Почему тамплиеры читали молитву «Отче Наш» в православном варианте

«Отче Наш» — главная в христианстве и самая известная, даже среди неверующих, молитва. Считается, что она способна помочь в тяжелых жизненных ситуациях. Миллионы христиан читают ее ежедневно. Она единственная встречается в Евангелиях как прямое указание к действию – когда ученики Иисуса Христа попросили Спасителя «научить их молится», Христос дал им эту молитву, поэтому ее так же называют Господней молитвой. Дважды встречается в Священном Писании в разных Евангелиях: от Луки и от Матфея. Строка «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» присутствует в тексте евангелиста Матфея, где она входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Спаситель дарит ее ученикам по их просьбе. Каждое слово в молитве имеет свой символический и сакральный смысл, однако некоторые люди, не разбирающиеся в ее толковании, проговаривают «Отче Наш» машинально, без глубокого осмысления текста. Но в любой молитве важнее глубокая вера в Господа и искренность молящегося, чем подкованность в теологии. Вся молитва носит небесный, неземной, экзистенциальный характер. Просьбы мирского характера нет – есть только упоминание о «хлебе» насущном, хотя в Евангелие от Матвея точный перевод звучит как хлеб «надсущный», то есть имеется в виду Евхаристия. Так что слово «хлебе» в молитве универсально, его можно понимать во всех смыслах. Все прочие прошения привязаны к Богу. Общая идея молитвы – это спасение души, а не тела. Мотивы против гордыни читаются в первой же строчке – сразу читаем «Отче наш», не просто «Отче» и не «Отче мой». Эта молитва всех христиан и произносящий ее просит не столько за себя, сколько за спасение всякой души и мира. Само обращение к Богу, не только как к Отцу сущего, но и как к своему собственному – нехарактерная особенность, присущая только христианству. Создатель через Иисуса Христа усыновляет христиан и все они имеют право обращаться к Создателю миров: «Авва Отче!». То есть через жертву Христа христиане усыновляются Богом Отцом. Известный латинский палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS при написании квадратом образует крест: Из черных букв без труда складывается «PATER NOSTER», что в переводе с латыни значит «Отче Наш». А оставшиеся две буквы – это «А» и «О», которые символизируют Альфу и Омегу, начало и конец сущего. В Апокалипсисе Иоанна Богослова так называл себя Господь. Рыцари-храмовники (тамплиеры) читали эту молитву по канонам греко-православной церкви, а не римско-католической литургии. Отличие заключается в том, что в православном варианте сохраняются заключительные слова «Ибо Твое есть Царство и сила и слава, во веки веков, аминь». Рыцари считали, что без этих слова молитва утрачивает силу. Интересно, что тамплиер должен был прочитать ее ровно 13 раз. Католическая церковь исключила эти слова из богослужений, связано это с тем, что Папа Римский, с точки зрения Католической церкви, является преемником Святого Петра и наместником Бога на Земле, соответственно Царство Божие на земле уже свершившийся факт. Тамплиеры не считали притязания римских пап на Царство Божие обоснованными, что стало одной из причин для гонений со стороны инквизиции на Орден бедных рыцарей Христа. «Отче Наш» — одна из пяти молитв, который должен знать каждый христианин. Так же православные выучивают наизусть Символ Веры, молитвы Святому Духу «Царю небесный», Божией Матери «Богородице, дево, радуйся» и «Достойно есть». Священники рекомендуют при чтении молитвы быть вдумчивыми и искренними в своих прошениях, потому что тот, кто произносит слова «Отче наш» и не следует им (не прощает должникам, не готовится к приходу Царствия божьего) – поминает имя Господа всуе. Надо понимать, что Спаситель даровал людям возможность называть Создателя Отцом, поэтому христианам надо жить и поступать как сынам и дочерям Божиим. Рекомендуется читать молитву в любым жизненных ситуациях: и в печали, и в радости, но без фанатизма и накала чувств. Иисус в Евангелиях прямо говорит: «Из сердца исходят убийства, кражи, блуд – всякая нечистота». Поэтому церковное литургическое чтение молитв бесстрастное и представляет собой своеобразный камертон. Апостол Павел объяснял такую позицию тем, что надо молится не только духом (сердцем), но и умом (осознавая, что происходит и контролируя эмоции. https://cyrillitsa.ru/tradition/84894-pochemu-nuzhno-davat-detyam-blagozvuchn.html Почему нужно давать детям благозвучные имя и отчество text/html Thu, 02 May 2019 19:40:18 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/85935-pochemu-staroobryadcy-ne-govoryat-spasi.html Почему старообрядцы не говорят "спасибо" text/html Thu, 02 May 2019 19:40:18 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/76720-kak-byt-esli-vy-zabyli-imya-dannoe-pri.html Как быть, если вы забыли имя, данное при крещении text/html Thu, 02 May 2019 19:40:18 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88662 Какой народ считается самым рыжим в России Thu, 02 May 2019 19:00:47 +0000 Финно-угорский народ удму́рты или вотяки – автохтонный народ Приуралья и Прикамья; их предки заселяли территорию республики еще VI тысяч лет назад. C точки зрения антропологов удмурты – европеоиды и некоторыми чертами монголоидности; до сих пор 60% из 552 299 удмуртов считают удмурсткий язык родным и пользуются им в обычной жизни, многие до сих пор остаются […] Народы Финно-угорский народ удму́рты или вотяки – автохтонный народ Приуралья и Прикамья; их предки заселяли территорию республики еще VI тысяч лет назад. C точки зрения антропологов удмурты – европеоиды и некоторыми чертами монголоидности; до сих пор 60% из 552 299 удмуртов считают удмурсткий язык родным и пользуются им в обычной жизни, многие до сих пор остаются язычниками. До революции удмурты не называли друг друга по имени, чтобы не сглазить, а знакомясь, договаривались, как друг друга будут называть. Cейчас удмурты используют русские имена, переиначивая их на свой манер: Aвдотью кличут Oдотей, Aграфену – Гуринкой, Aлександру – Cандыр, Aнастасию называют Hасьток, Eвдокию – Oдок, а Kсению и вовсе – Oчинь. Используют и национальные имена, которые означают птиц и животных, например, Балян — это рысь, Дадык — голубь, Пислег – синица, Kайсы — клест, Гондыр — медведь и Kойык — лось. Удмурты — самый рыжий народ в Pоссии, в Ижевске ежегодно проходит фестиваль рыжих людей. По рыжине удмурты могут переплюнуть даже ирландцев: местные этнографы вычислили индекс рыжести, который в Удмуртии составляет 70%! Bпрочем, это не значит, что 70 % населения рыжие, но говорит о многом — у русских этот индекс равен 40%. Профессор Удмуртского университета Юрий Перевощиков считает, что удмурты – потомки будинов, о которых Геродот писал, что это «большое и многочисленное племя со светло-голубыми глазами и рыжими волосами», а проживали будины в междуречье Bолги и Kамы, и столицей их был город Гелон. До XVI века удмурты жили разрозненно: северные земли сначала стали вятскими, а затем – стали вотчиной нижегородских и суздальских князей, а на юге удмурты находились под властью волжских булгар, затем – золоордынцев, а позже — Kазанского ханства и испытали на себе влияние ислама. По подсчетам краеведа Hиколая Бобровинкова в XIX веке магометанство приняли около 15 000 удмуртов Kазанской губернии, многие говорили только на н татарском языке, под влиянием татар у удмуртов появился праздник «акашка» – начало весенней страды и женская одежда в виде камзола. Удмурты носили амулеты с изречениями из Kорана, по мусульманским обычаям хоронили мертвецов, а чтобы избежать недоразумений, часто записывались татарами. Удмурты-язычники верят, что мир стоит на рогах почитаемого быка, если животное спокойно — спокойно и в мире, но стоит ему разъярится, как начинаются бури и войны. Бык стоит на громадной рыбине, которая погружена в особый подземный океан. Aда и рая нет, зато есть Явь — этот мир, Hавь – подземный мир, и Правь — мир богов. Самым старым богом считается бог небес Инмар, а его антагонистом считается Шайтан. Особое место в язычестве занимает дух-воршуд — покровитель рода, который живет в каждом в доме в специальном «воршудном» коробе. Чтобы умилостивить его, в короб кладут монеты, украшения, кости, перья, бусины, ветки; воршуда изображают в виде гуся с серебряным клювом или быка с золотыми рогами. Дух этот имеет не меньше 70 имен: его зовут то Бигрой, то Kаксей, то Пургой, то Боней, то Bорчей. Земля удмуртов полна злых и добрых духов: в болотах живет Bурмурт — водяной, в хлеву – Гидмурт, в лесу – Hюлэсмурт, в доме – Kоркамурт, на лугу – Лудмурт и т. д. Главными жрецами у удмуртов являются вӧсясь и утись. Bӧсяся выбирают на 12 лет, он обязательно должен быть рыжеволосым, и его главная обязанность — молиться. B обязанности утися входит заклинание, а с помощью помощников он приносит богам в жертву животных. Eсть и колдуны — туно или тӧро; а все жреческое сословие делится на два клана – одни почитают Инмара днём, вторые почитают Луду (Шайтана) ночью. B 1892 году 10 удмуртских крестьян из селения Cтарый Mулан были обвинены в ритуальном убийстве крестьянина Kонона Mатюнина, чье безголовое тело было найдено на окраине села Чулья 16-летней Mарфой Головизниной. Kрестьян обвинили, что они жертву «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы…и… для принятия этой крови внутрь». Cуд присяжных признал семь человек виновными, однако позже к делу присоединились правозащитники — член Государственного совета Aнатолий Kони и журналист Bладимир Kороленко, и крестьяне были оправданы. Этнограф Hиколай Блинов, который тщательно исследовал дело, в труде «Языческий культ вотяков», предположил, что убийство Mатюнина было действительно ритуальным и связанным с обрядом очищения воды, так как в это время свирепствовала холера. И действительно, отсеченную голову крестьянина Mатюнина отыскали уже после вынесения оправдания в роднике неподалеку. Блинов же рассказал, что это был не единичный случай: еще одну отрезанную голову нашли в этой же местности в начале XX века. https://cyrillitsa.ru/narody/49988-pochemu-serby-lyubyat-russkikh.html Почему сербы любят русских text/html Thu, 02 May 2019 19:00:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/64953-mozhno-li-schitat-russkikh-potomkami-fi.html Можно ли считать русских потомками финно-угров text/html Thu, 02 May 2019 19:00:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/74847-bacbiycy-chechency-kotorye-byli-pravos.html Бацбийцы: чеченцы, которые были православными text/html Thu, 02 May 2019 19:00:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88657 Когда на территории России были такие морозы, что «птицы замерзали налету» Thu, 02 May 2019 18:20:06 +0000 С самых древних времён все иностранцы, путешествовавшие по территории России, при описании своих впечатлений упоминали о суровых местных зимах и народе, который изумительным образом приспособлен жить в этих условиях. Но порой природа сковывала страну такими аномально сильными морозами, что тяжело приходилось даже аборигенам. Летописные данные О том, какой климат царил на Руси, когда ещё не […] История С самых древних времён все иностранцы, путешествовавшие по территории России, при описании своих впечатлений упоминали о суровых местных зимах и народе, который изумительным образом приспособлен жить в этих условиях. Но порой природа сковывала страну такими аномально сильными морозами, что тяжело приходилось даже аборигенам. Летописные данные О том, какой климат царил на Руси, когда ещё не велись метеорологические наблюдения, современники могут узнать из летописей. Изучая гидрологию Южной России, академик Евгений Оппоков обнаружил в исторических источниках сведения, что в 355 году морозы в этом регионе были столь рьяные, что в бутылях леденело вино, птицы замерзали налету, а снег накрывал землю покрывалом «в семь локтей». Некоторые летописи содержат конкретную информацию относительно отрицательных температурных рекордов, например, «Русский хронограф» фиксировал что, в 742 году «зима бысть люта: Понтьское море померзе на 30 локоть, а снег паде на нем 20 локоть». Другие лишь опосредованно повествовали о них, к примеру, описывая, как 1443 году по улицам городов склонялись голодные люди, попавшие в такую сложную ситуацию из-за неурожая, связанного с катастрофическими морозами. Стояние на Угре Историк Сергей Соловьев, рассказывая о событиях 1480 года, известных в анналах под названием стояние на реке Угре, отмечал, что зима в тот год наступила уже 26 октября, заковав в лёд водную преграду. Разыгравшиеся настолько, что мешали «даже смотреть» лютые морозы «обезоружили» войско хана Ахмата, который 11 ноября принял решение бежать с уцелевшими от холода и болезней бойцами, тем самым положив конец на Руси татаро-монгольского ига. Зима 1588 года Посетивший Российское государство зимой 1588 года английский посол Джайлс Флетчер спустя несколько лет написал книгу «О государстве Русском», в которую вошли его воспоминания об аномальной стуже, установившейся в этот момент в Москве. Начав рассказ с мысли, что от одного взгляда на русскую зиму человека пронизывает холод, европеец констатировал, что этот морозный сезон продолжался целых 5 месяцев, и сопровождался замерзанием рек и обильными, непрерывными снегопадами. Повествуя читателям о том, что при выходе на улицу у человека из-за резкого перепада температур спиралось дыхание, он описывал, как вода, выливаемая по капле на морозе, превращалась в лед, не успев достигнуть земли. Упоминая замерзавших насмерть горожан и людей, отморозивших уши и конечности, Флетчер, живописно обрисовывал, якобы увиденные им картины, как изголодавшиеся и промёрзшие волки и медведи шатались по городам и сёлам в поисках тепла и пропитания. Зимы начала XIX века Необычайно холодным для России, как в целом и для северной Европы, выдалось начало XIX века, когда с 1808 по 1814 годы зимние температуры устойчиво держались у отметок, при которых в измерительных приборах замерзала ртуть, а это явление, между прочим, наблюдается при показателе –38,9° С. По иронии судьбы именно в данный исторический период русские войска дали бой сразу двум вражеским армиям. Суровой зимой 1808- 1809 годов в ходе русско-шведской войны свершилось историческое событие — впервые за историю боевых действий императорские полки пересекли Ботнический залив по льду. А жестокие морозы, установившиеся с ноября 1812 года по середину февраля 1813 года в центрально-европейской части России, а потом повторявшиеся еще 2 зимы к ряду помогли русским войскам одолеть амбициозного Наполеона. Зимы начала 40-х годов ХХ века За полгода до вторжения Гитлера на территорию СССР в центральном регионе страны установилась чудовищно низкая для данной полосы температура. Не спадавшие на протяжении 3-х месяцев лютые морозы в отдельные дни опускали столбик термометра до отметки минус −42 °C. Аномальный холод нанёс большой вред здоровью людей, и вывел из строя несколько котельных, обеспечивавших горожан теплом. Однако увлечённый идеей блицкрига Гитлер не счёл нужным задумываться о возможности возникновения этой проблемы, и поэтому уже зимой 1941 года его армия испытала на себе действия генералов Мороза и Зимы. Заставшая немцев врасплох московская зима, неожиданно наступившая уже 7 октября, когда пошёл первый снег, через месяц нанесла войскам вермахта дебютный серьёзный удар. Отсутствие тёплой амуниции делало непобедимых немцев уязвимой мишенью для холода, массово калечившего, а порой и убивавшего их. При температуре – 30°C и ниже отказывалась работать фашистская военная техника, в баках которой попросту замерзало топливо. Генерал-полковник Гейнц Гудериан докладывая в ставку об обстановке на фронте писал, что для того, чтобы завести мотор танков его солдатам приходиться разводить под ними костёр, а телескопические прицелы и пулемёты не работают на холоде. Более того он констатировал: «Каждый полк уже потерял около 500 человек в результате обморожений». Ледяной дождь В 2011 году в Москву нагрянула самая холодная за 25 лет зима, когда ртутный столбик на протяжении двух месяцев колебался у отметки – 25°C. А за несколько дней до наступления Нового Года 25 и 26 декабря 2010 года столицу накрыл ледяной дождь, превративший её улицы в сплошной каток. В результате этого редкого метеорологического явления за двое суток все деревья города покрылись ледяной коркой слоем до 2,5 см. Не выдержав такого груза, часть из них повалились, оборвав линии электропередач и оставив без электричества жителей Смоленской, Тверской, Московской и Нижегородской областей. https://cyrillitsa.ru/history/80613-kuda-v-1913-godu-propali-tri-russkie-polyar.html Куда в 1913 году пропали три русские полярные экспедиции text/html Thu, 02 May 2019 18:20:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/65943-gde-napoleon-spryatal-moskovskie-sokr.html Где Наполеон спрятал московские сокровища text/html Thu, 02 May 2019 18:20:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/68105-zachem-russkie-knyagini-chasto-ukhodili-v.html Зачем русские княгини часто уходили в монастырь text/html Thu, 02 May 2019 18:20:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88654 Ольга Врангель: как супруга «черного барона» несколько раз спасала его от смерти Thu, 02 May 2019 17:45:04 +0000 Ольгу Врангель можно смело назвать ангелом-хранителем «Черного барона». Она заботилась о муже и разделяла с ним все горести и невзгоды до конца его дней. Именно супруге военачальник был обязан своим исцелением от тифа. Мало того, Ольга Михайловна спасла Врангеля от расстрела в 1918 году. Фрейлина и заядлый холостяк Ольга Михайловна Иваненко не только отличалась благородным […] История Ольгу Врангель можно смело назвать ангелом-хранителем «Черного барона». Она заботилась о муже и разделяла с ним все горести и невзгоды до конца его дней. Именно супруге военачальник был обязан своим исцелением от тифа. Мало того, Ольга Михайловна спасла Врангеля от расстрела в 1918 году. Фрейлина и заядлый холостяк Ольга Михайловна Иваненко не только отличалась благородным происхождением, но и эффектной внешностью. Эти качества и позволили ей стать одной из самых любимых фрейлин императрицы Марии Федоровны, матери Николая II. Впоследствии она стала близка и с женой Николая Александрой Федоровной. Обе женщины увлекались медициной и окончили курсы сестер милосердия. В общем, Ольгу Иваненко можно было смело назвать не только красавицей, но и умницей. По воспоминаниям современников, она вольна была выбрать для себя самого завидного жениха: мало кто из мужчин оставался к ней равнодушен. Однако сама Иваненко не выказывала предпочтения никому до 25 лет, пока не встретила на светском балу поручика Петра Врангеля. В 1908 году она стала законной супругой своего избранника. Врангель, который, по сути, до 30-летнего возраста предпочитал холостяцкую жизнь, поначалу с трудом справлялся с новой ролью семейного человека. Однако любовь, забота и терпение Ольги принесли свои плоды. Вскоре Петр Николаевич, уже как образцовый отец, радовался рождению старшей дочери Елены. А затем на свет появились Петр, Наталья и Алексей. Исцеление и спасение К слову, младшего сына Врангелей Алексея могло и не быть. Дело в том, что когда Наталье едва исполнилось 5, главу семейства арестовали и отдали под революционный трибунал. Спасла Петра Николаевича от расстрела его жена. По крайней мере, так эти события описывает автор книги «Врангель. Трагический триумф барона» Валерий Краснов. Председатель трибунала спросил у Ольги Михайловны, за что ту взяли под стражу. А Иваненко ответила, что пришла вслед за супругом по собственной воле, потому что желает разделить его участь до конца. Большевики отпустили обоих. Спустя несколько месяцев семью настигла новая беда. Петр Николаевич заболел тифом. В те годы эта болезнь свирепствовала повсюду и многих забрала на тот свет. Только Ольга Михайловна отказывалась верить в то, что ее любимый скоро умрет. Она ухаживала за Врангелем круглыми сутками. Благо, знания в области медицины у нее имелись. Впоследствии Петр Врангель не забудет указать в своих мемуарах о том, что своим чудесным исцелением он обязан именно Ольге Михайловне. В эмиграции Когда супруги оказались в эмиграции, Ольга отдавала свою заботу не только мужу и детям, но и другим беженцам. Общественный деятель Сергей Палеолог вспоминал, что бежавшие из советской России в Константинополь, где поначалу и жили Врангели, только и говорили: «Ольга Михайловна поможет… напишет… скажет… сделает…». Именно благодаря стараниям Ольги Врангель в Европе появились санатории для больных, страдающих туберкулезом. От аналогичного недуга скончался и сам Петр Врангель. После его кончины Ольга Михайловна больше замуж не вышла. Некоторое время она жила в семье старшей дочери Елены, а после вместе с ней, ее мужем и внуками переехала на постоянное место жительства в США. Там же в 1968 году Ольга Врангель и скончалась. Ее похоронили на самом крупном православном кладбище Америки при Ново-Дивеевском Успенском монастыре, расположенном в штате Нью-Йорк. https://cyrillitsa.ru/history/58086-chto-krestonoscy-iskali-v-khristianski.html Что крестоносцы искали в христианских странах text/html Thu, 02 May 2019 17:45:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/50143-kakikh-voyn-udalos-izbezhat-russkim.html Каких войн удалось избежать русским text/html Thu, 02 May 2019 17:45:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/52776-kogda-na-rusi-otmenili-medvedey-na-uli.html Когда на Руси отменили медведей на улицах text/html Thu, 02 May 2019 17:45:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88651 Смерть Ермака: почему казахи утверждали, что его тело скормили собакам Thu, 02 May 2019 17:05:20 +0000 Атаман Ермак был фигурой загадочной и мрачной, и если одни историки считают его героем, первопроходцем, положившим начало освоению Сибири, то другие говорят о его жестокости, физической силе и жажде золота и славы. Татарские националисты говорят о том, что это из-за Ермака количество сибирских татар, проживающих на территории Сибирского ханства, к концу XVI века уменьшилось на […] Прошлое Атаман Ермак был фигурой загадочной и мрачной, и если одни историки считают его героем, первопроходцем, положившим начало освоению Сибири, то другие говорят о его жестокости, физической силе и жажде золота и славы. Татарские националисты говорят о том, что это из-за Ермака количество сибирских татар, проживающих на территории Сибирского ханства, к концу XVI века уменьшилось на 80% – одних уничтожили, а других вытеснили в Среднюю Азию, на территории проживания мусульман. Создатель официальной истории Российского государства Николай Михайлович Карамзин не питал никаких иллюзий по поводу Ермака и писал о нем следующее: «Это таинственная и мрачная личность, одним именем своим внушавшая ужас, был человеком без роду и племени. Ни один народ не может нести за него какой-либо нравственной ответственности». Кем он был и в кого верил – неизвестно Настоящее имя этого человека неизвестно. Неизвестно и как он выглядел, все описания историки относят к недостоверным. Тобольский боярин Семен Ремезов в «Истории Сибирской» описывал его как человека, имевшего облик стeпнякa – «плoскoлиц, чёрен брaдою и влaсы». Одни считают, что Ермак – это прозвище, означающее «жернов для мельницы», другие считают, что это сокращенное прозвище от Ермолая, третьи уверены – Ермака звали Василием. Летописец XVII века Савва Есипов писал, что дед Ерамака из Суздаля, что звали его самого «Василей» Тимофеевич Аленин, а прозвище Ермак значило – артельный котел. Было и другое прозвище – Токмак, что значило – «бить», «калечить» и говорило о нраве атамана. Но называют его и Ермилой, и Германом, и Еремеем. Некоторые считают Ермака ногайцем или даже сибирским татарином – выходцем из семьи местных князей, которых разорил хан Кучум. Хану Кучуму Сибирская летопись приписывает такие слова о Ермаке: «самозванец приидох корысти ради и величия». Мусульманские устные легенды говорят о том, что Ермак был мусульманином, и бек Елычай хотел отдать замуж за Ермака дочь, и что хоронили Ермака по мусульманским обычаям. Не знаем мы ничего и годе его рождения. Вроде бы к моменту похода на Кучума, Ермаку было 40–45 лет. И это все. Под «англицким» флагом? До сих пор сохранились три знамени, под которыми Ермак ходил в Сибирское ханство. На одном из них изображение библейского героя Иисуса Навина с Архангелом Михаилом, а два других изображают единорога и льва. Это весьма похоже на английские гербы Викторианской эпохи, на которых эти звери держат щиты. Однако историки считают. что единорог Ермака ведет свое происхождение от печати Ивана Грозного, на которой был изображен этот зверь. В православии этот зверь был символом чистоты и непорочности. Он был бандитом Сибирская летопись свидетельствует о том, что Ермак был «силен, велeрeчив и остр», ходил на стругах по рекам, работал, но прибрав к рукам небольшую ватагу, «пошел от работы на разбой» – то есть начал для власти и денег, а не от нужды, грабить караваны. Англичанин Джонн Белл писал о Ермаке, что тот собрал шайку и начал разбойничать по дорогам и натворил столько дел, что царю пришлось отправить против него войска. Тогда Ермак сбежал в Персию, но персы, прознав о его преступлениях, выгнали его, после чего он объявился на Урале – искал убежище (историки А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков «Малоизвестные версии о покорении Сибири Ермаком»). Даже официальная история признает, что Строганов по сути «спровадил» банду Ермака за Урал, так как тот, по просьбе промышленника укротив «местных татар», начал бесчинствовать и разорять местные народы. Он убивал и вешал Об этом пишет в своей летописи историк Семен Ульянович Ремезов (XVII век). Когда Ермак завоевал «Назымские волости» и взял боем крепость в Аремзяме, то первое, что он сделал – это перебил всех врагов, лучших из них «повесил за ногу», а сдавшимся князькам приказал целовать окровавленную саблю и приносить присягу русскому царю. Столица Сибирского ханства Искер была разграблена и сожжена дотла. Несмотря на то, что Ермак дрался с ханом под знаменами царя, грабил он вполне по-бандитски, и отнюдь не все отправлял царю. Историк Сибири Сергей Владимирович Бахрушев в своих «Очерках истории…» указывал, что и золото, и соболей ушкуйники делили между собой. Казахский историк М.К. Зиманов в книге «Алтайская звезда. Национальная идея Турана» приписывает Ермаку трагедию, разыгравшуюся в Сарайшике – бывшей золотоордынской столице, в 1581 году, где ушкуйники убили все население в 2 000 человек, изнасиловали женщин, а потом разрыли могилы ханов Золотой Орды, разграбили их, а кости ханов сожгли. Собственно, оправдать ушкуйников можно – они по-своему, по-бандитски, отомстили за те издевательства, которые Русь терпела от монголов и татарского ига. То ли утонул, то ли скормили собакам Как ничего не известно о корнях человека, покорившего хана Кучума, так по сути ничего неизвестно и о его смерти. Возник из неоткуда и исчез в никуда, даже могилы не осталось Одни историки говорят, что погиб он, просто перескакивая с одного струга в другой: упал в воду и не выплыл. Другие, что на его лагерь ночью напали воины Кучума, перебили казаков, а Ермак утонул, пытаясь доплыть до струга. Русские считают, что тело Ермака находится на дне Иртыша. Историк Федор Иванович Миллер пишет, что тело атамана выловил из реки сын хана Беким-Бека Яныш, после чего мусульмане устроили настоящий праздник, а после все же похоронили врага на мусульманском погосте Бегиша. В казахском эпосе «Сатбек батыр» Ермака убивает герой эпоса Сатбек, мстя за смерть жены и детей. Он отрубает Ермаку руку, а потом спускает на врага огромного черного пса. Впрочем, в этом эпосе Ермак предстает изгоем татарского народа и «ордынским разбойником». В других казахских легендах храбрые герои скармливают тело Ермака собакам. Но тут, очевидно, авторы легенд выдают желаемое за действительное. Хотя никто не знает, как все было на самом деле. https://cyrillitsa.ru/past/42854-zachem-knyaz-pozharskiy-khotel-prizvat.html Зачем князь Пожарский хотел призвать «нового Рюрика» text/html Thu, 02 May 2019 17:05:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/38313-mikhail-kutuzov-neizvestnye-fakty.html Михаил Кутузов: неизвестные факты text/html Thu, 02 May 2019 17:05:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/38727-kalalakhskoe-srazhenie-velikaya-zabyta.html Калалахское сражение: великая забытая победа России text/html Thu, 02 May 2019 17:05:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88644 Когда русские перестали платить дань татарам Thu, 02 May 2019 16:33:14 +0000 Традиционный ответ, записанный во все учебники, гласит, что Московское государство навсегда прекратило выплату дани Золотой Орде при великом князе Иване III в 1470-х годах. Решение Ивана III вызвало неудачный поход на Москву золотоордынского хана Ахмата в 1480 году. Вскоре после этого распалась сама Золотая Орда, и Россия стала полностью независимым государством. Если так, тогда почему в завещании (духовной грамоте) того же Ивана III, писанной […] История Традиционный ответ, записанный во все учебники, гласит, что Московское государство навсегда прекратило выплату дани Золотой Орде при великом князе Иване III в 1470-х годах. Решение Ивана III вызвало неудачный поход на Москву золотоордынского хана Ахмата в 1480 году. Вскоре после этого распалась сама Золотая Орда, и Россия стала полностью независимым государством. Если так, тогда почему в завещании (духовной грамоте) того же Ивана III, писанной в 1504 году, упоминается «ордынский выход» – дань, ежегодно посылавшаяся русскими князьями татарским ханам? Иван III предписывает своим младшим сыновьям давать деньги «в выходы в ординские» старшему сыну – Василию, когда он взойдёт на московский престол вместо своего отца. «Ордынский выход» Где-то с конца 13 – начала 14 вв. со страниц древнерусских летописей исчезают баскаки – ордынские чиновники, надзиравшие за сбором дани с русских земель и контролировавшие её отправку в Орду. Сбор и посылка дани становится прерогативой самих русских князей, укреплявших тем самым свою власть над населением. Ярлык на княжение, выдававшийся ханом, был, вместе с тем, подтверждением права князя собирать дань и вести сношения с Ордой. Русский князь становился, таким образом, главным фискальным чиновником Золотой Орды в соответствующем улусе. Ханам было выгодно иметь одного ответственного за сбор дани. Таким образом, они подспудно укрепляли власть самого сильного из русских князей, не подозревая о том, что этот же процесс приближает конец владычества Орды над Русью. Так в общих чертах описывали становление Московского централизованного государства Николай Карамзин, Николай Костомаров, Дмитрий Иловайский, некоторые другие русские историки 19 столетия. Но окончательное прекращение выплаты ордынского выхода в Золотую Орду с 1472 (по другим источникам – с 1476) года вовсе не означало прекращения фискального гнёта, известного как «монголо-татарское иго». Во-первых, ордынский выход продолжал взиматься московским великим князем со всех подвластных земель, а в них теперь входила почти вся Русь. Русские крестьяне всё так же платили «в Орду» по рублю с двух сох (мера земельной площади), только теперь эти деньги шли не в Орду, а на содержание непрерывно растущего аппарата великокняжеской власти. Во-вторых, падение Золотой Орды не означало прекращения вассальных отношений Рюриковичей к Чингисидам. Только теперь сменилась резиденция главного Чингисида для Руси – Крым вместо Нижней Волги. Крымская Орда вместо Золотой В 1474 году Иван III заключил тесный союз против Золотой Орды и Великого княжества Литовско-Русского (ВКЛР) с ханом Крымской Орды Менгли-Гиреем. Совместными силами союзники сокрушили Золотую Орду и серьёзно потрепали Литву. Время прекращения выплаты Москвой дани Золотой Орде удивительно точно совпадает с датой заключения союза с Крымом. Дань продолжала поступать из Руси, только теперь уже другому татарскому хану – крымскому. Вероятно, теперь, со сменой верховного сюзерена, московский князь удерживал в своих руках значительно большую часть дани, чем раньше, когда платил её Золотой Орде. Это событие и называется в наших учебниках «свержением монголо-татарского ига». В русских дипломатических документах дань, посылавшаяся на протяжении 15-17 вв. Россией в Крым, уклончиво именуется «поминками». Крымские ханы всякий раз не стеснялись жаловаться на недостаточный размер «поминков» и требовать большего, грозя войной в случае неуплаты. Слова не расходились с делом – уже Менгли-Гирей в 1510 году нарушил перемирие с Москвой. После этого походы крымцев на Россию стали обычным явлением. Ислам-Гирей в 1535 году потребовал от бояр при малолетнем Иване IV уплаты половины московской казны! Получив дань, крымские ханы выдавали «шертные (клятвенные) грамоты», в которых обещали впредь не воевать русских земель. Это не мешало им время от времени предпринимать набеги даже и после получения очередных «поминков». Пётр Великий как освободитель Руси от крымско-татарского ига Из слов духовной грамоты Ивана III – «в выходы в ординские, и в Крым, и в Астрахань, и в Казань, и в Царевичев городок (Касимов)» – часто делают вывод, что ордынский выход шёл теперь на содержание живших в Московском государстве претендентов на ханские престолы. Это предположение, однако, ничем не подтверждается. В 16 веке известны факты выплаты Москвой дани другим татарским ханствам, помимо Крыма, и название «выход ордынский» было, видимо, универсальным обозначением всех выплат Руси Чингисидам. Так, в 1539 году Москва была вынуждена откупиться от Казани богатой денежной данью. Точная дата исчезновения ордынского выхода как налога, взимавшегося московским князем с подвластного населения, неизвестна. Но в 1551 году появляется новый налог – «полоняничные деньги» – предназначенный для выкупа пленников, захваченных теми же татарами (в основном крымскими, но и другими). Возможно, что один налог сменил другой. Это совпало с возложением Иваном IV на себя титула царя (до сих пор царями на Руси называли татарских ханов) и началом войн с Крымом. В 1550-е гг. временно прекратилась практика регулярной выплаты Русью «поминков» Крыму. Но в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сжёг Москву и принудил Ивана Грозного не только возобновить выплату дани, но и обещать дать Крымскому ханству Астрахань. Только победа в 1572 году русского войска над крымским, вторично шедшим разорять Москву, под селом Молоди, избавила Русское государство от территориальных уступок. Но дань пришлось платить ещё больше ста лет. В середине 17 века русский эмигрант, подьячий Григорий Котошихин, писал, характеризуя московско-крымские отношения, что крымскому хану, его семейству и его вельможам ежегодно отправляют богатые дары из Москвы. «А чего кому не достанет по росписи, и они тех посланников мучат и бьют и в тюрьме держат. А посылают им те поминки для того, чтобы они на украинные города войною не ходили и городов и мест не разоряли. Однако они, такие дары беручи, на то не смотрят, чинят, что хотят. А будет тех поминков на год больше 20 тысяч рублёв». Последняя выплата «поминков» крымскому хану была произведена в 1686 году. По Константинопольскому мирному договору 1700 года была официально прекращена практика ежегодных выплат дани Россией Крыму. «А понеже Московское государство самовластное и свободное государство есть, дача, которая по сё время погодно давана была крымским ханам и крымским татарам, впредь да не будет должна», – такая формулировка, свидетельствующая о независимости России, впервые появилась в договорах между русскими и татарами лишь при Петре Великом. Можно, конечно, говорить, что аналогичные «поминки» направлялись в Крым в то время и Речью Посполитой, и что это не мешало как России, так и Польше быть суверенными государствами. Но важно ещё и то, как наличие «поминков» воспринималось теми, кому они посылались, а тут всё было однозначно: платят – значит, данники. https://cyrillitsa.ru/history/66453-kogda-napoleon-khotel-zhenitsya-na-russ.html Когда Наполеон хотел жениться на русской княжне text/html Thu, 02 May 2019 16:33:14 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/55720-kakie-piraty-byli-v-chyornom-more.html Какие пираты были в Чёрном море text/html Thu, 02 May 2019 16:33:14 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/64178-pochemu-angliya-obyazana-rossii.html Почему Англия обязана России text/html Thu, 02 May 2019 16:33:14 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88640 Почему после подвига Козьмы Крючкова донские казаки отказались от лампасов на штанах Thu, 02 May 2019 16:09:52 +0000 В Первую мировую войну казаки войска Донского внесли существенную лепту, отправив на фронт 115 тыс. прекрасно обученных бойцов. О том, какой выучки были казачьи части, говорит количество павших в боях — у казаков оно составляло всего 3%. За годы войны донцы потеряли убитыми всего 3626 человек, ранения и контузии получили 12 675 человек. В плен […] История В Первую мировую войну казаки войска Донского внесли существенную лепту, отправив на фронт 115 тыс. прекрасно обученных бойцов. О том, какой выучки были казачьи части, говорит количество павших в боях — у казаков оно составляло всего 3%. За годы войны донцы потеряли убитыми всего 3626 человек, ранения и контузии получили 12 675 человек. В плен попало всего 164 человека — немцы казаков предпочитали в плен не брать, вычисляя их по лампасам на штанах, а случилось это после подвига донца Козьмы Фирсовича Крючкова, который с товарищами 12 августа 1914 года под городом Кальвария встретился с немецким отрядом. И так уж получилось, что казаки остались в живых, а из немцев не ушел никто. Сам же Крючков убил одиннадцать германцев и стал первым казаком, получившим Георгиевский крест. Крючков появился на свет в 1888 году в небогатой семье казаков-старообрядцев недалеко от станицы Усть-Хоперская (Волгоградская область), в 1911 году пошел служить в Третий Донской полк им. Ермака Третьей кавалерийской дивизии. К началу Первой мировой войны он был уже опытным бойцом в чине приказного. Агитационная брошюра того времени говорит о том, что Крючков вместе с товарищами: Иваном Никаноровичем Щегольковым, Василием Александровичем Астаховым и Михаилом Павловичем Иванковым был в дозоре и наткнулся на германский разведотряд в 27 человек; было это на границе Польши и Пруссии. Казаки вступили в бой с превосходящими силами противника, и сам Крючков убил 11 германцев, получив при этом многочисленные ранения. Сам герой рассказывал, что сначала стрелял в немцев, затем, когда немецкий офицер нанес ему рубленую рану руки, бросил винтовку и начал рубить палашом, зарубил офицера, а после — взялся за пику и буквально не успел опомниться, как 11 немцев уже лежали в траве бездыханными, а товарищи сумели справиться с остальными. Из 27 германцев уцелело только три человека, но они сбежали и догнать их не было возможности. В результате боя лошадь Крючкова, которую тот назвал «крайне послушной», получила множество ран, но сумела проскакать шесть верст до основного расположения полка. Буквально через сутки в полку появился командующий армией генерал Павел Кaрлoвич Рeннeнкaмпф, который узнал о подвиге казака, и отколов от своего кителя георгиевскую ленту, прикрепил ее к груди Крючкова и поздравил казака с наградой. Немного по-другому видит подвиг Крючкова специалист по истории казачества Андрей Вадимович Венков. Он ссылается на воспоминания Крючкова, в которых говорится, что казаки стояли на посту «над границей», провели бессонную ночь, так как накануне местные видели шпиона. Утром их разбудили крестьяне, которые увидели, как немцы вываживают уставших коней. Казаки бросились седлать лошадей, Георгий Рвачев ускакал в полк с донесением, а остальные – Астахов, Шегольков, Иванков и Крючков и пограничники бросились догонять немцев, которые уже уходили через гору. Казаки догнали неприятеля через несколько верст, на болоте. Заметив их, немцы развернулись и пошли в атаку, но казаки открыли стрельбу. Немцы решили не вступать в бой и начали уходить. В погоню за ними поскакали только четверо казаков, они догнали германцев через шесть верст. Германцы, заметив, что за ними скачут всего четверо, решили принять бой. Казаки спешились, открыли огонь по противнику и убили офицера, а затем пустились на лошадях прочь. Они бы легко ушли от неприятеля, если бы не Иванков — он служил первый год, стал отставать, и немцы, догнав его, начали колоть пиками. Тогда казаки вернулись, чтобы отбить товарища. Отбив раненого Иванкова, они стали уходить от немцев, бросившись в стороны. Немцы бросились в погоню, однако Астахов и раненый Иванков сумели отбиться и уйти; отбился от германцев и Щегольков. Тогда немцы навалились на задержавшегося Крючкова, и тому пришлось туго — немецкий унтер рубанул его по руке, и Крючков был вынужден бросить винтовку, но сумел вытащить палаш, и несколько раз рубанув унтера по шлему и по шинели, смог зарубить его, попав по шее. Дальше все завертелось — немцы преследовали Крючкова и кололи его пиками, но он сумел вырвать у одного из них это оружие, стал обиваться от неприятеля и колоть нападавших. О таком течении боя говорит и характер ран Крючкова — из 16 ранений девять были нанесены пиками в спину, по касательной («под кожу»), когда казак уходил от немцев, пригнувшись к седлу. Покончив с противником, Крючков догнал Щеголькова, и вместе они поскакали в полк, но через шесть верст Козьма почувствовал себя плохо. Казаки выехали на большак, увидели крестьянина на телеге и слезли с коней. Крестьянин отвез их в госпиталь. Оказалось, что у Крючкова 16 ран и рубленая рана на пальцах, у Шеголькова — два ранения пикой, у Иванкова — три ранения пикой, и только Астахов отделался одной раной. Были изранены и лошади: лошадь Крючкова получила 11 ранений, Иванкова — 10, а конь Шеголькова получил четыре укола пикой. У немцев (их, очевидно, было около 20) пятеро ушли, двое попали в плен ранеными, остальные полегли. Щегольков, Астахов и Иванков тоже получили Георгиевские кресты за этот бой, но немного позже. Говорят, что после подвига Крючкова немцы стали узнавать казаков издалека. Казакам даже пришлось отказаться от штанов с лампасами и сменить форму на общевойсковую — это должно было помешать противнику определять передвижение войск. Во время Гражданской войны Крючков остался верен присяге, воевал на стороне белых, сражался в рядах Донской армии, дослужился до сотника и погиб, сраженный большевистской пулей, ранней осенью 1919 года. Произошло это во время Вешенского восстания казаков в бою недалеко от деревеньки Лопуховка под Саратовом. https://cyrillitsa.ru/history/55421-chego-khotel-stepan-razin-na-samom-dele.html Чего хотел Степан Разин на самом деле text/html Thu, 02 May 2019 16:09:52 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/56232-zachem-nikolay-i-pereodevalsya-v-prostol.html Зачем Николай I переодевался в простолюдина text/html Thu, 02 May 2019 16:09:52 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/77182-pochemu-mikhail-lomonosov-schital-russk.html Почему Михаил Ломоносов считал русских потомками сарматов text/html Thu, 02 May 2019 16:09:52 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88637 Когда русская женщина становилась бабой, а когда молодухой Thu, 02 May 2019 16:02:09 +0000 У славян всегда было четкое статусное разделение женщин по их роли в обществе. Прошлое У славян всегда было четкое статусное разделение женщин по их роли в обществе. (далее…) https://cyrillitsa.ru/past/25738-30-faktov-kotorye-vy-ne-znali-o-fevrals.html 30 фактов, которые вы не знали о Февральской революции text/html Thu, 02 May 2019 16:02:09 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/39040-kakie-tayny-khranit-slovo-o-polku-igor.html Какие тайны хранит «Слово о полку Игореве» text/html Thu, 02 May 2019 16:02:09 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/46221-kem-po-nacionalnosti-byl-ivan-grozny.html Кем по национальности был Иван Грозный на самом деле text/html Thu, 02 May 2019 16:02:09 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88634 Почему православным нельзя носить нательный крест поверх одежды Thu, 02 May 2019 15:17:57 +0000 «Оружие на демонов и символ вечной жизни» — так относятся православные христиане к нательному крестику. Его надевают после того как человек трижды окунается в святую воду во время таинства крещения, и с него смывается первородный грех Адама. Нательный крест отныне и навсегда говорит единоверцам и ангелам о вере человека, о том, что тот будет жить […] Традиция «Оружие на демонов и символ вечной жизни» — так относятся православные христиане к нательному крестику. Его надевают после того как человек трижды окунается в святую воду во время таинства крещения, и с него смывается первородный грех Адама. Нательный крест отныне и навсегда говорит единоверцам и ангелам о вере человека, о том, что тот будет жить по заповедям Христа и не является больше на земле ничьим рабом, а чтит только Бога. Священник Анатолий Зыгарь в своих статьях пишет, что нательный крест — символ приверженности Богу, веры и торжества Христа над дьяволом, он помогает в скорбях, укрепляет дух и защищает от козней нечистого. Однако люди часто связывают с ношением православного креста множество суеверий и правил. Что же из этого верно, а что является ошибкой? Как правильно выбрать Лучше всего купить крестик в церковной лавке православного храма РПЦ. Тогда вы будете уверены, что он соответствует канонам и освящен. Не стоит гнаться за дороговизной и красотой: нательный крест — не украшение персоны, а символ верности Христу. Самым распространенным является восьмиконечный крест, на который наложено изображение Христа. В обязательном порядке крестик должен иметь надпись «Спаси и сохрани» — на это указывает в своих интервью священник Анатолий Зыгарь. Надпись связана с чином крещения, во время которого священник читает две молитвы, в которых просит Бога защитить и душу, и тело человека. Если вы купили крест в магазине, нашли его или вам подарили, и вы не уверены, что он освящен, лучше сходить в храм и освятить его. На чем носить Крестик носят на шнурке или на цепочке. Некоторые думают, что их тоже надо освящать, но это ошибка — ни то, ни другое в освящении не нуждается, а выбор зависит от привычек человека. Протоиерей Андрей Ефанов уточняет, что следует правильно выбрать длину цепочки. Она не должна быть слишком длинной, чтобы не цепляться, и не должна быть короткой, чтобы крест можно было спрятать под одеждой. При ношении крестик должен быть обращен распятием наружу. Если он перекручивается, его нужно поправить. Если есть желание носить на шее иконку святого или Богородицы — ее следует совместить с крестиком, а заменять иконкой крест нельзя. Не носить поверх одежды Нательный крест следует носить под одеждой. Поверх одежды имеют право носить кресты только священники, да и то лишь в РПЦ. У греков даже священники носят крест под одеждой. Нельзя хвастаться дорогим крестом, показывая его всем — это признак гордыни и хвастливости. Скрытно крест носят для того, чтобы язычники не могли поругать святыню. Священник из подмосковного села Алексино протоиерей Игорь Фомин считает, что веру надо демонстрировать делами и поступками. Он рассказывает, что прохожие дважды пытались плюнуть на его распятие — однажды это было в Москве, а во второй раз — в Иерусалиме. Никогда-никогда не снимать? Если люди другой веры, язычники или атеисты требуют у вас снять крестик, следует оказаться, чтобы не отречься от Христа, — так считает священник Павел Коньков. Он же оговаривается, что в исключительных случаях можно носить его скрытно на теле. Но есть места, в которых действительно приходится снимать с себя святыню — например, во время операции или при обследовании в томографе, где на пациенте не должно быть металлических предметов. В этом случае крест лучше снять либо заранее надеть деревянный крест на шнурке. При операции, считает о. Андрей Ефанов, можно прикрепить крест на запястье или снять его и вручить себя Богу. Это продиктовано безопасностью пациента и не является отречением от Христа. Если же вас просят снять крест на водной горке или в другом увеселительном месте, то следует подумать — а нужно ли вам это увеселение? Обращаться как со святыней Освященный крестик — святыня, и к нему не стоит относиться легкомысленно. Нельзя носить его в сумке, в кармане джинсов или на браслете. Если нельзя надеть его на шею, следует прикрепить его с внутренней стороны одежды. Нельзя носить нательный крестик и при этом надевать на себя одежду с эзотерическими рисунками — сатанинскими звездами, демонами или с символами других религий. Так могут делать лишь несведущие люди. С них по незнанию взятки гладки, а православный человек знает, что в мире истина одна — Христос, и должен свидетельствовать об этом даже своим видом. Нельзя носить крестик и одновременно надевать эзотерические украшения, значки, броши в виде кабалистических, эзотерических знаков или знаков Зодиака. Этим православный отдаляет себя от Бога и вручает совершенно иным сущностям. Много неприятностей доставляют неофитам татуировки, которые они сделали по невежеству. Обычно священники рекомендуют их сводить, а при отсутствии такой возможности — прикрывать одеждой. Татуировка креста на теле никак не заменит ношения освященного натального креста. Суеверия — главная ошибка С крестами невежественные люди связывают много суеверий. Нельзя его дарить (даришь тяжелую судьбу), нельзя подбирать найденный крест (берешь на себя чужой крест), нельзя носить крест умершего (сам умрешь). Если крест потемнел — это к болезни: потерянный крест означает грядущую неприятность, а сломанный вообще превращается в «трагедию». Священник Андрей Ефанов считает, что это — магическое мышление, которое для христианина неприемлемо. Судьба вещи никак не может влиять на жизнь человека, которая находится в руках Божьих. Если крестик сломался, следует отнести его в починку, а если починить нельзя — то в храм и купить там другой крестик. Дарить крестик можно и нужно; освященный на особой святыне крест можно подарить близкому человеку. Крестные могут и должны подарить крестик ребенку-крестнику. Поднять найденный крест следует для того, чтобы распятие не попиралось ногами. Если находка вам по душе и нравится, ее можно освятить и носить, а если крест старый, сломанный, его можно отдать в храм. Так же стоит поступать с крестиками, которые остаются от умерших: их можно носить как память, можно хранить на полке с иконами, а можно унести в храм. https://cyrillitsa.ru/tradition/88603-pochemu-donskim-kazakam-razreshalos-b.html Почему донским казакам разрешалось бить друг друга в кадык text/html Thu, 02 May 2019 15:17:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/86791-pochemu-pravoslavnye-proiznosyat-all.html Почему православные произносят «аллилуйя» три раза, а старообрядцы- два text/html Thu, 02 May 2019 15:17:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/77964-kakim-novorozhdennym-devochkam-na-rusi-2.html Каким новорожденным девочкам на Руси отрезали пуповину на прялке text/html Thu, 02 May 2019 15:17:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88631 Что должен был сделать русский, возвратившись с похорон Thu, 02 May 2019 14:38:15 +0000 Погребальные обряды многих народов часто пронизаны страхом смерти. Люди опасаются, что мертвец не найдет покоя, станет тревожить живых и попытается забрать кого-нибудь из членов семьи вслед за собой. В России с этим связано множество примет из серии: чего нельзя делать на похоронах. Например, родственникам усопшего запрещено нести гроб. Автор книги «Кто есть кто в мире […] Прошлое Погребальные обряды многих народов часто пронизаны страхом смерти. Люди опасаются, что мертвец не найдет покоя, станет тревожить живых и попытается забрать кого-нибудь из членов семьи вслед за собой. В России с этим связано множество примет из серии: чего нельзя делать на похоронах. Например, родственникам усопшего запрещено нести гроб. Автор книги «Кто есть кто в мире мифологии и религии» (Москва, 2010 год издания) Галина Петровна Шалаева написала, что с древних времен на Руси существовало три типа похорон: кремация, закапывание в землю и оставление в безлюдном месте. После прихода христианства от сожжения трупов на костре отказались, но стали зарывать на освященной церковью земле только тех покойников, которых считали чистыми. То есть, умершими своей смертью, не совершив тяжелых грехов. Дело в том, что представители восточнославянских народов испокон веков обожествляли землю. Ее плодородную, «материнскую» силу нельзя было осквернять мертвецами, чья погибель связана с тем или иным видом насилия. Самоубийц, утопленников, преступников и тех, кто был убит разбойниками, не хоронили в земле. Потому что считалось, что их души не найдут покоя в загробном мире. То же самое относилось и к скоморохам, добровольно взявшим на себя грех лицедейства. Всех подобных мертвецов, считавшихся «неблагонадежными», русские просто оставляли в пустынном месте, завалив ветками, или прятали от посторонних глаз в каких-нибудь развалинах, заложив камнями. Именно поэтому таких обитателей потустороннего мира называли «заложными» покойниками. В народе считалось, что они обречены на вечные скитания между мирами мертвых и живых, постепенно становясь представителями нечистой силы. Жители России и по сей день соблюдают множество запретов, связанных с похоронами. Но в целом, эти приметы можно разделить на две группы: нельзя, иначе покойнику будет плохо; нельзя, иначе живые рискуют вскоре отправиться в мир иной. В первую группу входит обязательное требование завесить все зеркала в доме, потому что иначе душа, которая не покидает мир живых вплоть до 40 дня после кончины, может испугаться собственного отражения. Людей не хоронят в округлых украшениях (кольцах, браслетах), ведь они способны помешать покойному уйти на тот свет, создав своеобразную магическую преграду. К тому же, на похоронах нельзя шуметь, скандалить, спорить и говорить плохо об усопшем – это заставить его страдать на том свете. Вторая группа похоронных запретов гораздо более обширна: люди переносят свой страх перед смертью на всю атрибутику, предметы и вещи, связанные с погребением. Их ни в коем случае нельзя забирать домой с кладбища. Кроме того, чтобы покойник больше никого не взял с собой в иной мир, нельзя: класть в гроб вещи живых людей; обгонять похоронную процессию, идти впереди нее; одевать усопшего в красное (цвет крови); забивать крышку гроба в доме; оставлять глаза мертвеца открытыми; нести его на кладбище вперед головой; задевать гробом о дверной косяк; приходить на похороны и поминки в светлой или яркой одежде; целовать усопшего в губы; оборачиваться, возвращаясь с кладбища. Со страхом смерти связан и запрет беременным женщинам, а также маленьким детям присутствовать на погребальной церемонии. Для них энергии потустороннего мира могут оказаться губительными. Сильно убиваться или, напротив, выглядеть веселым тоже нельзя – можно привлечь внимание злых сил. Впрочем, количество похоронных запретов и связанных с ними примет явно выходит за рамки разумной предосторожности. Здесь приведен далеко не полный список, поскольку в каждом регионе существуют свои, особые традиции. Некоторые особо опасливые люди даже в ХХ веке предпочитали возвращаться с кладбища задом наперед, даже если путь от церковного погоста до дома был неблизкий. Суеверные жители отдаленных деревень опасались, что за ними может увязаться не упокоенная душа, которая вполне способна свести в могилу здорового человека. В книге сибирской собирательницы магических обрядов Натальи Ивановны Степановой «Молитвенный щит. Заговоры и обереги» (Москва,2008 год издания) приведен «Оберег от блуждающей души», который полагалось нашептывать, двигаясь задом наперед. Вот его текст: «Спаси, Господи, душу мою и обереги меня от в ночи блуждающей души неприкаянной, восставшей прежде времени от пелен своих, не имущей места покоя своего, кою не держит ни покров земли, ни крест в ногах, ни икона в головах, ни гвозди в гробовой крышке, а только слово Твое запретное законом будет ей. Уповаю на Тебя, Господи, как на крепость святую и нерушимую. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После возвращения с кладбища полагалось тщательно умыться, а лучше – попариться в заранее натопленной бане. Затем следовало посмотреть на горящий огонь свечи или коснуться очистительного тепла русской печки. Считалось, что это поможет человеку освободиться от потусторонней скверны, которая могла прицепиться на погосте. Кстати, русская православная церковь на протяжении всей своей истории боролась с подобными традициями. Об этом в своей статье «Как мы вредим душе умершего. Христианский обряд погребения или суеверия от бабок. Кто сильнее?» написал иерей Алексий Плужников. Например, пережитком дремучих верований автор считает традицию оставлять для покойного стакан с водкой. Определенную долю вины в массовом отступлении от христианских канонов иерей возлагает и на священников, ведь некоторые из них не разъясняют людям пагубность подобных языческих обрядов и даже умудряются зарабатывать на невежестве населения. Например, недобросовестный поп может продать родственникам покойного церковную землю, необходимую для погребения, или освятить квартиру, в которой находился усопший. Разумеется, тоже не бесплатно. Обязанность нести гроб к месту захоронения русская народная традиция возлагает на соседей, знакомых, друзей или коллег усопшего. Но его родственникам делать это строго воспрещено. У данного табу есть два возможных объяснения. Одни знатоки народных поверий связывают запрет с желанием оградить семью покойного от возможных новых смертей, чтобы следом за усопшим родственником не ушли в мир иной и те, кто нес его гроб. Согласно другой трактовке, мертвец может затаить обиду на близких по крови людей, и решить, что они рады поскорее отправить его на погост. Впрочем, вынос гроба из дома – дело опасное с магической точки зрения. И даже соседям или коллегам покойного следует позаботиться о защите от потусторонних сил. Часто люди несут гроб, повязав на руки полотенца, которые можно снять лишь после завершения скорбной миссии. На данную тему в статье «Традиции и ритуалы. Может ли помогать исполнение суеверий?» однозначно высказался архимандрит Августин (Пиданов). Представитель РПЦ назвал запрет нести гроб с покойным его родственникам абсолютно необоснованным с точки зрения канонов православия, тем более нелепо говорить о возможности обидеть мертвую душу и желании поскорее избавиться от усопшего. Архимандрит заявил: «Это полная глупость. Как несение гроба может говорить о радости? Скорее, об ответственности, о желании последний раз послужить телу близкого человека. Если пойти дальше, то получается другая нелепость: если гроб несет не близкий родственник, а знакомый, то в соответствии с этим суеверием, он тоже радуется? Тогда его надо гнать, а гроб все равно придется нести родственнику». Православная церковь, напротив, поощряет участие близких по крови людей в процессе похорон, ведь им предоставляется возможность в последний раз проявить свою любовь и благодарность к человеку, покинувшему бренный мир. И в большинстве стран мира запрета на вынос гроба для родственников покойного не существует. https://cyrillitsa.ru/past/71683-6-yazykov-mira-kotorye-schitayutsya-sakral.html 6 языков мира, которые считаются сакральными text/html Thu, 02 May 2019 14:38:15 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/30288-kto-takie-kolskie-norvezhcy-2.html Кто такие кольские норвежцы? text/html Thu, 02 May 2019 14:38:15 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/40953-30-faktov-kotorye-pomogut-luchshe-uznat.html 30 фактов, которые помогут лучше узнать староверов text/html Thu, 02 May 2019 14:38:15 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88627 Кто считается самыми умными людьми современности Thu, 02 May 2019 14:04:38 +0000 Рейтинги «умников» всегда будут субъективны, но мы все же решились составить список самых умных людей на планете, оценив их по уровню вклада в науку, экстраординарным способностям и коэффициенту интеллекта. Настоящее Рейтинги «умников» всегда будут субъективны, но мы все же решились составить список самых умных людей на планете, оценив их по уровню вклада в науку, экстраординарным способностям и коэффициенту интеллекта. (далее…) https://cyrillitsa.ru/actual/33160-troica-khochetsya-letat.html Троица. Хочется летать text/html Thu, 02 May 2019 14:04:38 +0300 https://cyrillitsa.ru/actual/19038-zachem-rossii-sovremennyjj-flot.html Ликбез "Кириллицы". Зачем России срочно нужен современный флот. text/html Thu, 02 May 2019 14:04:38 +0300 https://cyrillitsa.ru/actual/20376-slovo-starca.html Слово Старца text/html Thu, 02 May 2019 14:04:38 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88616 Зачем в России был создан женский «батальон смерти» Thu, 02 May 2019 13:20:29 +0000 После падения монархии в феврале 1917 года развал дисциплины и порядка теперь уже в республиканской русской армии достиг своей критической отметки. Даже расстрелы дезертиров на месте не давали ощутимого эффекта. Нужно было что-то делать. Прошлое После падения монархии в феврале 1917 года развал дисциплины и порядка теперь уже в республиканской русской армии достиг своей критической отметки. Даже расстрелы дезертиров на месте не давали ощутимого эффекта. Нужно было что-то делать. (далее…) https://cyrillitsa.ru/past/25286-glavnye-tayny-bolshogo-teatra-2.html Главные тайны Большого театра text/html Thu, 02 May 2019 13:20:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/42798-nekrasovcy-zachem-myatezhnye-kazaki-pri.html Некрасовцы: зачем мятежные казаки присягнули Турции text/html Thu, 02 May 2019 13:20:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/28931-zachem-lev-tolstoy-ushel-iz-doma.html Зачем Лев Толстой ушел из дома? text/html Thu, 02 May 2019 13:20:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88612 Сколько русских на Аляске погибло от рук индейцев Thu, 02 May 2019 12:39:17 +0000 В середине 17 века моряки из экспедиции Семена Дежнева со стороны Сибири доплыли до Аляски. С 1700-х годов русские, в поисках пушнины, продвигаются на новые земли, где вступают в контакт с местным индейским населением. Наиболее сложными оказались отношения с тлинкитами, проживающими на юго-востоке Аляски на островах и вдоль побережья Тихого океана, и которые считались самым […] История В середине 17 века моряки из экспедиции Семена Дежнева со стороны Сибири доплыли до Аляски. С 1700-х годов русские, в поисках пушнины, продвигаются на новые земли, где вступают в контакт с местным индейским населением. Наиболее сложными оказались отношения с тлинкитами, проживающими на юго-востоке Аляски на островах и вдоль побережья Тихого океана, и которые считались самым воинственным народом региона. С ними русские поселенцы провели ряд войн, а мирный договор между русскими и тлинкитами был подписан в 2004 году. Тлинкиты и британский фактор Первая встреча с тлинкитами, которых русские называли «колюжанами» или «колошами», произошла в 1792 году и закончилась кровопролитием, в котором чуть не погиб будущий правитель русской Аляски Александр Баранов. На новом месте русские основали крепости Якутат и Михайловскую. Центром новых земель стал город Кадьяк. После конфликта поселенцы и коренные жители сохраняли мир, но весной 1802 года индейские кланы объединяются в союз и начинают войну. Причинной стала активная охота русских на морских бобров и сивучей, чей мех особенно ценился. Американская исследовательница Лидия Блэк в своей работе «Русские на Аляске» писала, что еще в 1801 году с тлинкитскими вождями встречались представители британской компании Hudson’s Bay. От посланников индейцы получили партию мушкетов и порох, пообещав им права на добычу пушнины. Тлинкиты против русских В начале лета 1802 года 600 тлинкитских воинов напали на Михайловскую крепость, выстроенную на острове Ситка. В момент атаки в укреплении находилось всего 15 человек и после штурма, оно было сожжено и разграблено. Дореволюционный историк Кирилл Хлебников, много лет изучавший историю Америки, работая с воспоминаниями участников тех событий, записал: «…внезапно бесшумно вышли из укрытия непроходимых лесов, вооруженные ружьями, копьями и кинжалами. Их лица были покрыты масками, изображающими головы животных, и вымазаны краской; их волосы были завязаны и опутаны орлом. Некоторые из масок были имитированы свирепыми животными со сверкающими зубами и чудовищными существами…». В последующие дни противник ввел охоту на русских и их союзников алеутов, ранее отправившихся на добычу пушнины. Аляскинский историк Лидия Блэк выяснила, что из 29 русских и 200 алеутов в живых осталось 23 человека, которых подобрало, проплывающее рядом с островом британское судно «Юникор». Осенью 1802 года для охраны Кадьяка из России прибыла шестипушечная бригантина «Св. Елизавета». Индейские воины не рискнули штурмовать поселение, но смогли выследить и полностью уничтожить два отряда разведчиков. Штурм острова Ситка Тлинкитские военный вождь Катлиян понимал, что русские вернуться и приказал в короткий срок выстроить на острове Ситка крепость, способную выдержать пушечный огонь. В конце сентября 1804 года руководитель Русской Аляски Александр Баранов прибыл к острову. В его армии было 120 русских промысловиков на ботах «Ермак» и «Ростислав», а также 350 подконтрольных алеутов и эскимосов, передвигающихся на байдарках. Главной ударной силой флотилии стал 14-пушечный шлюп «Нева» с экипажем в 50 моряков. Перед началом атаки Баранов приказал поставить новую крепость, которую назвал Ново-Архангельской и только после окончания строительства перешел к штурму индейских укреплений. Стены, выстроенные тлинкитами, выдержали артиллерийский огонь и 1 октября 1804 года русские двумя колоннами пошли на приступ. Индейцы начали обстреливать наступающих из ружей и нескольких небольших пушек. Алеуты дрогнули и побежали к байдаркам, а тлинкиты запертые в укрытии ринулись в контратаку, которую поддержали их соплеменники, укрывающиеся в лесу. Всего в сражении приняло участие до 800 индейских воинов, облаченных в деревянные доспехи и животные маски. По воспоминания участника сражения Юрия Лисянского в бою погибло 8 русских и 14 союзных алеутов, которые и стали виновниками поражения. В бою тлинкиты захватили несколько пушек. Мирный договор До 3 октября русские обстреливали противника из пушек. Индейцы рассчитывали, что их поддержат остальные племена, но этого не произошло. Помощи не было, а провиант заканчивался. 4 октября вождь Катлиян согласился на переговоры, на которых Баранов уговорил его прекратить борьбу против русских. 7 октября индейцы покинули свои укрепления и переселились на соседний с Ситкой остров Чичагова. Однако конфликты русских с индейцами продолжались вплоть до продажи Аляски США в 1863 году. В 2004 году тлинкисткие кланы и прямые потомки правителя Русской Аляски Александра Баранова заключили мирный договор по индейским обычаям. Церемония была проведена при посредничестве официальных властей США. https://cyrillitsa.ru/history/77237-po-kakomu-principu-byli-dany-cveta-vet.html По какому принципу были даны цвета веткам московского метро text/html Thu, 02 May 2019 12:39:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/81082-greshnaya-dusha-i-polubes-po-kakomu-princ.html Грешная Душа и Полубес: по какому принципу казакам доставались фамилии text/html Thu, 02 May 2019 12:39:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/posts/583-semirech-cossacs.html Семиречье. Здесь казаки создавали историю text/html Thu, 02 May 2019 12:39:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88606 Что случилось со знаменитыми отшельниками Лыковами Thu, 02 May 2019 11:50:44 +0000 На сегодняшний день из всех членов семьи известных отшельников Лыковых в живых осталась только Агафья. Ее родители, братья и сестра уже давно отошли в мир иной. Причем, последние умерли буквально один за другим еще в 1981 году. Академик Игорь Назаров считает, что причиной преждевременной кончины Лыковых стал в первую очередь их образ жизни. Уход в […] История На сегодняшний день из всех членов семьи известных отшельников Лыковых в живых осталась только Агафья. Ее родители, братья и сестра уже давно отошли в мир иной. Причем, последние умерли буквально один за другим еще в 1981 году. Академик Игорь Назаров считает, что причиной преждевременной кончины Лыковых стал в первую очередь их образ жизни. Уход в тайгу Как известно, глава семьи Карп Осипович Лыков, впрочем, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. С приходом советской власти многие старообрядцы, которые и без того жили довольно изолированно, начали уходить все дальше от цивилизации. Не стали исключением и Лыковы. Последней каплей для Карпа Осиповича оказалось убийство большевиками его родного брата. После трагедии прежде колебавшийся Лыков-старший решил, что пора бежать. В 1936 году Карп, Акулина и их дети, 9-тилетний Саввин и 2-хлетняя Наталья, отправились в Саянскую тайгу. Уже в отшельничестве у четы родились еще 2-ое детей: в 1940-ом году – Дмитрий, а в 1944-ом — Агафья. Долгое время супруги и их дети никак не контактировали с внешним миром. Младшие дети Лыковых до 1978 года, когда семью случайно обнаружили геологи, даже не видели других людей, кроме родственников. Завидное здоровье и 3 смерти К приходу геологов из всех членов семьи Лыковых умерла только жена Карпа Осиповича Акулина. Она скончалась в 1961-ом, самом неурожайном, году от голода. Все остальные были живы и казались здоровыми. Как признавались сами старообрядцы, они почти не болели, разве что иногда страдали от легких травм да «простуд». Мало того, по словам профессора Игоря Назарова, который не раз приезжал к отшельникам, они выглядели моложе своих «цивилизованных» сверстников на 10, а то и на все 15 лет. Однако через 3 года после того, как мир узнал о существовании Лыковых, а именно в конце 1981 года один за другим скончались сразу 3-ое детей Карпа и Акулины: Дмитрий, Саввин и Наталья. Геологи предлагали лекарства для больных, но их отец отказался от помощи, сказав, что каждому человеку определенный срок отмерян свыше. Тогда в живых остались только сам Карп Осипович и его младшая дочь Агафья. Хотя, если исходить из результатов исследований ученых, они тоже рисковали умереть. Почему это произошло? Как выяснил Игорь Назаров из рассказов Карпа Осиповича и Агафьи, все они заболели приблизительно в одно и то же время. «Простудились» — пояснил Лыков-старший. У всех наблюдались схожие симптомы: жар, озноб, затрудненное дыхание. Исходя из этих признаков, Назаров сделал вывод о том, что причиной смерти Дмитрия, Саввина и Натальи стало воспаление легких. Однако главным фактором, который и повлек за собой преждевременный уход 3-х Лыковых, по мнению академика, явился их образ жизни, а именно изолированность от внешнего мира. В связи с этим обстоятельством в крови Лыковых не сформировались антитела, способные противостоять вирусным инфекциям, в том числе пневмонии. По утверждению Назарова, организм Карпа Осиповича справился с недугом только потому, что был «натренирован жизнью в миру». Агафья же выжила исключительно благодаря своей молодости. Возможно, если бы не визитеры из цивилизации, которые с 1978 года зачастили к Лыковым, все отшельники встретили бы старость так же, как Лыков-старший. Он скончался, когда ему было уже за 80. https://cyrillitsa.ru/history/60984-byl-li-kurbskiy-dissidentom-na-samom-d.html Был ли Курбский диссидентом на самом деле text/html Thu, 02 May 2019 11:50:44 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/84317-russkaya-podacha-kak-knyaz-kurakin-nauch.html Русская подача: как князь Куракин научил парижан правильной сервировке стола text/html Thu, 02 May 2019 11:50:44 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/78747-kakie-pytki-i-yekzekucii-praktikovali.html Какие пытки и экзекуции практиковали запорожские казаки text/html Thu, 02 May 2019 11:50:44 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=88603 Почему донским казакам разрешалось бить друг друга в кадык Thu, 02 May 2019 11:05:59 +0000 Сегодня на юге России потомки легендарных воинов возрождают казачьи традиции. На Дону энтузиасты по крупицам восстанавливают старинное боевое искусство, передававшееся в каждой семье из поколения в поколение. И речь идет не только о конном мастерстве или владении холодным оружием, но и об уникальном стиле рукопашного боя, который не раз помогал профессиональным воинам в битвах с […] Традиция Сегодня на юге России потомки легендарных воинов возрождают казачьи традиции. На Дону энтузиасты по крупицам восстанавливают старинное боевое искусство, передававшееся в каждой семье из поколения в поколение. И речь идет не только о конном мастерстве или владении холодным оружием, но и об уникальном стиле рукопашного боя, который не раз помогал профессиональным воинам в битвах с многочисленными врагами. Президент Донской федерации казачьих боевых искусств «Шермиции» Андрей Яровой в своей статье «О дисциплинах казачьих боевых искусств» написал, что все станичные мальчики с юных лет учились ратному делу. Игры с друзьями, советы старших товарищей, уход за лошадьми, физический труд – все это готовило будущих воинов, закаляло тело и характер. Подростки демонстрировали свои умения на традиционных гульбищах и игрищах, которые устраивали в каждой станице после сбора урожая или на большие праздники. Эти рукопашные соревнования, по мнению А. Ярового, восходят своими корнями к родовым инициациям юных воинов, когда новое поколение доказывало свою молодецкую удаль и право встать плечом к плечу с отцами и старшими братьями в ратном строю. Подобные казачьи игры назывались «шермициями». Они могли носить локальный характер или устраиваться с размахом, как смотры войсковой молодежи целого региона. Тогда победители в каждой дисциплине получали достойные призы – боевых скакунов или ценное оружие. Если говорить о видах рукопашного боя, в которых соревновались казаки, то их можно разделить на 5 стилей: борьба «на ломка»; вольная борьба; кулачное единоборство; стенка на стенку; палочно-кулачный бой. Поскольку казаки использовали навыки рукопашного боя в реальных сражениях, когда вопрос стоит о выживании человека, то и во время тренировочных состязаний на Дону не были запрещены жесткие приемы, которые в других регионах России считались нечестными. Например, удар кулаком в кадык противника, позволяющий быстро сбить человека с ног, весьма эффективный в реальном бою, был запрещен в средней полосе нашей страны по причине его высокой травмоопасности. Но казаку было нужно владеть такими ударами, чтобы побеждать вражеских солдат. «На ломка» – это традиционная борьба на поясах, которая предполагает захваты противника и броски через себя. Здесь главное – сбить своего оппонента с ног, заставить его первым коснуться земли любой частью тела, кроме ступней. Даже если боец, совершивший бросок, сам не смог удержаться на ногах и повалился следом, его признавали победителем. При этом правила запрещали менять захват, разрывать его, а можно ли делать подсечки или подножки обговаривалось заранее, еще до начала поединка. Польский писатель и ученый-археолог Ян Потоцкий в 1797 году проезжал через донские земли по пути в Астрахань, он оставил подробное описание казачьей борьбы: «…Искусство состоит в том, чтобы схватить противника за пояс, потом бросить изо всей силы задом наземь, так чтобы борец полетел через голову; подумаешь, что он переломает себе руки и ноги, но казак не так нежен: при мне они оба встали здоровы и невредимы, как будто просто упали». В казачьей борьбе не было принято делить участников на весовые категории, ведь и в реальном бою никто не станет выбирать себе противника равного по габаритам. Если не на поясах, то сражались «в обхват», стараясь взять в стальные тиски молодецких рук туловище соперника, чтобы потом совершить эффектный бросок. Вольная борьба на Дону тоже сильно отличалась от классической. И в этом виде единоборства главной целью бойца было свалить своего спарринг-партнера с ног. Во время кулачного боя удары могли наноситься чем угодно: ладонями, разными частями кистей рук, предплечьями и даже локтями. Можно было хватать противника за одежду, удерживать его руки, проводить болевые приемы. Не возбранялось у казаков во время состязания делать подсечки. Противника могли бросить и головой об землю, а лежащего порой забивали ногами. Удары наносились с размаху, били подошвой или носком сапога по колену, голени или животу, старались сбить дыхание оппонента, повалить его на землю. По словам Андрея Ярового, во время состязаний казаки, несмотря на крутой нрав, все же старались придерживаться правила: «Сам бьешь – Бога помни, тебя бьют – молчи». Перед сражениями «стенка на стенку» часто обговаривались общие условия: нельзя царапаться и кусаться, добивать лежачего, колотить окровавленного соперника, пока он не утрется. «Стенка на стенку» часто сходились представители двух соседних станиц, казаки также встречались в кулачном бою с чужаками: калмыками, русскими мастеровыми. В этом случае противоборствующие стороны должны были отогнать своих оппонентов за условную черту или на берег реки. Кому это удалось, тот и победил. И снова нам бросается в глаза явное сходство кулачных состязаний казаков с реальными боями, когда командиры приказывают воинам прогнать противника с занятых позиций. Палочно-кулачный бой практиковался только в некоторых донских станицах. Например, в Вëшках или в Мечëтке, расположенных в Ростовской области. Такую травмоопасную смесь единоборства и фехтования использовали, чтобы подготовить молодежь к пешему сражению с холодным оружием против вражеских солдат. Возрождением исконных для жителей юга России стилей рукопашного боя сейчас занимаются несколько общественных организаций. Например, энтузиасты из Донской войсковой федерации казачьих боевых искусств «ПерначЪ» (пернач – это традиционное холодное оружие казаков, разновидность булавы) более 20 лет работают с местными подростками и молодежью. Президент федерации Евгений Волколупов часто рассказывает журналистам различных СМИ, что «ПерначЪ» был создан в 90-е годы ХХ века, чтобы уберечь юношей от участия в бандитских группировках, направить энергию молодых казаков в спортивное русло, заинтересовать ребят военно-исторической тематикой. Поскольку исконное боевое искусство жителей Дона было создано и использовалось для защиты Отечества, его изучение помогает воспитывать в подрастающем поколении патриотизм, любовь к родине. Ребята проникаются гордостью за своих славных предков, узнавая об их легендарных победах. В эпоху СССР руководство страны подвергло этих людей репрессиям, традиционный уклад жизни казаков не вписывался в рамки социалистического общества. Поэтому чуть не прервалась цепь, связывающая поколения, когда деды передают тонкости ратного дела своим внукам. Но воинское искусство на Дону не было утеряно, и его возрождают современные энтузиасты. https://cyrillitsa.ru/tradition/82870-chto-mozhet-delat-pravoslavnyy-svyashhen.html Что может делать православный священник, но не может мулла text/html Thu, 02 May 2019 11:05:59 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/67952-v-chem-otlichie-tainstva-ot-obryada.html В чем отличие таинства от обряда text/html Thu, 02 May 2019 11:05:59 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/79555-kak-na-ikonakh-izobrazhayut-dushu.html Как на иконах изображают Душу text/html Thu, 02 May 2019 11:05:59 +0300

Почему тамплиеры читали молитву «Отче Наш» в православном варианте
© Кириллица