Войти в почту

«Игнорировать военное прошлое Екатеринбурга мы не будем». Интервью с куратором Уральской биеннале

Пятая Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет в Екатеринбурге с 12 сентября по 1 декабря. В этом году основной проект разместится сразу на двух площадках — Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) и в кинотеатре «Колизей». В биеннале примут участие более 70 художников из 23 стран, среди них — известные во всем мире Карлос Аморалес, Кристина Лукас и Адриан Пайпер. Впервые в истории проекта более трети художников будут из России. Куратором Уральской биеннале 2019 года стала Шаоюй Вэн. Проекты китаянки можно увидеть по всему миру — от Франции до США. В 2017 году она стала лауреатом премии Visionary Awards, также на ее счету еще одна престижная премия — Лоренцо Боналда. Сейчас Шаоюй занимает должность куратора в Музее Соломона Гуггенхейма (Нью-Йорк). Шаоюй Вэн приехала в Екатеринбург, чтобы встретиться с местными художниками и прогуляться по будущим площадкам выставки. Мы поговорили с куратором биеннале и узнали, как изменится действующий военный завод и старейший кинотеатр города уже этой осенью. — Пятая биеннале пройдет на Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ). Почему вы выбрали эту площадку? — Я думаю, что это замечательное место — и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения промышленного назначения. Сейчас помещение завода готовят к биеннале. Площадку расчищают от всего лишнего, при этом я надеюсь, что на ней все же останется что-то от производства. Надеюсь, что в скором времени мы вновь поедем на завод и сможем осмотреть помещение более детально. — На УОМЗ производят продукцию военного назначения. При этом многие художники придерживаются антимилитаристских взглядов. Были ли случаи, когда художники отказывались от участия в биеннале, потому что не хотели, чтобы их работы были каким-то образом связаны с военной темой? — В конце прошлого года мы серьезно обсуждали этот вопрос с организаторами. Мы пришли к выводу, что так или иначе Екатеринбург связан с военной темой и от этого никуда не деться (в годы Великой Отечественной войны в Свердловск везли спецоборудование из Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Брянска, Ижоры, Колпино, Саратова и Киева. — Прим. ред.). Мы решили, что наша задача — объяснить это всем участникам биеннале. Поэтому во время переговоров с художниками я уделяю этому вопросу особое внимание. Подробно рассказываю им о площадке, об истории города. Я бы сказала, что понимание милитаристского контекста — это обязательное условие участия в биеннале для художников. Да, иногда во время переговоров возникают непростые моменты, тем не менее пока никто не отказывался. Но если вдруг это произойдет, то я пойму. — Как художники будут работать с темой войны? — Я не исключаю, что кто-то предложит критический взгляд на тему милитаризма. Возможно, часть проектов будет посвящена истории войн. Это не обязательно будут войны, которые вела Россия, мы смотрим на тему более широко, в мировом контексте. И конечно, я думаю, что во время биеннале будет затронута тема производства объектов военного назначения. — В этом году основной проект будет представлен сразу на двух площадках. Как «Колизей» сочетается с Уральским оптико-механическим заводом? — Я думаю, что у этих площадок есть что-то общее. Изобретение камеры и появление кинематографа связано с процессом индустриализации, и в то же время на заводе (индустриальном объекте) делают оптические приборы. Мне было интересно посмотреть на «Колизей» с точки зрения темы биеннале — бессмертия. Мы видим, что виртуальная и дополненная реальности становятся все более популярными, а человек, который существует в них, — все более одинок. Технологии оттесняют на второй план кинотеатры, где люди собираются вместе, чтобы посмотреть фильм и поговорить друг с другом. Это особенно заметно на примере Запада. Старинные здания, в которых располагались кинотеатры, оказываются ненужными, и их сносят. «Колизей» — одно из тех мест, где пока еще сохранилась камерная, театральная атмосфера. Во время биеннале мы сделаем акцент именно на этом — покажем, как люди взаимодействуют друг с другом и с произведениями искусства. — Что бессмертие значит лично для вас? — Для меня бессмертие — это то, что мы можем передать другим поколениям. Тем, кто будет жить после нас. Вопрос только в том, что именно это будет. Возможно, это традиции, наши знания или произведения искусства. Я не уверена, что хотела бы быть бессмертной. По-моему, в этом нет ничего хорошего, потому что бессмертие ведет к одиночеству. Я думаю, что в том, что человек рождается, живет и умирает, есть своя красота. В этом году на биеннале мы будем много говорить о бессмертии, но оно не обязательно будет темой всех произведений. Мы бы не хотели загонять художников в тесные рамки, помещать их в коробочку «главной темы». Поэтому художники могут и будут отходить от нее. Бессмертие станет отправной точкой, которая приведет к новым идеям. — Впервые около трети участников основного проекта будут из России. Почему вы решили сделать акцент на российских художниках? Как решали, кого позвать, а кого — нет? — К выбору российских художников я подходила очень серьезно. В моем списке было около ста имен. Прежде всего я хотела, чтобы на биеннале были новые имена. Те, кто еще не стал мейнстримом. В то же время мне хотелось, чтобы на одной площадке с молодыми художниками присутствовали более опытные. Со многими из российских художников я бы хотела поработать в будущем. Когда я изучала их работы, у меня сложилось впечатление, что в обществе их не очень поддерживают. Мне бы хотелось это исправить и, возможно, помочь им построить карьеру на Западе. Участие в биеннале само по себе способствует этому, потому что это международный проект. — В биеннале будут задействованы более 70 художников. Все ли приедут в Екатеринбург или большая часть работ будет сделана дистанционно? — Мне бы хотелось, чтобы в Екатеринбург приехало как можно больше художников, но все зависит от финансирования. Сейчас я могу сказать, что в городе будут работать не меньше десяти художников. Часть работ делается специально для биеннале, часть будет воспроизведена и адаптирована под площадки. — В основном проекте участвуют художники из Екатеринбурга — Ксения Маркелова, Маша Седяева, Аня и Виталий Черепановы. Почему вы остановились на этих именах? — Участие уральских художников в биеннале для меня очень важно. Я была в Екатеринбурге прошлым летом и познакомилась с работами этих художников во время выставок ГЦСИ. Затем я побывала в их студиях, где увидела еще больше работ, и они мне понравились. С некоторыми из художников я обсуждаю создание новых работ для биеннале прямо сейчас. Что именно это будет, мы решим в июне. — Будете ли вы подключать к проектам известных людей из Екатеринбурга? Например, в 2015 году китайский художник Ли Ляо восемь часов снимал пустой кабинет тогда еще мэра Евгения Ройзмана… — Местные истории обязательно будут на биеннале. Другое дело, что, наверное, их будет больше в программе арт-резиденций. Если говорить об основном проекте, то многие художники заинтересовались возможностями УОМЗ. Мы ведем переговоры с руководством завода, просим позволить художникам использовать в работах оставшиеся от производства объекты, например, рабочие материалы или брак. Со стороны художников интерес к этой теме очень высок. — Вы уже не первый раз в Екатеринбурге. Что удалось посмотреть? — У меня было не так много времени в городе, при этом я хотела посмотреть как можно больше. Мне интересно исследовать индустриальное наследие Урала. Так, например, я побывала на заводе «Уралмаш». Но больше всего в Екатеринбурге меня поразили люди. Мне интересно изучать, как человек выглядит на фоне чего-то большего — будь то завод или политический режим. Интересно, что он чувствует. Одно из самых ярких воспоминаний о Екатеринбурге у меня осталось после вечера в местном Доме культуры, где пожилые люди учились танцевать. Это напомнило мне о Китае, где такие встречи тоже популярны. Пожилые люди, которых я увидела, показались мне настолько красивыми и трогательными, что я не удержалась и даже сделала несколько видео на память.

«Игнорировать военное прошлое Екатеринбурга мы не будем». Интервью с куратором Уральской биеннале
© e1.ru