Подражание Западу или оригинальный стиль? Пять шедевров русского модерна
Москва, 27 апр — РИА Новости. Роскошные, богато декорированные здания и изысканная мебель — выставка, открывшаяся в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева, посвящена русскому модерну. РИА Новости вспомнило самые известные московские постройки в этом стиле и предлагает сравнить их со старыми эскизами и фотографиями. Для этого листайте фотогалереи в тексте. Здание ГУМа Этот знаменитый магазин с планировкой по линиям практически не изменился с момента постройки. Декор здания и конструктивные элементы прекрасно сохранились. ГУМу уже почти 120 лет, его реставрировали, но, к счастью, не перестраивали. Комплекс в псевдорусском стиле возвели на Красной площади в 1893 году вместо торговых рядов времен Екатерины Второй. Вообще, тут всегда было торговое место. Над новым магазином работал архитектор Померанцев, важную лепту внес выдающийся русский инженер Шухов. Именно он спроектировал особенные сетчатые конструкции, благодаря которым в ГУМе стеклянный потолок и естественное освещение. "Единственное, что могло измениться в облике здания, это оттенок, в который выкрашен фасад, — отмечает куратор выставки Анна Кистанова. — Но ведь мы точно не знаем, какого цвета был ГУМ, все фотографии оригинального здания черно-белые". Кинотеатр "Художественный" В отличии от ГУМа, "Художественный" сегодня не используют по назначению. Уже не первый год кинотеатр закрыт на ремонт. Сравнив эскизы и современные фотографии, замечаешь утраты — например, полукруглые барельефы, когда-то располагавшиеся над входом. К тому же вместо красивых деревянных дверей вставлены современные пластиковые конструкции, и это явно не имеет отношения к архитектуре вековой давности. "Художественный" остается старейшим кинотеатром Москвы и одним из старейших в мире. Первый сеанс здесь состоялся в ноябре 1909 года. Здание проектировал архитектор Благовещенский. Однако через четыре года после открытия новый владелец Ханжонков, как это часто бывает, затеял реконструкцию. Это дело он поручил уже известному на тот момент архитектору Шехтелю, который сумел увеличить количество мест, обеспечил здание паровым отоплением, построил специальную будку для хранения целлулоидной пленки и немного поменял фасад, придав ему черты античной классики. Особняк Морозовой на Спиридоновке Этот роскошный особняк — первая официальная постройка Шехтеля в Москве. Известный архитектор так и не доучился и, соответственно, не имел разрешения от Министерства внутренних дел на ведение строительных работ. "Все его ранние проекты до 1893 года находятся за пределами Москвы: в Подмосковье или других городах. И если он что-то и строил здесь, то, возможно, за него проект подписывали другие архитекторы", — поясняет Анна Кистанова. Особняк Морозовой на Спириодоновке стал, можно сказать, "дипломной работой" Шехтеля: в 1893 году он подал в министерство огромный 300-страничный альбом со всеми техническими прорисовками здания и получил разрешение на строительство в Первопрестольной. Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке На гонорар от особняка Морозовой Шехтель построил дом для себя. Причудливое готическое здание в Ермолаевском переулке он делал так, как хотел, не оглядываясь на капризы заказчиков. "Обрусевший немец, Шехтель буквально "болел" готикой, — комментирует Анна Кистанова. — Но в этом здании уже видны черты его собственного стиля — в планировке и организации внутреннего пространства. Дом вписан в участок в форме трапеции, что довольно сложно. Архитектору удалось создать там два внутренних дворика. Работал он так: сначала делал внутреннюю планировку, а потом определял внешние рамки". Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке Это одно из лучших творений Шехтеля. Здание прекрасно сохранилось, как и особняк Рябушинских, в котором жил писатель Максим Горький. На рубеже веков облик старой Москвы стремительно менялся, и далеко не все жители города это приветствовали. Был настоящий строительный бум: возводили доходные дома, здания, гостиницы, застраивались Остоженка и Пречистенка. Новые особняки сыграли в этом определяющую роль. "По сути, это было продолжением традиции дворянских усадеб, — говорит Анна Кистанова. — Там всегда есть ограда, флигель, палисадник. В саду устраивали чаепития". В модерне, вошедшем в моду, в противовес строгой геометрии классического стиля предпочитали природную естественность линии, внутреннее убранство и внешний вид здания воспринимали как единое целое. Новые строительные технологии и материалы позволяли экспериментировать с формами и декором. Разбогатевшее купечество не скупилось на заказы, и сегодня эти здания — украшение Москвы.