Выставки недели: выбор «Артгида». Май 2019
Хаим Сокол. В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной (до 16 июня 2019) Новая Третьяковка Хаим Сокол часто говорит о большой истории, глядя на нее сквозь призму частной жизни. Выставка «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной» посвящена памяти жертв Холокоста. Она объединила серию крупноформатных работ на ткани, монументальные инсталляции и видео, созданное на основе серии гуашевой графики. В этих работах по-своему раскрывается проблема травмы и конструирования памяти о ней. Художник задается вопросами, может ли память жертвы быть универсальной и как с ней нужно работать в пространстве современного искусства. Его волнует поэтическая трансформация, с помощью которой модифицируется восприятие травмы, позволяя следующим поколениями «пережить» историческую трагедию. [Подробнее] Виталий Комар и Александр Меламид. Портрет отца. 1973. Картон на оргалите, темпера. Государственная Третьяковская галерея KOMAR & MELAMID (до 9 июня 2019) Московский музей современного искусства на Петровке Виталий Комар и Александр Меламид вошли в историю искусства как изобретатели соц-арта и главные трикстеры неофициальной художественной сцены, хотя творчество их гораздо шире и богаче одного лишь насмешничества над советской идеологией. Выставка в ММОМА, которую курируют Иосиф Бакштейн и Андрей Ерофеев, раскрывает творчество дуэта в полном объеме. До отъезда из СССР художники изучали изнанку официальной советской эстетики — присваивали абсурдные тексты лозунгов, жутковатые портреты вождей, фигурки пионеров и государственные символы, лишая их, таким образом, власти. После эмиграции Комар и Меламид обратились к американской массовой культуре: начали иронизировать над обществом потребления и окончательно утвердились в образе борцов с любыми идеологическими клише. [Подробнее] Павел Пепперштейн. Антенна для общения с умершими. 2006. Бумага, акварель, тушь. Courtesy автор Павел Пепперштейн. Человек как рамка для ландшафта (2 июня 2019) Музей современного искусства «Гараж» Павел Пепперштейн — представитель нового поколения художников-концептуалистов 1980-х, сооснователь группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”», автор концепции «пустотного канона» и соавтор жемчужины русского литературного постмодерна «Мифогенная любовь каст». В 2007 году художник направил открытое письмо на имя президента РФ с предложением перенести столицу в город между Москвой и Петербургом и назвать его Россия, а в проекте 2010 года представил окружающий мир как гигантский Мордор, в котором за всеми следит око Саурона. Выставка в «Гараже» сфокусирована на Пепперштейне как мифотворце. Его мистификации и фантасмагории представлены на ней подробно и обстоятельно, начиная с ранних вещей и заканчивая новейшими работами. [Подробнее] Вадим Захаров. Без названия. 1986. Courtesy Cube.Moscow Новое русское. Искусство на рубеже 80-х–90-х годов ХХ века (до 12 мая 2019) CUBE Moscow Очередная выставка о советском искусстве рубежа перестройки — времени, когда бывшие «неофициальщики» начали выходить из подполья и завоевывать международное признание. Проект организован при поддержке Института проблем современного искусства, основанного зачинателем кураторского дела в СССР и России Иосифом Бакштейном. Работы происходят из частных коллекций: Екатерины и Владимира Семенихиных, Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, Паруйра Давтяна и др. Среди демонстрируемых произведений — работы художников по преимуществу круга московской концептуальной школы и соц-арта, которые на заре краха СССР составили пантеон славы советского художественного подполья. Юрий Альберт представлен вещами из серии про персонажа Карандаша, Сергей Мироненко — произведениями начала 1990-х, Комар и Меламид — холстом со Статуей Свободы в духе Энди Уорхола. [Подробнее] Люсьен Фрейд. Девочка с котенком. 1947. Холст, масло. Courtesy Tate, Лондон 2019 Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа (до 19 мая 2019) Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Впервые о «лондонской школе» заговорил живописец Рональд Китай в 1976 году, когда организовал выставку «Человеческая глина». Она объединила художников, противопоставлявших себя абстракционизму и концептуальному искусству, — их работы условно можно определить как фигуративные. Наиболее известны среди них Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд, цены на произведения которых из года в год бьют рыночные рекорды. Бэкона прославили триптихи с вздувшимися обнаженными телами, бычьи туши и кричащие папы, Фрейда, которого в честь дедушки Зигмунда прозвали «психоаналитиком тел», — портреты, соединяющие в себе прекрасное с безобразным — чаще всего с акцентом на второе. Частью «лондонской школы» также были Фрэнк Ауэрбах, Леон Коссоф, Майкл Эндрюс и их наставник Дэвид Бомберг. Все они так или иначе обращались в своем творчестве к человеческому телу, исследуя связанные с ним мании и фобии. [Подробнее] Якоб Йорданс. Бобовый король. Фландрия, около 1638. Холст, масло. Courtesy Государственный Эрмитаж Якоб Йорданс. Картины и рисунки из собраний России (до 26 мая 2019) Государственный Эрмитаж Якоб Йорданс (1593–1678) наравне с Рубенсом считается главным художником Антверпена. Интерес к религиозным и мифологическим сюжетам в нем соседствовал с внимательным отношением к грубой крестьянской жизни и персонажам, которые без стеснения демонстрируют бюргерскую стать. В его работах отразились характерные черты фламандской школы, которой были свойственны чрезвычайно буйный колорит и тяжеловесность форм, исполненных жизненной силы. На выставке Эрмитаж показывает свое собрание произведений Йорданса, которое состоит из восьми картин. Их дополняют работы из коллекции ГМИИ им. Пушкина и других российских музеев. Всего на выставке представлены девятнадцать картин и тридцать один рисунок. [Подробнее] Роберто Матта. Немыслимое. 1957. Холст, масло. Частное собрание Роберто Матта и четвертое измерение (до 30 июня 2019) Государственный Эрмитаж Роберто Матта — один из последних представителей сюрреализма — родился в 1911 году в Сантьяго. В его жилах текла испанская, баскская и французская кровь. Художник-космополит, Матта жил и работал в Южной Америке, Франции, Мексике, США, Италии, Испании и Англии. Андре Бретон, поддержавший молодого художника, писал, что «Матта особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной. В его работах больше ничто не является намеренным, все появляется от желания погрузиться в область божественного». Его работы практически неизвестны нашей публике и экспонируются в России впервые. [Подробнее] Выставка работ номинантов премии Сергея Курёхина 2019. Courtesy Центр современного искусства им. Сергея Курехина Выставка работ номинантов премии Сергея Курёхина 2019 (до 20 мая 2019) Центр современного искусства им. Сергея Курехина Разнообразие взглядов, техник и тем, которые интересуют современных художников, в одном выставочном пространстве. Семен Мотолянец в проекте «Очень искусственный выбор» задается вопросом эволюции. Сергей Кищенко представил художественный проект «Журнал наблюдений» — символическую реконструкцию событий, основанную на научной работе Н.И. Вавилова: историю спасения коллекции семян во время блокады Ленинграда. Алиса Керн, победительница конкурса молодых художников галереи Анна Нова, предлагает зрителю испытать спроектированные ею устройства, предназначенные для отделения голоса от тела: тренажер-активатор, отсеиватель, войскулер и ящик-деформатор. С работами из номинации «Лучший текст о современном искусстве», а также каталогами выставок и фестивалей-номинатов также можно будет ознакомиться на выставке. [Подробнее] Диего Ривера. Автопортрет в шляпе. 1907. Courtesy Музей Фаберже Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний (до 19 мая 2019) Музей Фаберже Диего Ривера, выходец из зажиточной мексиканской семьи, быстро прославился. Фрида Кало в то же время была известна гораздо меньше, но, манифестируя право говорить о «женском», она как будто опережала свое время: сейчас ее искусство находит более сильный отклик, чем искусство Риверы, а ее жизнь давно превратилась в миф. Фрида перенесла полиомиелит, пережила автокатастрофу и предательство мужа, была активисткой компартии и любовницей Троцкого. Ее работы — слепки страдания и страсти, в которых отразился искаженный сюрреалистичный мир, шокирующий интимными подробностями. В Музее Фаберже показывают живопись и графику Кало и Риверы из собрания Музея Долорес Ольмедо в Мехико, а также работы из собрания Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы, и мексиканской галереи «Арвил». Всего около сотни произведений, которые ранее были показаны в Москве. [Подробнее] Виктор Пивоваров. Посвящение Вике. 2005. Холст, масло. Courtesy автор Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович (до 12 мая 2019) Еврейский музей и центр толерантности Больше тридцати первоклассных работ, из которых в музее сконструировали лабиринт. Цель выставки предельно проста — познакомить с искусством XX и XXI века детей и взрослых без обременительных экскурсов в теорию. Ядром экспозиции стали работы Казимира Малевича и Фрэнсиса Бэкона, Роя Лихтенштейна и Виктора Пивоварова, Наталии Гончаровой и Марины Абрамович, Альберто Джакометти и Бриджет Райли, Ансельма Кифера и Нико Пиросмани. Среди них живопись и фотография, инсталляция и экспериментальная анимация. Ключом к пониманию искусства, которое традиционно считается сложным и понятным лишь узкому кругу профессионалов, должны стать эмоции как универсальный способ познания почти любого произведения, к тому же доступный людям любого возраста. [Подробнее]