Войти в почту

Русский парижанин — художник Константин Кузнецов

Константин Кузнецов (1863-1936) был уроженцем нижегородской губернии, села Желнино, что раскинулось на берегу Оки. Отец Константина был состоятельным купцом, имевшим дело и в Астрахани. В детстве Константин получил хорошее домашнее образование, он очень любил музыку, пение, прекрасно играл на пианино. В молодые годы Константин Кузнецов часто бывал в Саратове, там же он познакомился с другим художником — Виктором Борисовым-Мусатовым (много позже в архиве Русского музея искусствоведы обнаружат интереснейшую переписку данных художников). В Саратове перед Константином Кузнецовым впервые откроется мир французских художников Барбизонской школы (их картины находились в частных коллекциях). Фото: Владимир Майоров В 1896 году Константин Кузнецов совершает длительную поездку по городам Европы: Лондон, Рим, Флоренция и, конечно, Париж — тогдашнюю столицу художественного бомонда. Чуть позже художник там и останется (выбор данного города для проживания и работы, кстати, был обусловлен желанием его невесты, а позже супруги Александры Алексеевны Самодуровой). Живя во французской столице, оба супруга много времени посвящали занятием живописи. Константин — в мастерской Луи Гумберта, Академии Фернана Убера, Александра — в Академии Р. Жюльена, но настоящими учителями художника стали знаменитые французские импрессионисты — Клод Моне и Камиль Писарро. Недаром в 1900 году Бретань стала родником вдохновения для Константина Кузнецова. А знаменитые скалы Этрета в Нормандии стали ещё одной живописной жемчужиной мастера. Фото: Владимир Майоров Вплоть до 1913 года Константин Кузнецов приезжал в Россию, участвуя в выставках Москвы и Петербурга. В это же время его ждали салоны и выставочные залы Франции, Бельгии, США. Его перу принадлежат портреты, пейзажи Парижа, окрестностей, Бретани и Нормандии. У Константина Кузнецова есть опыт создания и декораций к опере Клода Дебюсси "Пелеас и Мелисанда" (постановка не была осуществлена). В 30-е годы прошлого столетия художник занимался и книжной графикой, выполнил иллюстрации к повести Николая Гоголя "Вий" (издательство "René Kieffer"). О его творчестве писали Александр Бенуа и Гийом Аполлинер, а также видные французские критики. Работы Константина Кузнецова находятся в музеях и частных собраниях Парижа, Гааги, Москвы, Санкт-Петербурга (Государственная Третьяковская галерея и Русский музей). Лишь только недавно большая часть его наследия, 300 живописных и 100 графических работ, вернулась в Россию.

Русский парижанин — художник Константин Кузнецов
© Ревизор.ru