, около 154 зажигательных и один снаряд. Сгорело газойльхранилище, разрушена в двух местах крыша». В едином строю В первые дни войны на СТЗ началось формирование народного ополчения. Запись проводили на собраниях и митингах, проходивших в цехах и отделах завода. В течение двух дней в ряды народного ополчения вступили 6000 добровольцев. В их числе – командиры производства, передовики труда, рационализаторы. Одновременно заводчане начали создавать истребительный батальон для борьбы с вражескими диверсантами и десантниками, а также для охраны важнейших промышленных объектов, транспортных узлов и населенных пунктов. 1942 год. В пятом танковом корпусе завода завершается сборка очередной партии танков для фронта Был сформирован и танковый батальон. Его командиром назначен начальник тракторного цеха капитан запаса А. Лебедев, комиссаром – А. Степанов, заведующий военным отделом Тракторозаводского райкома партии, капитан запаса. В 1942 году подразделение было реорганизовано в танковую бригаду имени сталинградского пролетариата. В бригаду вступили 1500 заводчан. Были созданы штабы МПВО, организованы медико-санитарные отряды. Более 3000 рабочих завода оказывали помощь в строительстве оборонительных рубежей. «Тракторного первенца пятилетки – врагу не сдадим» 23 августа 1942 года стал самым мрачным днем для сталинградцев. Фашистская авиация непрерывно бомбила город. Зажигательные бомбы сыпались в неисчислимом количестве. Горело все – земля, дома, даже вода. В руины превращались здания, а с потемневшего неба продолжали сыпаться бомбы. В ночь на 24 августа 1942 года тракторозаводцы выставили для защиты подступов к заводу дополнительно к истребительному батальону сводный отряд двух учебных танковых батальонов. Из числа добровольцев был собран отряд танкистов, автоматчиков, минометчиков, пулеметчиков и стрелков численностью в 300 человек. Он полностью состоял из рабочих завода. Главная задача – удержать немецкие части, прорвавшиеся со стороны села Орловка. Май 1943 года. На фото ученик первого ремесленного училища Сталинграда: пока цеха завода не восстановлены после бомбежек, ремонт танков ведется прямо на улице «Три отряда, сформированных за ночь в литейных цехах в количестве 600 человек, получив оружие, заняли оборону в районе поселка Спартановка. Настроение у всех боевое. Единодушно решено драться до последнего, но тракторного первенца пятилетки – врагу не сдать» – такую записку отправил в штаб фронта Д.В. Приходько, в то время секретарь Тракторозаводского райкома партии. Из воспоминаний маршала Александра Василевского: «В эти тяжелые для города дни мне пришлось побывать на тракторном заводе. Вот та незабываемая обстановка, которую мне довелось наблюдать там. Противник находился от завода в полутора километрах, подвергая его ожесточенному артиллерийскому и минометному обстрелу. В этих условиях завод продолжал усиленно производить новые и ремонтировать выбывшие из строя танки. Многие рабочие завода, собиравшие танки, на этих же машинах следовали в район боев и там пополняли ряды наших защитников, героически сражавшихся за город». Из цеха – прямо в бой Завод-солдат был на переднем крае фронта, уничтожая фашистские танки на подступах к родной земле, и продолжал безостановочно ковать оружие. Люди сутками не покидали производство. Кругом пылал пожар. Одни рабочие его тушили, другие – продолжали ремонтировать танки. Для ремонта искалеченных машин был организован ремонтно-восстановительный батальон, который отремонтировал 91 танк и 60 моторов. Март 1943 года. Разрушенный заводской поселок. На переднем плане - разбитая пушка. Скоро она будет переплавлена на металл, который станет частью боевой брони танка Ремонтники становились танкистами. В военную историю завода вписано имя Петра Корчагина. В цех М-15 был доставлен до неузнаваемости изуродованный Т-34. Казалось – только на переплавку. Но Петр трое суток не отходил от танка и по существу вновь его создал. Он полностью обеспечил боевую машину вооружением, боеприпасами, организовал экипаж. А когда немцы приблизились к территории завода, сам повел танк в бой. И это не единичный факт. Из цехов СТЗ шли в бой грозные Т-34. Их вели экипажи ополченцев, вели те, кто их строил. За танками шли вооруженные рабочие. Истребительный батальон и танковая бригада СТЗ вместе с воинскими частями не позволили противнику ворваться в район тракторного завода. Наступление гитлеровцев было остановлено. И это дало возможность организовать и 5 октября 1942 года закончить эвакуацию наиболее ценного оборудования за Волгу вместе с рабочими и их семьями. К отправке в Барнаул и Челябинск были подготовлены восемнадцать эшелонов, чтобы вывезти 23 тысячи рабочих, ИТР и их семьи, станки и оборудование. А приготовленную для взрыва завода взрывчатку использовали в борьбе с захватчиками. 57 бессмертных Немецкий генерал Дёрр в своей книге «Поход на Сталинград» так описывал наступление на Сталинградский тракторный завод: «В середине октября началась самая большая в то время операция: наступление нескольких дивизий, в том числе танковых, на Сталинградский тракторный завод. Со всех концов фронта к нам в Сталинград стягивались подкрепления. Пять саперных батальонов по воздуху были переброшены в район боев из Германии. Наступление поддерживал в полном составе 8-й авиакорпус. Наступавшие войска продвинулись на два километра, однако не смогли полностью преодолеть сопротивления трех дивизий русских, оборонявших завод, и овладеть отвесным берегом Волги. Если нашим войскам удавалось днем на некоторых участках фронта выйти к берегу, ночью они вынуждены были снова отходить, так как засевшие в оврагах русские отрезали их от тыла». Следует уточнить, что Сталинградский тракторный завод обороняли не три дивизии, как считает генерал Дёрр, а одна – 37-я гвардейская. Под конец здесь осталось 57 советских солдат. Среди них был Алексей Очкин, командир группы «57 бессмертных». Он рассказывал: «Фашисты пошли в решающее наступление на тракторный, и командарм нас перебросил туда. 14 октября началось самое памятное сражение великой битвы. Мы обороняли площадь Дзержинского. Сто танков устремились на нас, истребителей. Орудие Коли Смородина было разбито, сам он уцелел чудом и вел огонь из бронебойки. Горели развалины, асфальт, земля… Погибло больше половины наших, враг потерял два десятка танков и не смог сломить сопротивление горстки наших бойцов, обогнул завод с тыла... Мы прорвались в горящие цеха и снова вели бой с танками. И вот тогда 57 раненых, обгоревших, объединились и заняли оборону по самой кромке волжской кручи. Под обрывом, у Волги, весь запас боеприпасов, здесь и был последний смертный рубеж. Николай Смородин и три бойца с автоматами брали с собой мешок гранат и устраивали переполох в расположении фашистских частей. Те в панике отходили, а мы ночью минировали свой последний край у кромки обрыва. …Когда нас стало шестеро, Смородин подбил три танка, целился в четвертый, но тут его оглушило снарядом… Коля цеплялся за край обрыва, ослабевшее тело сползало… Это последнее, что я увидел, потому что и меня тяжело ранило». Артиллерийский тягач «Комсомолец». На эти машины устанавливались знаменитые «Катюши». На заводе их было выпущено около 9 тысяч единиц Тракторный не был сдан. В него ворвались захватчики, но он сражался. В нем еще были бойцы. И как потом выяснилось, в цехах завода гитлеровцев подстерегали дерзкие ночные вылазки мелких штурмовых групп и одиночных гранатометчиков. В подвалах и туннелях, под станками и в люках у них были надежные укрытия. Восставший из пепла За 21 неделю ожесточенных боев, бушевавших на территории завода, на каждый квадратный километр территории СТЗ обрушилось 2000 авиабомб, десятки тысяч снарядов и мин. Иностранные корреспонденты, побывавшие после освобождения города в Сталинграде, писали, что восстановить красавец завод невозможно. Однако тракторозаводцы решили иначе. 17 июня 1944 года принято считать вторым рождением завода – с восстановленного конвейера сошел первый трактор. 1943 год. Расчищенный от завалов и мусора жилой квартал Тракторозаводского района Сталинграда. Работники завода по 12 часов ремонтировали танки, а после трудовой смены шли на уборку города, восстанавливали разрушенные здания В феврале 1945 года руководство завода, района отправило рапорт на имя председателя Государственного комитета обороны: «…Сегодня мы рады доложить, что Сталинградский тракторный завод снова вступил в строй действующих предприятий страны... Уже восстановлено 176 тысяч квадратных метров производственных площадей, ТЭЦ. Вместе с заводом восстанавливается и наш заводской поселок. Всего восстановлено 67 тыс. кв. метров жилой площади». «…Уже в 1943 году коллектив завода отремонтировал и передал фронту танков на 4 танковые бригады и дизелей на 5 танковых бригад». «С июля 1944 года началось серийное производство гусеничных тракторов, … изготовлено свыше 500 единиц». В послевоенные годы завод успешно производил гражданскую и военную технику. Самым массовым трактором в СССР стал гусеничный сельскохозяйственный ДТ-75. За 50 лет на Сталинградском, а с 1961 года – на Волгоградском тракторном заводе было выпущено более 2,5 миллионов машин. Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1» Сегодня Волгоградский тракторный завод остается стратегически важным оборонным предприятием. В 2017 году для финансового оздоровления военная составляющая завода, Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», была включена в состав Госкорпорации Ростех. И хотя гражданская часть тракторного завода сегодня расформирована, традиция продолжается – на предприятии производится бронетехника, которая применяется в Воздушно-десантных войсках РФ. Это боевая десантная машина БМД-4М, обеспечивающая необходимое прикрытие и дополнительные боевые возможности подразделениям ВДВ. Разработаны и готовы к государственным испытаниям опытные образцы модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», которая способна оказывать мощную огневую поддержку десанту и разведке в любое время суток на суше и на воде. Вся эта техника может десантироваться с помощью парашютных систем.